Лишь в последние десятилетия появляются работы, посвященные церковной живописи русских художников XVIII - XIX веков. Так, А.В. Лиховцева в статье Религиозные сюжеты в творчестве Ивана Акимова[1] привлекает внимание к церковной живописи одного из учеников Антона Лосенко. Вполне успешный, Акимов вошел в историю русского искусства как мастер «второго ряда», старательный и скучноватый подражатель.
Автор статьи с немалым удивлением говорит о том, что «как раз в работах для церквей Иван Акимов почему-то (выделено мною. – Н.Я.) наиболее легко и гармонично, очень естественно синтезировал мастерство академического рисунка, блестящее знание анатомической формы, теплый спокойный выдержанный, глубокий по тону колорит, способность к созданию живописных эффектов посредством грамотного использования свойств светотеневой моделировки, наличие внутренней эмоциональности образа. И такой синтез в картине становился не «замученным» результатом длительной работы, а искренним решением, соответствующим сути поставленной задачи, с использованием средств и возможностей, определенных навыков, которыми свободно владел живописец»[2].
В этом «почему-то» - искреннее убеждение в том, что церковное искусство могло быть для художника Нового времени только чем-то второстепенным, чуждым и вынужденным[3].
Из целого ряда образов, написанных Акимовым и известных в основном по документам, в целости и сохранности дошла до наших дней композиция Тайная вечеря[4], которую исследовательница вполне справедливо именует картиной в духе западноевропейской художественной традиции, окрашенной искренней верой и искренними чувствами.
Неудивительно, что Академия художеств и современники Акимова называли Тайную вечерю лучшим произведением Акимова.
Нонна Яковлева
__________________________________
[1] А.В.Лиховцева. Религиозные сюжеты в творчестве Ивана Акимова. / Русское церковное искусство Нового времени.- М., 2004. С.162 - 166.
[2] А.В.Лиховцева. Там же. С. 162.
[3] Впрочем, эта часть наследия выученика Академии, пенсионера, с 1773 по 1778 год проходившего обучение в Италии, до сей поры мало известна. Смоленская икона Божией Матери кисти Акимова, сегодня находящаяся в церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, скрыта богатой ризой с драгоценными камнями. Насколько можно судить, это весьма типичное для своего времени произведение: в рамках существующей иконографической схемы художник создает живоподобный, тонкий по колориту «внутренне спокойный и внешне созерцательный образ, который обнаруживает в себе единство рационального и эмоционального». Там же. С. 164.
[4] Находится над царскими вратами церкви архангела Михаила в Михайловском замке в Петербурге и входит в собрание Русского музея.