Книга "Йеллоуфейс" меня вдохновила и приятно удивила. Давно я не чувствовала после прочтения такого огромного желания обсудить прочитанное. Этот роман открывает все секреты книгоиздания, блогеров, читателей, и конечно, самих писателей.
Я, как и вы, читала множество книг о писательском деле, прямо подборку "100 лучших книг о писателях" можно сделать. Открывая "Йеллоуфейс" Ребекки Куанг, я думала, чем же она сможет меня удивить, все же уже сказали. Смогла. Она просто всех сделала!
Злая, остроумная, очень реальная сатира на весь издательский мир, где одним суждено стать богами, купаться в лучах славы и успеха, а другим остается прозябать и завидовать.
Книга поднимает множество актуальных вопросов. Как лёгкие: кто и как делает книгу успешной, где кончается литературный плагиат и начинается творчество. Как соц. сети могут испортить жизнь писателю. Как пережить свой успех и неудачи. Так и весьма непростые: может ли условный "угнетатель" писать книгу о страданиях угнетенных. Как далеко мы готовы зайти в своей лжи.
Первое, на что обращаешь внимание, книга написана очень честно. Главная героиня - чуть подловатая, чуть завистливая, чуть наивная, в целом не злобная - обычная, нормальная женщина. Без идеализма. Ребекке Куанг удалось создать невероятно честный образ.
Сюжет
Две выпускницы Йеля Афина и Джун одновременно начали свою карьеру. Но Афина Лю сразу стала популярной, обласканной славой, богатством и критиками. А Джун так и осталась на писательском старте, выпустив одну фэнтези книгу, с печальными продажами. Несмотря на это девушки поддерживают общение, иногда вместе проводят время. Не сказать что близкие подруги, но приятельствуют. И, конечно, Джун завидует Афине, считая ее успех незаслуженным, что она просто актуальна, а в текстах ее ничего особенного и нет. В свою очередь для Афины Джун как та самая некрасивая подружка, которую берешь с собой на все вечеринки, чтобы сиять на ее фоне. Афина ей полностью доверяет, делиться успехом и своей жизнью, мало обращая внимания на жизнь самой Джун.
Но судьба-злодейка подкидывает сюрприз, Афина нелепо умирает, а Джун крадет черновик ее нового романа. Дописывает и правит его, а дальше все как мечталось: Джун надевает на себя жизнь Афины. Слава, успех, богатство, именитое издательство и своя команда поддержки. Книгу начинают рекламировать за полгода до выхода, рассылают пробные экземпляры именитым блогерам. Размещают везде рекламу, создают благоприятный фон. Вся мощь издательской машины начинает работать на Джун. Роман хорош, раскрывает сложную межнациональную тему, судьбы китайцев во время первой мировой. Не сравнить с посредственным первым романом Джун.
Простая девушка получает все, ее греет успех, который она считает заслуженным, лестные отзывы, премии, ей хочется быть лучше Афины. Более открытой, доброй и отзывчивой. Но ведь с мерой возможностей, приходит и ответственность. А точнее травля в соц. сетях. Джун обвиняют в заигрывании с национальной темой, "белые угнетатели" смеют писать о страданиях "угнетенных китайцев", а однажды начинается компания, что Джун украла рукопись у Афины Лю. Суть верна, но фактов нет, а пламя отмены начинает гореть как пожар. И вот уже киношники, мечтавшие об экранизации молчат, на пресс-конференциях все ее игнорируют а то и откровенно тролят, телефон мигает как сирена от сообщений с проклятиями. Слава оборачивается кошмаром.
А сцена, где Джун не может перестать читать негатив в сети, даже зная, что это вредно, что это последнее, что стоит делать. Почему-то именно с этого момента, я поняла, что все описанное в книге Ребекка Куанг пережила сама.
Почему я влюбилась в эту книгу
За ее честность. Каждому слову Ребекки Куанг я верю. Да что там, нахожу подтверждение ежедневно, вращаясь в книжном мире. За примерами не пришлось далеко ходить.
Кто же такая Ребекка Куанг?
Американка, азиатского происхождения. Молодое дарование, стала популярной в 23 года. Начав восхождение на литературный Олимп с фэнтези трилогии. Многие задавались вопросом, сможет ли она удержаться. Затем вышел ее "Вавилон. Сокрытая история", формально оставаясь в рамках фэнтези, Куанг добавляет второй слой, исследование колониализма.
"Йеллоуфейс" - ее пятый роман, где Ребекка в полной мере раскрывает свой талант. Не боясь рассказывать обо всех секретах издательского мира.
Дадут ли книге когда-нибудь литературную премию? Я сильно сомневаюсь, завуалированно Куанг пнула не одного, а десятки людей в издательском мире. Даже то, как она описывает закулисье литературных премий: шорт-лист 1-2 известных писателя, 3 новых имени, подчеркнуть, что премия - это не массовая история, и вкус жюри более утонченный. Кто ж любит такое про себя читать? )
Станет ли книга культовой? Думаю да. Ничего лучше на эту тему я точно не читала.
Перевод
Собственно, в России у Ребекки Куанг и ее "Йеллоуфейса" случилась собственная отмена и негатив в сети. Которая заставила (!) издательство сделать новый перевод книги. И по слухам, обменять на новый перевод книги всем, кого не устроил первоначальный.
Что могу сказать, "дыма без огня" не бывает. Это не высокая литература, не Набоков, не Драйзер, даже не Селестна Инг, которую завуалировано Куанг в своей книге подколола.
Новые словечки, странные слово сочетания, описание, похода в туалет, простите. Все это есть. Мне, как человеку закаленному детективами, это нисколько не мешало следовать за "белым кроликом" сюжета. Где-то хмыкнуть, где-то удивиться. Если ваша душа нежная как цветок, лучше подождать более приемлемого перевода.
Если, вы способны не зацикливаться на частностях и видеть картину в целом, от души рекомендую. Книга никого не оставит равнодушным.