Найти тему
Без музыки совсем не то

О том, как Михаэль Киске и Ральф Шиперс в один и тот же миг отчалили их своих альма-матерей, бросив их на потеху публике

В 1993-м году две знаковые немецкие пауэр-металл-группы Helloween и Gamma Ray практически в один момент понесли серьезные имиджевые потери, лишившись своих поистине гениальных фронтменов – Михаэля Киске и Ральфа Шиперса. Но в итоге потеряли не только они сами и альма-матери этих вокальных гениев, но и те знаменитые бренды, куда они могли бы прекрасно вписаться – Iron Maiden и Judas Priest. Также в публикации хоть и кратко, но вполне конкретно рассматривается самый шикарный альбом Gamma Ray – «Insanity and Genius» 1993 года.

Ральф Шиперс и Михаэль Киске под конец своей карьеры
Ральф Шиперс и Михаэль Киске под конец своей карьеры

Я всегда сравнивал вокалы Михаэля Киске и Ральфа Шиперса, и никак не мог решить, кто же из них круче. Ясно, что Киске сильнее, потому что он основательнее, в нем есть какая-то нетленная классика. А вот Шиперс никогда классикой не увлекался, по мощности до Киске не дотягивал, но есть у него в вокале какой-то изюм, которого у Киске явно нет и никогда не было.

На фото слева - Киске и Хансен (оба в центре) в Helloween в конце 80-х, на фото слева - Киске (в центре) и Шиперс (справа сидит) - в Gamma Ray начала 90-х
На фото слева - Киске и Хансен (оба в центре) в Helloween в конце 80-х, на фото слева - Киске (в центре) и Шиперс (справа сидит) - в Gamma Ray начала 90-х

В принципе, обоих этих гениев голосовых связок металлического типа я имел возможность сравнивать уже более 30 лет подряд, так как они и сегодня лабают шикарные песенки в разных группах, как это делали все эти 30 с лишним лет. И когда они практически разом покинули свои группы, один был прямым кандидатом на замену ушедшего из Iron Maiden Брюса Дикинсона, а другой – Роба Хэлфорда из Judas Priest.

А что? Плохие были бы замены?

Я думаю, это всё же было бы лучше, чем испортившие имидж IM и JP Блейз Бейли и Тим Оуэнс.

Но тут я хочу остановиться на начале 90-х, когда обе группы с этими маэстрами – Helloween и Gamma Ray – достигли своих наивысших высот, и обе в 1993 году вдруг обломились с их уходом на самостоятельные хлеба. После 1993 года и Helloween, и Gamma Ray перестали быть тем, чем они были. Не скажу, что группы стали хуже, просто они стали совсем другими и непохожими на то, чем они были до этого. Появились новые вокалисты со своими собственными, то есть, совершенно другими данными, ну и результат мы видим.

А как всё хорошо начиналось! Я имею в виду Helloween с Михаэлем Киске и Gamma Ray с Ральфом Шиперсом. Оба они записали со своими группами каждый по четыре диска, и все восемь были просто шедевральными. Ну, о двух шедеврах Helloween я уже написал (ссылки ниже), и об одном альбоме Gamma Ray – тоже. Правда, второй альбом 1990 года вышел в виде мини-диска, тем не менее, это все же был диск, причем с оригинальными песнями количеством пять штук.

И вот, пока Шиперс был в Gamma Ray, группа вполне конкурировала с Helloween. Ведь никто же не поспорит с тем, что Хансен и Шиперс – гении? Да и остальные музыканты тоже не промах, хоть некоторые из них и менялись от альбома к альбому. И все было бы хорошо, если бы вдруг Gamma Ray не записали кавер на бессмертный хит Judas Priest «Exciter» 1978 года. Как раз в тот момент «Присты» подыскивали себе нового фронтмена, и Ральф Шиперс решил, что он на эту роль подходит лучше всего.

Эпопея с походом Шиперса «в Присты» в итоге закончилась плачевно и для него, и для «Пристов», очень сильно пострадали и Gamma Ray, когда вместо своего «заводилы» петь пришлось Каю Хансену, как когда-то это было и в Helloween. Однако из Хансена певец еще тот, а потому Gamma Ray потеряли все шансы не только догнать тоже обезглавленных Helloween, но и вообще попасть в какие-то списки популярности, кроме немецких и японских. А ведь как хорошо всё начиналось!

Немецкий виниловый выпуск альбома Gamma Ray "Insanity and Genius", 1993 г.
Немецкий виниловый выпуск альбома Gamma Ray "Insanity and Genius", 1993 г.

