БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ !
Часть 2 – это продолжение (будет и Часть 3)!
Начало читайте ЗДЕСЬ (ЧАСТЬ 1)
Напомню тем, кто не читал НАЧАЛО ЭТОЙ СТАТЬИ о том, что я имею в виду под значением этого слова – ЗАНОС. Это наш тренерский жаргон, который позволяет ОДНОЗНАЧНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ то, что происходит с автомобилем, а не говорить, что "автомобиль понесло".
Как выглядит «реакция на занос», можно посмотреть у нас на автодроме или на этом видео с занятий(зимний занос) и на этом видео с занятий(занос на асфальте). Не забудьте после просмотра видео дочитать статью. 😊
Итак, ЗАНОС – это скольжение задних колёс в сторону, противоположную повороту передних колёс. При ЗАНОСЕ задние колеса автомобиля стараются «обогнать» передние колеса. Т.е. происходит вращение автомобиля вокруг переднего опорного колеса.
ВНИМАНИЕ!
Инерционный ЗАНОС не зависит от типа привода ведущих колёс автомобиля!
Кроме этой статьи, есть много интересного в других статьях канала SafeRoad. Читайте вдумчиво и не торопясь! Есть вопросы запишите и шлите их мне. Не забываем подписаться на мои каналы – они под статьёй. Вам может быть интересно, а мне стимул что-то писать для Вас. Рекомендуйте канал ДЗЕН знакомым, и Вам воздастся в виде новых интересных и полезных, с точки зрения практики, материалов!
Готовлю другие статьи, и если Вам это будет интересно, пишите в комментариях или ставьте «лайки»:
Спортсмен-автогонщик знает, как УПРАВЛЯТЬ ЗАНОСОМ, и может даже использовать его для скоростного прохождения поворота.
Начало же «реакции на занос» с запозданием приведёт или к неконтролируемому развороту автомобиля или превратит одиночный ЗАНОС в РИТМИЧЕСКИЙ ЗАНОС. Автомобиль начнёт раскачивать «корму» как на качелях из стороны в сторону с увеличением углов раскачивания - это РИТМИЧЕСКИЙ ЗАНОС.
Про ПОВОРОТЫ и про РИТМИЧЕСКИЙ ЗАНОС в одной из следующих статей. Есть еще боковой СНОС ВСЕХ КОЛЕС, но об этом …, если Вам это будет интересно…
Если же автомобиль, когда Вы поворачиваете руль не хочет ехать в этом направлении, а продолжает ехать прямо, то это СНОС. Читайте про самую кровавую дорожную ситуацию - СНОС передней оси/колёс.
Если Вы не спортсмен-автогонщик, то ЗАНОС можно только ПРЕДОТВРАТИТЬ опережающим вращением рулевого колеса!
А что бы понять как неконтролируемый ЗАНОС развивается по фазам посмотрите картинку:
По красным цифрам (случай одинакового сцепления с полотном дороги передних и задних колёс):
1 – Автомобиль начинает вход в поворот (начало поворота рулевого колеса)
2÷3 – Автомобиль продолжает движение по дуге поворота с сохранением траектории без скольжения колёс.
По черным цифрам (сцепление передних колес надежнее сцепления задних колёс):
1(красная цифра) – Вход в поворот (начало поворота рулевого колеса)
1(чёрная цифра) – задние колеса срываются в скольжение к внешней стороне дороги (начало вращения).
Почему начинается занос?
Общая, для любого типа привода ведущих колёс, причина начала скольжения задних колёс – торможение двигателем за счёт ослабления водителем нажатия на педаль «газа» из-за превышения скорости входа в поворот. Просто становится страшно. (Статью про принципы, технику и тактику безопасного прохождения поворотов читайте в одной из следующих статей ПРО ПОВОРОТЫ). Ослабление «газа» происходит рефлекторно, при немного повернутых передних колёсах в сторону поворота, происходит разбалансировка автомобиля в сторону загрузки (увеличения силы прижатия) передних колёс и разгрузки (уменьшения силы прижатия) задних колёс. Из-за того, что повёрнутые в сторону поворота передние колёса держатся за дорогу лучше, чем задние колёса, которые к тому же и частично «вывешены»(разгружены), возникает вращательный момент (автомобиль начинает вращение) относительно внешнего, по отношению к повороту, переднего опорного колеса. Т.е. задние колёса начинают скольжение к внешней стороне поворота.
Про опорное колесо в повороте.
В левом повороте опорное колесо правое переднее, а в правом повороте опорное колесо – переднее левое. Именно "вокруг" этих колес и вращается автомобиль двигаясь по дуге поворота.
2(чёрная цифра) – водитель не успевает/не умеет (причина не важна) повернуть руль «сторону заноса»/сторону направления движения автомобиля (это направление необходимо ВСЕГДА держать взглядом!!!). Далее автомобиль переходит в закритический угол вращения (когда передние колёса повёрнуты до упора, а вращение продолжается), после которого его вернуть к нормальному движению невозможно! ЗАНОС становится неконтролируемым. НИКАКИЕ СИСТЕМЫ электронной стабилизации не смогут прекратить такое вращение. Такой занос можно прекратить только вращением рулевого колеса. Но, в настоящее время, ни одна система электронной безопасности не умеет вращать руль в нужном направлении. Электроника всего лишь умеет выборочно подтормаживать отдельные колёса. Поэтому, если водитель не научен вращать руль со скоростью не менее 4х движений руками в секунду(!), да ещё и делать это с опережением скольжения задних колёс, то ЗАНОС ОСТАЁТСЯ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫМ с самыми непредсказуемыми последствиями.
3÷4(чёрные цифры) – продолжение, неконтролируемого ни водителем, ни электроникой, вращения автомобиля.
Про правильные действия водителя при ЗАНОСЕ читайте в Части 3 этой статьи. Будет еще одна картинка с фазами ЗАНОСА.
А как обычный занос может превратиться в катастрофическую ситуацию читайте статье - Про Ритмический ЗАНОС (публикация готовится)
Читайте так же ПРО СНОС Всё что здесь написано, исключительно для заинтересованных в выживании водителей!
У кого есть вопросы, и кто посчитает все прочитанное полезным рекомендуйте знакомым и друзьям и поставьте в ДЗЕНЕ «лайк».
А для более «тесного» и персонального общения и объяснения Вам тонкостей, можете «похвалить» меня через ЮМани https://yoomoney.ru/to/4100118098522272. Пообщаемся через https://chattern.ru/ - ссылку приглашение сброшу в личку.
Мои каналы:
https://vk.com/alexeynkolontai
https://www.youtube.com/@Safe_Road
ВОКОМ® - зарегистрированная марка "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс". Ссылка на методику и статьи при обучении и описании в любых средствах информации обязательна.
С уважением к моим Читателям и Ученикам, руководитель "Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс" Алексей Н. Колонтай