Друзья, привет. Ежедневно от вас приходят запросы на публикацию материалов об игрушках с сомнительным содержанием. Я готовила эту статью, собирала для неё информацию, но в руки мне попалось это. И "это" заслуживает полноценного материала, который я бы (спойлерю) назвала антирекламой. Сегодняшняя история не из интернета и маркетплейсов, она реальная. О том, какой презент не так давно получила моя младшая дочь.
Интерактивный обучающий планшет с азбукой "Ми-ми-мишки"
Кому там не стоит в зубы смотреть? Вот я и не смотрю, рука не поднялась избавиться от этого планшета. Дочь периодически им интересуется, и очень быстро забрасывает, что, в общем-то, нормально для ребёнка в возрасте года и четырёх месяцев.
Я в принципе не знала, кто такие Ми-ми-мишки до того дня, когда у нас появился этот планшет. Старшая дочь выросла на другом репертуаре, для младшей это ещё не актуально. Поэтому оценить педагогическую составляющую этого мультфильма не могу. И здесь её касаться не буду.
К делу. Оцените общий вид этой игрушки.
Обычный планшет с ручкой, основную часть "экрана" занимает азбука, слева есть несколько кнопок с дополнительными функциями:
- "Учим буквы и слова"
- "Учим звуки"
- "Алфавит в стихах"
- "Экзамен"
- "Игра"
- "Сказка"
И кнопки "Да" и "Нет". Вроде бы ничего особенного. Игрушка, каких полно на рынке. Но, оказывается, не тут то было.
Своё мнение относительно развивающего эффекта подобных "интерактивных" игрушек я изложила в одном из материалов (ссылку на него ищите в конце статьи), поэтому здесь не буду останавливаться, ограничившись тем, что без данного девайса ребёнку вполне можно обойтись. Тем более, что учить алфавит в возрасте, когда детей начинают снабжать игрушечными смартфонами и планшетами, совсем не стоит.
Как всегда, сначала о хорошем. Ведь оно должно быть даже в самой плохой игрушке, правда? Этот планшет тематический. Только поняла я об этом далеко не сразу, а лишь тогда, когда увидела в азбуке для некоторых букв странную визуализацию.
Забегая вперёд, скажу, что производитель заложил в азбуку слова, связанные с мультфильмом "Ми-ми-мишки"
Ребят, честно, когда я пыталась выстраивать логические цепочки, чувствовала себя Эркюлем Пуаро. Построила.
Итак, ананас на букву А, банан на Б, велосипед на В, груша на Г. Нормально всё. Друзья? И картинка в виде обложки книги или журнала, а может быть даже афиши.
Сижу, думаю. Как вообще можно визуализировать друзей? Крокодила Гену изобразить с Чебурашкой? Или дядюшку Мокуса с Фунтиком? Какой шанс, что ребёнок идентифицирует данное изображение как друзей? А учитывая специфику интерактивных игрушек и задачу заменять собой собеседника, поиск нужного слова становится проблемой.
Да, что же такое азбука?
Азбука – это собрание букв в алфавитном порядке, по которому можно выучить из начертание и название. По сути, это алфавит, иллюстрированный картинками. Естественно, в контексте детской азбуки, потому что азбука вполне может быть и не иллюстрированной.
Едем дальше. Ежевика, ёжик, жёлудь, зайчик? Почему слово "зайчик" не в начальной его форме? Страшненький (как и большинство картинок), с морковкой, но всё же заяц. Ошибки не случится, даже если ребёнок назовёт его именно так, а не как задумал автор.
Игрушки (тоже с натяжкой, но всё же понятно; однако это родовое обобщение).
И бинго, после которого в моей голове рассыпались все представления об азбуке:
- Попугай на букву Й
- Кенгуру на букву У
- Конфета на букву Ф
В моих представлениях о детской азбуке, основанных на педагогической практике, далёком детстве и личных книгах, родительском опыте и просто наблюдательности, совсем не эти слова должны иллюстрировать буквы Й, У, Ф. Слова должны начинаться на указанную букву. Вы можете сказать, что данный планшет - всего лишь игрушка, а не дидактическое пособие. А я вам скажу вот что: продавец заявляет планшет как "обучающий". Мы же с вами знаем о степени родства дидактики и обучения, правда?
Вы можете сказать, что маркетинг не знает границ, а бизнес только рад. И я вами солидарна, мы уже говорили об этом. Я перекопала немало материалов в интернете. Я не нашла ни какого-либо документа, ни, тем более, ГОСТа, касающегося разработки и иллюстрирования азбук. Более того, на глаза мне попалась диссертация, в заключении которой был вот такой текст:
В настоящее время в России отсутствуют публикации с исчерпывающей информацией по проблемам дизайна школьного учебника (включая азбуки и буквари), с анализом исторических предпосылок жанра, с периодизацией этапов графического проектирования, исследованием путей развития дизайнерских подходов и современных художественно-коммуникативных принципов.
И уж если для "школьного учебника" публикации отсутствуют, то почему производители "обучающих" игрушек должны заморачиваться?
Зато, кстати, в нашей стране есть ГОСТ под названием "Безопасность игрушек", раздел 8 которого описывает "Руководящие указания по определению возраста". Вы не поверите, изучение алфавита и цифр закреплено в нём, начиная с возраста 2х лет.
Давайте снова к планшету. Ъ - обЪявление, Ы - мЫшка (мышка?), Ь - медведЬ. Допустимо (без мышки, на мой взгляд). Кстати, видела азбуки, где эти буквы представлены в разных форматах: одни визуализируются, как в примерах выше, другие не имеют иллюстраций к этим буквам.
Что ещё? Кеша, Лисичка, Тучка на соответствующие буквы. Ну ок, вероятно, дети, которые смотрят Ми-ми-мишек, назовут их. Но я не уверена в правильности использования в азбуках имён собственных... А вы как считаете? Поделитесь мнением в комментариях к этому материалу.
И вот момент какой. Как быть с Хвостом и буквой Х, изображением к которой служит белка? Или Щенок с буквой Щ и изображением собаки? Ребёнок обязательно назовёт её именно так.
Резюмирую: грустно. Друзья, вот такое моё видение данной игрушки, вернее, только её части, потому что разобрала я только лишь азбуку. Лезть в дебри и кнопки на панели слева не вижу смыла, потому как смысла это уже не имеет: игрушку эту лично я не купила бы. Радует лишь одно: когда детям интересно жать на всё подряд, они точно не будут интересоваться азбукой. Несмотря ни на ГОСТ, ни на уловки производителей и рекламщиков. Никого не призываю быть солидарным, но надеюсь на ваш отклик в виде комментария. Что думаете на этот счёт? Где истина? Давайте пообщаемся. А может быть вы увидели то, что мне не удалось?
Ну а ещё мне кажется, что эта история может стать отправной точкой для организации тематического родительского собрания. Детско-родительские (или родительско-детские?) хотелки хотелками и останутся, но предупредить взрослых не помешает.
Про "развивашки" и псевдоразвитие я писала здесь:
Лайк и репост как всегда приветствуются, это поможет популяризовать публикацию и даст возможность большему числу наших коллег и заинтересованных родителей прочитать её. Подписка на канал работает так же. Присоединяйтесь к блогу "Методист в отставке", если вы ещё не с нами. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" всё с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.