В общем, первые альбомы Gamma Ray были на мировом уровне, и до настоящей популярности было уже как бы рукой подать. В 1993 году музыканты записали свой третий (не считая мини-диска «Heaven Can Wait» 1990 года) альбом «Insanity and Genius», который наконец-то попал в немецкие чарты, а в японских улучшил свои позиции по сравнению с предшественником (кстати, в Японии это и до сих пор самый популярный диск Gamma Ray). Это был пик творчества группы, и еще альбом интересен тем, что на нем появилась версия песни «Gamma Ray» древней немецкой группы Birth Control. Правда, оригинал выглядел лучше, тем не менее, и кавер получился хоть и по-металлически экстремальным, но трек-лист он не испортил.

Лейблы немецкого винилового выпуска
Лейблы немецкого винилового выпуска

Однако рассматривая всю эту тему подробнее, можно заметить, что детонатором всей этой истории был все же не Шиперс, а Кай Хансен. Во-первых, он сам подначил своего фронтмена на прослушивание в «Пристах», прекрасно понимая, что ничем хорошим это для его группы не кончится – ведь не полный же он дурак, просто похохмить решил. И хотя события развернулись несколько по иному, тем не менее, да – для Gamma Ray это закончилось плачевно.

Музыканты, записавшие альбом Gamma Ray "Insanity and Genius", 1993 г. Шиперс и Хансен - на фото слева
Музыканты, записавшие альбом Gamma Ray "Insanity and Genius", 1993 г. Шиперс и Хансен - на фото слева

Во-вторых (но это уже со слов самого Хансена), он так и не смог заставить Шиперса переехать на ПМЖ в Гамбург из своей Тмутаракани (где-то в Восточной Германии), и таким образом фронтмен появлялся в группе только на главных репетициях и при записи альбомов. От Тмутаракани Шиперса до Гамбурга было более 700 километровпути, но Шиперс не хотел покидать отчий дом навсегда, потому ему и приходилось постоянно мотаться туда-сюда. А интересно – если бы его записали все же в «Присты», он что, тоже мотался бы из своей немецкой Тмутаракани то в Англию, то в Америку?

Немецкий выпуск 1993 года
Немецкий выпуск 1993 года

Короче, именно Хансен виноват, что не заставил тогда Шиперса сменить дислокацию, и в итоге их пути разошлись, и кому от этого стало лучше? Сегодня они дают совместные концерты, но от этого не лучше ни тому, ни другому. Gamma Ray за последние 10 лет не выпустили ни одного диска, а Шиперс, хоть и тянет свой собственный металлический проект Primal Fear, но на нем зарабатывает так мало, что ему до сих пор приходится подрабатывать учителем пения.

Бразильский виниловый выпуск альбома Gamma Ray "Insanity and Genius", 1993 г. На задней части конверта помещена иллюстрация с немецкого CD-выпуска
Бразильский виниловый выпуск альбома Gamma Ray "Insanity and Genius", 1993 г. На задней части конверта помещена иллюстрация с немецкого CD-выпуска

Ну, и, в-третьих, после выхода «Insanity and Genius» Кай Хансен всё твердил, что настала пора сделать что-то по-настоящему убойное, а проблема с нежеланием Шиперса переезжать в Гамбург мешает это сделать. Таким образом понятно, что он разными способами сам избавился от такого шикарного вокалиста, а после того, как тот пролетел с «Пристами», не поспешил его забрать обратно.

Лейблы бразильского выпуска
Лейблы бразильского выпуска
Внутренний конверт для пластинки бразильского винилового выпуска. На нем изобраены музыканты (слева направо) - Дирк Шлехтер (вторая гитара, клавишные, вокал на треке 9, продюсер, инженер), Кай Хансен (гитара, вокал), справа сверху - Ральф Шиперс (вокал), снизу слева направо - Ян Рубах (бас-гитара) и Томас Нак (барабаны)
Внутренний конверт для пластинки бразильского винилового выпуска. На нем изобраены музыканты (слева направо) - Дирк Шлехтер (вторая гитара, клавишные, вокал на треке 9, продюсер, инженер), Кай Хансен (гитара, вокал), справа сверху - Ральф Шиперс (вокал), снизу слева направо - Ян Рубах (бас-гитара) и Томас Нак (барабаны)

Правда, в 1995-м Кай Хансен очень сильно порадовали поклонников не только Gamma Ray, но и Helloween песней «Time to Break Free» с Михаэлем Киске на вокале. Песня эта вышла на альбоме Gamma Ray «Land of the Free» в 1995 году, но кроме нее на пластинке ничего интересного обнаружено не было. И это был последний привет от обеих групп до самого 2021 года, когда все бывшие именитые «хэлловиновцы» и «гаммарэевцы» встретились на альбоме «Helloween» в 2021 году.

Но альбом «Insanity and Genius» и на самом деле получился просто шикарным, и если сравнивать его с последним на тот момент творением Helloween «Chameleon» (того же года), то, думается, что «Insanity and Genius» все же был поинтересней, в любом случае он был больше похожим на «Хэлловинов» в лучшие их времена. А то, что Хансен грозился после него сделать кое-что получше – так это он только грозился, но так ничего получше и не сделал, и даже близко.

