На днях исполнилось 15 лет как российский город-миллионник Воронеж - центр Черноземья - обрел уникальный статус. Это единственный в Европе крупный город без рельсового электротранспорта. Дело в том, что 15 апреля 2009 года в этом областном центре было прекращено трамвайное движение. В принципе, Воронеж был не единственным на просторах Российской Федерации городом, где выкорчевали трамвай. И горожане, и местная муниципальная власть считали, если заменить ржавые и изношенные вагоны на пазики и маршрутки будет существенно лучше передвигаться по городу. И сильно ошиблись.
В список городов, где, как и в Воронеже, распрощались с электротранспортом вошли Астрахань, Рязань, Тверь, Иваново, Архангельск, Комсомольск-на-Амуре, Шахты, Дзержинск, Ногинск. Но Воронежская трамвайная система была крупнейшей среди ликвидируемых. К концу перестройки здесь работал 21 трамвайный маршрут, три депо и даже трамвайно-ремонтный завод. И была еще надежда на то, что в городе в перспективе появится метро. Еще в генеральном плане города от 1970 года прогнозировалось, что город перешагнет миллионный рубеж. А как известно, в СССР каждый город-миллионник имел право на метрополитен. Наш канал не один раз обращался к этой тематике.
В нулевые годы, когда был принят новый градостроительный кодекс, который предписывал разработку на новой основе градостроительных документов был составлен новый генплан Воронежа. В нем проектировщики заложили трассы легкого метрополитена. Позднее приступили даже к работам по обоснованию этого вида транспорта. Но затем оказалось, что дальше обоснования дело не пойдет.
В целом же, чтобы не утомлять читателя историей, отметим, что в конце концов, в Воронеже будет создан первый в стране метробус (БРТ) – это система скоростного автобусного транспорта, где подвижной состав будет работать на обособленных полосах. Подобные системы созданы более чем в 150 городах и агломерациях мира и показывают очень высокую эффективность и способность перевозить огромный пассажиропоток.
Таких систем много в развивающихся странах Латинской Америки и Азии. Воронеж не стал делать ставку на трамвай и возрождать этот вид общественного транспорта. Метробусная система БРТ появится в центре Черноземья в 2026-2027 гг.
Интересно будет посмотреть, как город пазиков и маршруток превратиться в город со скоростным автобусным сообщением, необычной для нашей страны системой транспорта, и насколько комфортно станет возможно передвигаться по городу-миллионнику Черноземья.
Трамвайные подходы к ренессансу
В свою очередь другие миллионники и околомиллионники России не сбрасывают со счетов трамвай. Несмотря на то, что это один из самых затратных видов наземного общественного пассажирского транспорта, особенно в первоначальном этапе. Власти многих городов обратили внимание на свои трамвайные системы. И каждый из них по отношению к трамваю исповедует свои подходы.
Во-первых, возрождение трамвая и его развитие сдерживается высоким ценником как стоимости подвижного состава, так и содержанием и особенно развитием трамвайной инфраструктуры.
Губернатор Алтайского края Виктор Томенко недавно заявил.
«Мы идем на обновление. Все это очень дорого - каждая единица техники. Купить трамвай - под 70 млн рублей, троллейбус - под 30 или уже даже под 40 млн, автобус - примерно столько же. Это огромные деньги. А потенциал инфраструктурного меню - всяких разных кредитов - тоже не бездонный. В конечном счете, эти деньги потом нужно отдавать, хоть и за 15 лет. Мы, безусловно, этими возможностями пользуемся. Нам надо думать над какими-то новыми инструментами. Возможно, это концессии…», - рассказал губернатор.
Руководитель региона явно имел ввиду специальные казначейские кредиты (СКК). Но регионы на них обычно обновляют автобусный и троллейбусный парки. В этом плане города, где костяк парка составляют трамвайные системы оказываются в несколько ином положении.
