К избам для захоронений "на ножках" философ, этнограф, художник Николай Рёрих обращался неоднократно.
Так, на картине Николая Константиновича Рёриха, написанной в 1909 году, как раз изображена такая "мертвая изба" на высоких пнях у реки, которая с разливом по весне образует "курьи", и всё это на выделенном клочке земли - "на ножках" - между жилой деревней и обителью мертвых на неудобицах.
Николай Рёрих. Мертвая изба. 1909 год, картон, темпера.
У меня к вам вопрос. Обычно Рёрих рисовал с натуры и только загадочные фигуры Учителей и прочие мистические объекты дофантазировал. А эту избу он увидел и срисовал или придумал, как условный домик Бабы-яги?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к биографии художника. Чем он занимался в десятые годы 20 века, когда были созданы эти странные картины и видел ли он "мертвые домики"?
А в это время он пишет десятки картин, в которых видны избы, необычные, нехарактерные для русских деревень. Некоторые из них стоят на высоких пнях, кривоватых стволах спиленных деревьев, некоторые на шестах (панно из сюиты «Богатырский фриз», 1910), «Каменный век» (1910) и другие.)
Посмотрите, как похожи домики, но на первой картине - захоронение - домовина на "лапах", а вторая - рубленная "в лапу" изба Соловья Разбойника. Обратите внимание, как четко изображена конструкция: обрубленное дерево, в мутовку, напоминающую рогатку, положена осевая балка, и к ней прикреплен домик. Окна и дверной проем открыты.
Николай Рёрих, "Соловей-разбойник", 1910 год
Где же он такое увидел?
А вот и ответ:
На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника.
(Из статьи академика Бориса Рыбакова "Новизна формы и философская глубина").
Рёриха считали мистиком, но он был и величайшим прагматиком, и вовсе не "увидел" домики в волшебном сне. Он был ученый, изучал историю своего народа и предсказал наличие таких домов с "куриными ножками", как предсказывают наличие звезд во Вселенной или новых химических элементов в периодической системе.
Русский, истинно русский Николай Рёрих
Не зубоскальте, прошу, на тему "своего народа", если кто-то про человека с нерусской фамилией подумает, что он "нерусский". Николай Рёрих считал себя русским до последней клеточки в организме, несмотря на прибалтийский след его родных. В дореволюционное время не курносый нос, не русые волосы, не фамилия на -ин и-ов определяли "русскость". Другое: русский язык, православная вера, корневая российская культура.
Я и сам встречал немцев с русской душой, более русских, чем иные "коренные русаки", видел и чеченцев, болеющих за Россию так сильно, как мало кто из "Ивановых", встречал алтайцев, знающих русский язык существенно лучше "природных" носителей. Не знаю, как вас, но меня трогает глубоко по-человечески фраза, вроде бы смешная по смыслу, но очень сутевая и много объясняющая про великую русскую культуру. Так начинается статья в энциклопедии: "Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье".
С Рёрихом нечто похожее:
- Мы, русские, - писал Рёрих, - привыкли искать начала нашего искусства где-то далеко. Мы обращаемся к Индии, Монголии, Китаю или к Скандинавии, или к гротескной фантазии финской. Но, кроме впечатлений, оставленных позднейшими культурами, у нас, как у всякого народа, есть ещё один общечеловеческий путь – к самым древним иероглифам, объясняющим человеческую любовь к красоте: путь через откровения каменного века.
В те годы, когда Рёрих создает картины с "избушками на ножках", он системно изучает русскую культуру (про это написаны тома книг - объем сделанного им одним, кажется, хватило бы на десятки жизней). Он ездит по старинным городам, общается с народами, составившими российский этнос, изучает узоры вышивок, обряды, легенды, записывает сказки и песни, систематизирует росписи на утвари, строительные приемы - он изучает быт людей, систематизирует и описывает наблюдения.
Он истово защищает историю страны. В 1910 году Рерих активно участвует в спасении знаковых святынь России: "лебеди белой", постройки 1198 года, прекрасной церкви страны - Спаса на Нередице и начала начал нашей государственности - Рюрикова Городища в Великом Новгороде. Все дается со с трудом - диктат денег зарождающегося капитализма в России нарастает. То, что мы сегодня видим восстановленный Спас на Нередице (бездарную реконструкция, а затем гибель памятника в годы Первой мировой войны) - заслуга Рёриха: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни»
Церковь Спаса Преображения на Нередице
Николай Константинович требует рассматривать храмы не как дома для прибыли попов, а как средоточие культурных ценностей русского народа, а потому возражает против грубой, неумелой реставрации (тяп-ляп ремонтам) в старых русских храмах, против сотрясания драгоценными иконами для выжимания денег из паствы, икона - это не только культовый предмет, но и бесценное свидетельство культурной состоятельности народа, особого типа русской живописи.
В 1912 году Рерих совместно с коллегами выступает против переименования исторических мест России. Идея защитить старые наименования улиц, поселений, городков - не пришла к нему как блажь. Он объехал порядка 40 русских городов и всюду видел безликость в наименованиях. Советское время лишь поменяло Губернаторскую улицу на улицу Ленина, Графские улицы на Коммунарские (или как там в вашем городе?), а названия городов примерно так: Новониколаевск на Новосибирск.