И поэтому можно констатировать факт, что Кай Хансен как музыкант мирового уровня закончился именно в 1993-м, после ухода из его группы Ральфа Шиперса. Не скажу, что последующие альбомы Gamma Ray такие уж и негодные – все они были годные, но это были уже не произведения тех Gamma Ray, которых публика знала с самого начала. А раз так, то и упоминать о тех, «последующих» «Гаммареях» я тут не стану.

А в заключение послушаем альбом Gamma «Insanity and Genius» и порадуемся тому, что он вообще есть, и мы даже сегодня, через почти треть века после его выхода, можем подивиться гениальности музыки, на нем записанной.

Трек-лист (на виниле и CD отличается расположением песен):

1). Tribute to the Past (5:04) «Дань прошлому». Типичный Helloween в лучшие свои времена. Правда, на этом диске барабаны записаны как-то нехорошо, звук получился «базарный», но в целом песня просто прекрасная, и даже Шиперс очень сильно напоминает Киске, хотя в целом вокал у него совершенно уникальный. Энди Дерису из Helloween до него как от Луны до Альфы Центавры.

2). No Return (4:06) «Без возврата». Еще один шедевр образца Helloween, правда, Хансен на соло играет как-то не совсем убедительно.

3). Last Before the Storm (4:29) «Последний перед бурей». И снова Helloween, правда, очень сильно проскакивают «пристовские» музыкальные мотивы, и Шиперс тут как-то незаметно пытается подражать Хэлфорду.

4). The Cave Principle (6:51) «Пещерный принцип». Песня интересная, но слишком патетическая. И тут тоже чувствуется попытка подражания «Пристам», впрочем, это, при более детальном рассмотрении, может быть только плюсом.

5). Future Madhouse(4:07) «Будущий сумасшедший дом». Суперский шик и блеск на высоких скоростях. Что тут комментировать? Надо слушать.

6). Gamma Ray (5:20) «Гамма-луч». Прекрасный хит начала 70-х от немецкой прогрессивной группы Birth Control, правда, тут он звучит несколько по-иному, тем не менее, если не знать, что это кавер, то слушается прекрасно. Барабаны тут опять-таки слишком «базарные».

7). Insanity and Genius (4:30) «Безумие и гений». Среднетемповый боевик, принципиально стандартный для всех пауэр-металлических групп, но вокал Шиперса всё это дело вытягивает на очень высокую высоту.

8). 18 Years (5:23) «18 лет». Очень патетический металлический эпик, такое ощущение, что его идея была содрана с подобного же эпика Киске «I Believe» с диска Helloween того же года. Ну, часть музыки к этому номеру была написана Шиперсом, видимо, лавры Киске ему не давали покоя никогда.

9). Your Torn Is Over (3:53) «Твой Торн закончился». Ужасный боевик, будто содранный с наследия Accept начала 80-х. На вокале – второй гитарист группы Дирк Шлехтер, вокал его еще ужаснее, чем сама песня, как раз под такие же ужасные барабаны. Ну, и на старушку бывает прорушка, тем не менее песня альбом по большому счету не портит, если ее промотать и не слушать.

10). Heal Me (7:32) «Вылечи меня». Ну, и как же на таком знаменательном диске без баллады? Правда, исполняет ее на вокале Кай Хансен, потому интерес к этому произведению несколько ниже, чем к аналогичным балладам на предыдущих альбомах Gamma Ray. К тому же местами музыка по саунду походит на некоторые произведения Iron Maiden и Megadeth, но очень интересно то, что это – единственная песня на альбоме, где барабанная работа (то есть звучание) просто шикарная.

11). Brothers (5:15) «Братья». Наконец-то снова пошли явные шедевры. Да, это шедевр, хотя скорее представляет собой легкую заводную песенку в стиле некоторых ранних сольных работ Пола ДиАнно. Но, по сути, именно такими песнями и должны заканчиваться такие замечательные диски.

Бонус:

12). Heroes (4:59) «Герои». Этот бонус появился только на японском издании альбома в 2003 году. Песня сама так себе, походит на некоторые произведения Judas Priest первой половины 80-х, однако финал поистине шикарен.

В заключение следует добавить, что этот альбом на виниле в 1993 году выходил только в Германии и Бразилии, а потом вообще никогда. В основном он вышел на CD, а в странах Восточной Европы, в России, в Германии и в США – еще и на кассетах.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Как шикарный фронтмен группы Gamma Ray Ральф Шиперс провалил свою карьеру, подавшись в Judas Priest

Helloween «Хранитель Семи Ключей, часть 1», 1987 г. ~ Как Михаэль Киске вывел в люди первую в истории пауэр-металлическую группу

«Chameleon», 1993 г. – последний альбом истинных Helloween, после него это была уже совсем другая группа

Как Роб Хэлфорд в 1993-2002 гг. записал целых пять новых альбомов Judas Priest, но издал их под брендами других проектов

«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла