Еще несколько лет назад до пандемии, паломничество в Прагу было для тысяч, даже десятков тысяч наших соотечественников было обыденным делом. В большинстве своем это были туристические поездки. Часто наши туристы обращали внимание на то, как ритмично, без всяких пробок и задержек работает трамвайный транспорт в чешской столице. Но наш материал не об организации движения этого города. Наши туристы на улицах Праги обращали внимание на состояние хорошо известных у нас трамваев чехословацкого производства Tatra T3. Они прошли модернизацию, выглядят очень прилично, чтобы представлять столицу.
Несомненно, что до сих пор бегающие в огромных количествах трамваи чехословацкого производства в городах России Tatra T3SU, это наследие той прошлой социалистической эпохи. Дело в том, что в нашу страну в течение многих лет братская Социалистическая Чехословакия массово поставляла эти трамваи. Все эти поставки осуществлялись в рамках интеграционной организации СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи). Этими моделями, начиная с далеких 60-ых годов прошлого века, пополняли парки многих городов страны. Сначала это были трамваи Tatra T2, с одно фарой, чем-то напоминающие Циклопа. Затем им на смену пришла самая массовая модель – Tatra T3 SU. И ближе к концу существования социалистического лагеря осуществлялись поставки модели Tatra T6B5SU
География поставок чехословацкой техники была также обширна. Прежде всего, Москва. Далее в такие города-миллионники как Самара, Екатеринбург, Уфа, Краснодар, Волгоград, Нижний Новгород. Еще в такие города как Ижевск, Барнаул, Курск, Орел, Златоуст и др. За эти несколько десятилетий в трамвайных парках этих городов скопился весьма немалый подвижной состав, исчисляемый в несколько тысяч вагонов.
Москва трепетнее других городов относилась к состоянию парка. Практически весь столичный «татропарк» прошел омологацию на местном трамвайно-троллейбусном заводе. Поэтому, когда столица в 2017 году запустила процесс обновления парка и стала менять устаревшие на современные низкопольные трамваи «Витязь-М», московские вагоны Tatra T3 SU было не стыдно отдавать в другие города. Наш канал рассказывал о том, как бескорыстно столичные власти избавились от чехословацких вагонов.
Но даже большое число столичных трамваев не смогли кардинально обновить региональные парки. И вот здесь перед многими такими «татрогородами» встает такая дилемма. Трамвай - штука дорогая. И обновление процесс сильно растянутый во времени.
Примечателен пример Екатеринбурга. Парк трамваев там настолько старый, что при открытии в конце прошлого года новой трамвайной линии в микрорайон Академический, построенной по программе Инфраструктурных бюджетных кредитов, первый рейс туда совершил трамвай почтенного возраста, чем вызвал разочарование горожан. Наш канал писал об этом событии. Добавим, средний возраст трамваев «татрогородов» весьма и весьма почтенный. Средний возраст обновленного парка Москвы на сегодня составляет 6,8 лет, а вот Екатеринбурга – 39 лет. Действительно, практически все трамваи этого города помнят первого секретаря свердловского обкома КПСС Бориса Ельцина. Возраст парка в Самаре – 35,4 года, в Волгограде – 35,8, в Барнауле – 35,3, в Ижевске – 39,2, в Уфе – 33,9. Это чемпионы страны по возрасту подвижного состава трампарков.
Откроем небольшой секрет. Дело в том, что главным элементом/узлом в трамвае является трамвайная тележка. Так вот, у чехословацких трамваев марки Tatra такие тележки являются «неубиваемыми». Они могут работать много десятков лет. Поэтому, есть прекрасный выход – модернизация. Чтобы омолодить парк, по большому счету нужно только поставить новый кузов со свежим салоном, заменить электроооборудование, и такой вагон будет служить еще несколько десятков лет на этих «неубиваемых» тележках.
Сегодня можно проводить омологацию парка при помощи федеральных программ. Но счастливчиками в такие программы попадают единицы городов. Мы рассказывали о таких 10 городах, среди которых всего пять «татрогородов». Как же быть остальным? Да очень просто. Выделять огромные деньги из регионального и городского бюджетов на покупку нового подвижного состава. Но в этом случае нужно, чтобы высокое руководство всеми силами стремилось к заветной цели – кардинального обновления трамвайного парка. Но таких лоббистов мало в органах местной власти.
Обратимся к примеру Екатеринбурга, уральского «татрогорода» с самым возрастным парком в стране, численность которого насчитывает 450 вагонов. Недавно начальник департамента экономики мэрии Екатеринбурга Алексей Прядеин рассказал, что город близок к заключению концессионного соглашения с компанией «Мовиста». Под него могут быть получены федеральные средства в размере 8 млрд руб. И на них в том числе можно будет закупить 80 новых трамваев. Но это лишь частичное решение проблемы, поскольку требуют срочной омологации три сотни старых чехословацких Tatra Т3 и Tatra Т6.
Такая же проблема в Самаре. Самарский горэлектротранс решил сделать ставку на новую модель низкопольного белорусского трамвая БКМ-Т802. Первые 12 вагонов прибыли в город и уже на обкатке перед выходом на маршруты показали себя не лучшим образом – из строя выходила электроника, были поломки и по механической части. Белорусский производитель объяснял это сменой поставщиков комплектующих из-за санкций.
Теперь самарские власти видят решение своей трамвайной проблемы за счет модернизации, а не закупок новой техники. В принципе, это проверенный и достаточно «бюджетный» способ продления жизни вагонов и омологации парка. Так в самарской мэрии утверждают, что покупка нового вагона в полной сборке сегодня обходится в 83 млн рублей. А если приобрести вагон первой комплектности и поставить его на «неубиваемые» тележки омологация обойдется в 41 млн рублей, разница в два раза.
Такую модернизацию проводила не только Москва, но и Барнаул. Там, в столице Алтая уже прошли модернизацию 18 трамваев Tatra.
Таким путем уже пошел еще один «татрогород» Ижевск. Парк насчитывает 230 единиц, средний возраст более 39 лет. Еще несколько лет назад здесь начали модернизировать «татры». Но модернизация шла по-московски.
А недавно здесь решили превращать старые Tatra T3 SU из высокопольных в полунизкопольные вагоны. Это нужно для создания доступной среды для маломобильных граждан, пожилых и мамочек с колясками. После проведенной модернизации средняя площадка трамвая низкопольная. От оригинального вагона используются хребтовые балки, далее вокруг них строится по сути новый кузов.
Пока в Ижевске модернизировано таким образом два первых вагона. Но это начало пути. К ижевской модернизации присматриваются другие "татрогорода".
источник
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz