Печальная тенденция: практика по замене троллейбусов на электробусы добралась из столицы до ближайшего мегаполиса - Нижнего Новгорода. Уже несколько троллейбусных маршрутов закрыты, вместо них на линию вышли автобусы с батарейками.
Надо сказать, что троллейбус никогда не был сильной стороной Нижнего Новгорода. Что уж говорить, что здесь существует три отдельных сети! Причём, это не последствия какого-либо погрома, так было всегда! Сеть никогда не была единой.
Город разделяет река Ока, и одна из сетей находится на правом берегу в центральной нагорной части, а две других - на левом. Вторая сеть расходится от вокзала в западные и северные районы, а третья покрывает район Автозавода.
Начать заменять сперва решили, кстати, именно с центральной нагорной части. Из-за строительства метро сеть была уже несколько покоцана пару лет назад. На данный момент здесь остаётся всего 4 маршрута: 9, 13, 17, 31. Из центра можно уехать в Щербинки и Нагорный микрорайон.
Совсем другая ситуация с Автозаводской сетью. Тут имеется очень хорошее покрытие района троллейбусом.
Сеть была ещё в советское время спроектирована так, чтобы доставлять рабочих из всех щелей района на завод ГАЗ. Надо сказать, что спустя десятилетия, функционал её ничуть не изменился.
В часы пик, когда начинаются и заканчиваются смены, в троллейбусах реально не протолкнуться. Газелестроители возвращаются домой после тяжёлого рабочего дня.
Троллейбусные линии проложены (проходили) с обеих сторон ГАЗа. Большинство маршрутов проходит с центральной стороны по проспекту Ленина - кстати. там же параллельно троллейбусу идут трамваи и метро.
По задней стороне ГАЗа вдоль тамошних проходных тоже есть линия, где ходил один 22-й маршрут. Недавно его как раз заменили на электробусы..
Несколько лет назад парк троллейбусов пополнился московскими дарами. В отличие от многих других городов, в Нижнем Новгороде вчерашние московские троллейбусы прижились хорошо, и почти в полном составе вышли на линию, и работают на маршрутах до сих пор. Большая часть из них пришла именно в Автозаводское депо. Тут вы встретите множество СВАРЗ-МАЗов и БКМ-ов.
В какой-то момент что-то пошло не так, и, в итоге, начали электробусить троллейбусы именно с автозаводских маршрутов.
К слову сказать, электробусы поступают в Нижний семимильными темпами! В сентябре, когда было сделано большинство фото из этого поста, электробусов ещё не было на линиях, однако некоторые экземпляры уже проходили обкатку, и я их видел на улицах города (но сфотографировать не успел)..
Сейчас же только в работе уже четыре десятка, и ещё четыре десятка готовятся выйти на маршруты в скором времени.
В городе уже действует 4 маршрута электробусов. 2 из них - бывшие троллейбусные (э11 и э22), один - продлённый троллейбусный (э4), а один, э17 - новый, лишь частично проходит по местам с контактной сетью. Причём участок по Белинского и Ванеева проходит как раз по линии, закрытой пару лет назад из-за строительства станции метро Сенная площадь.
Зачем вообще Нижнему электробусы? Это же дорого и непрактично. Тут надо понимать, что приходят они по федеральной программе развития электротранспорта, которая субсидирует закупку именно электробусов. По ней они могут обходиться городу совсем недорого - сильно дешевле автобусов и троллейбусов. Казалось бы, можно радоваться, но есть нюансы:
1. За эти игрушки всё равно платит бюджет, пусть и немного другим более сложным путём, т.е. все мы. Государству электробусы в любом случае обходятся дороже.
2. Купить электробусы можно дешевле, а вот то, что и в обслуживании они дороже, и что аккумуляторы могут выйти из строя, и что тогда делать, про эти нюансы ничего не уточняется.
Вечные вопросы никуда не деваются:
1. Если так хочется помочь городу деньгами, зачем их тратить на неэффективные электробусы? В Нижнем очень сложная ситуация с трамваем (старые вагоны, дряхлые пути, высокие интервалы, недостаточный охват жилой и рабочей застройки).
Направьте лучше эти деньги на него! Только не надо ограничиваться покупкой новых вагонов, как это часто у нас делается, надо подходить к вопросу комплексно. Хороший трамвай куда эффективнее решит транспортные проблемы мегаполиса, чем заменяющие троллейбусы электробусы.
Ну и, наконец, если так уж хочется распространять и внедрять именно электробусы (что само по себе не так уж и плохо), то почему их ставить надо обязательно именно вместо троллейбусов? В Нижнем более сотни маршрутов дизельных автобусов, многие до сих пор работают на пазиках. Вот займитесь ими! Тут непаханое поле для работы! Так вы действительно повысите не только экологичность общественного транспорта, но и комфорт пассажиров.
Но зачем менять один экологичный вид транспорта другим, зачем заменять один комфортный вид транспорта другим, причём менее надёжным и эффективным, никто внятно объяснить не может. Один только небольшой плюс у Нижнего есть перед Москвой: тут нет этой промежуточной многолетней дизельной фазы, когда между троллейбусом и электробусом маршрут обслуживали автобусы.
Пока что крошечным плюсом от перевода троллейбусов на электробусы можно отметить лишь восстановление 8 маршрута. Длинная линия в Сормово до улицы Дубравной несколько лет оставалась без движения. Но сейчас троллейбусы освободились, и она снова работает.
В любом случае, будем надеяться, что разум возобладает, и нижегородский троллейбус оставят в покое. А прекрасные электробусы будут внедряться на автобусных маршрутах!