В краевом центре Алтая нашли выход из этого положения, поскольку силами местного депо проводят капитально-восстановительный ремонт чехословацких трамваев Tatra T3 SU. Таким образом обновлено 18 единиц, срок эксплуатации которых продлен еще на 10 лет. Наш канал рассказывал в этом материале, как в Ижевске из высокопольных чехословацких вагонов местные умельцы научились делать полунизкопольные трамваи, удовлетворяющие требованиям доступной среды.
Концессия все изменит
Более кардинальный подход в отношении трамвайных систем был принят в 10 регионах, которые вошли в федеральную программу обновления городского электротранспорта. На эту программу правительственным распоряжением выделено 86,5 млрд рублей.
Сегодня активно работы идут в таких городах как Курск и Липецк, Пермь и Ярославль, Нижний и Волгоград, Ростов-на-Дону и Саратов, Красноярск и Краснодар активно проводятся работы по закупке нового подвижного состава, а также обновлению путей и строительства новых. В довесок в этих городах приобретают электробусы и строят электробусную инфраструктуру. Правда, пока в небольших объемах.
Реализация концессий в этих городах показала, что к таким масштабным переменам многие города, концессионеры и население не готовы.
Показателен пример Саратова. В этом городе на Волге ситуацию контролирует спикер Госдумы Вячеслав Володин, который недавно дал нелестную оценку. Во время встречи с жителями города 22 апреля с.г. федеральный политик охарактеризовал саратовскую ситуацию одним словом: «Опозорились».
«Мы нашли 2,9 миллиарда на покупку новых трамваев. Почему? Потому что те, которые есть, — это утиль. На них ездить людям небезопасно. Да, в проект строительства «скоростного трамвая» смогли попасть вместе с 10 регионами. А сейчас? Опозорились. Сейчас эти работы надо завершать, а они еще во многом не начинались, проекта нет», - заявил Володин.
Действительно, проекты некачественные. Компания «Транстоннельстрой», которая занимается реконструкцией путей маршрута №9 Саратова намерена выйти с предложением о пересмотре проекта. Как сообщает ресурс ЗаТрамвай, «Северо-Западная инжиниринговая компания» из Санкт-Петербурга в саратовский проект не заложила ливневый дренаж. Можно представить, что будет на путях после летних ливневых дождей. Проект требует пересмотра на чем настаивает подрядчик.
А в Ярославле, например, концессионер решил на год закрыть все трамвайное движение в городе, провести ремонт путей и через год открыть обновленную систему. Такое положение не устраивает персонал трамвайного депо, а также вносит некую социальную напряженность в городе.
Концессия? Слишком дорого
Но несмотря ни на что в других городах работы по концессиям продвигаются в соответствии с графиком. Но вот на что хотелось бы обратить внимание. В стране функционирует более шести десятков трамвайных систем. И не до всех дойдут федеральные средства или будут заключены концессии. Все дело в том, что в такой концессии важной составляющей является федеральная поддержка финансами. Без нее концессия для скудных бюджетов муниципалитетов и регионов затруднительна и повиснет тяжелой гирей. Не всякому городскому бюджету концессия по силам.
Показателен пример города-миллионника Самары. Недавно компания «Мовиста» вышла с предложением к властям Самары, вполне себе трамвайного города, где на трамвайные перевозки приходится более трети вывоза пассажиропотока. Рассмотрев предложения этого частного инвестора, которое включало в себя приобретение 45 трехсекционных вагонов «Витязь» производства компании ПК Транспортные системы и ремонт части путей, властям пришлось отказаться. В мэрии сочли такой вариант нецелесообразным.
Взамен в Самаре решили приобрести три вагона «Витязь» в лизинг. Приоритет отдали другому направлению – модернизация чехословацких вагонов Tatra T3 SU, парк которых самый большой в России. Самарские власти пока примериваются к варианту отправки в Минск старых и изношенных вагонов для модернизации. В Минске на старых тележках чехословацких вагонов должны установить новый частично низкопольный кузов с современной электронной «начинкой».
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz
источник