Никаких Сивцев Вражеков, Якиманок, Волхонок не осталось бы в России, - все переименовали бы на "церковно-героический" лад, если бы не его позиция русского патриота. Исторические названия - те же артефакты, - считал Рёрих, их нельзя утрачивать. Мания переименований должна быть реализована только в новых местах, еще без личной истории, тогда и новые герои как бы откроют собой другие страницы славы.
Рёрих путешествует по стране, изучает ее, убеждается в самобытности и прекрасной образности великой культурой многонациональной России.
Думая о старине, мы должны помнить, что настоящее понимание допетровской Руси испорчено. Чтобы вынести оттуда не петушиный стиль, чтобы не вспомнить только о дуге и рукавицах, надо брать одни первоисточники. Все перетолкования прошлого века должны быть забыты. Церковь и дом северного края мы должны взять не из чертежа профессора, а из натуры, может быть, даже скорее из скромного этюда ученика, который не решился "по-своему" исправить своеобразное выражение старины. Богатство царских покоев — не из акварелей Солнцева, а только мысленно перенося в жизнь сокровища Оружейной палаты. Если сейчас мы вспомним архитектурный музей Академии Художеств, то ужаснемся, по каким образцам ученики вынуждены узнавать интересное прошлое и чем эти образцы и теперь пополняются. Сознаемся, что в допетровской Руси среди драгоценностей, одежд, тканей и оружия много европейской красоты. Все это настоящим способом декоративно.
Узоры на одежде - те же иероглифы, рассказ о прошлом людей: о чем думали, о чем мечтали, чего желали, что считали для себя важным, к чему стремились.
Русская культура - неотпитая чаша!
Рёрих убежден, что байку про "приходите володеть нами" могли сочинить только скандинавские колонисты, чтобы оправдать свое хозяйничанье на земле русской. Разве до Рюрика не было людей и городов со своей неповторимой культурой? И не из них ли складывалось государство?
Почему мы приурочиваем начало русской Скандинавии к легендарному Рюрику? До известия о нем мы имеем слова летописи, что славяне "изгнаша Варяги за море и не даша им дани"; вот упоминание об изгнании, а когда же было первое прибытие варягов? Вероятно, что скандинавский век может быть продолжен вглубь на неопределимое время.
— Рерих Н. К. Глаз добрый, 1908 г.
Рёрих побуждает русских изучать свою культуру. Не искать одобрительных соответствий с европейской античностью, а тщательнее и лучше узнавать свои первоисточники: фольклор, бытовую историю своего собственного народа, и поразиться тому, мимо чего мы прошли:
…Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждёт.
— Рерих Н. К. Неотпитая чаша, 1916 г
Николай Константинович призывал изучать историю своего народа не по популярным пересказам и недоказанным гипотезам, а по изучению самой жизни - истории своей семьи, истории своего края, причем, без испуга "стыдливых" страниц истории.
…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью.
— Рерих Н. К. По старине, 1904 г
....................
Пропавшие дома покойников
Однако, какое отношение все эти факты имеют к "избушке на курьих ножках", и каким образом Рёрих предсказал наличие таких артефактов до их обнаружения?
Прямое. Он понимал, о чем говорил. За его предположениями стояло знание русской культуры и уважение к ней.
Как ученый он разделил проблему на две части:
- ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: фольклорная изба Бабы-яги - это отголосок ритуала похорон в домовине на пнях. Сама ведьма - "пограничник", еще имеющая обличие человека, но уже с костяной ногой, как у скелета, и "нос в потолок врос" - скорее всего, так передавались ужасные впечатления людей от наблюдений за останками воздушными захоронениями на возвышении.
- ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА: избушка на курьих ножках - типичное свайное строение, распространенное у многих народов мира, связанных с лесом.
Тип строения на "ножках" Рерих встречал во время этнографических экспедиций, сначала в России (а потом и по миру). Он изучал типы погребений на землях, освоенных древними полянами, кривичами, радимичами, вятичами, на землях мери, чуди, веси и так далее. Сараи, охотничьи лабазы, меновые домики на "ножках" он встречал во время поездки. Значит, должны быть и "мертвые" избы.
Кто-то из его добровольных помощников идентифицировал себя, к примеру, как езря или мокша, чуваш, удмурт, а кто-то уже ассимилировался с русским этносом, и считал себя, скорее, русским. Тем не менее память об обычаях предков в семьях передавалась из поколения в поколения в рассказах, семейных реликвиях, песнях, поверьях, обычаях, сказках - это своего рода "черепки", какие можно найти на археологических раскопках", с узорами или надписями. Их надо научиться читать.
Про "пропавшие" домовины на "курьих ножках" стало кое-что понятнее из истории Терюшевского восстания 1743—1745 годов - истории насильственной христианизации язычников - мордвы, после которой сотни людей были убиты, и тысячи с безобразным глумлением обращены в христианство.
В 1743 году, объезжая мордовскую паству Терюшевской волости, епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий Сеченов увидел на мордовском кладбище села Успенского (ныне село Сарлеи) группу языческих срубов и распорядился их сжечь.
Жители мордовских селений жестко отреагировали на приказ миссионера. Два года шла борьба с ослушниками. Когда восстание было подавлено, с проявлениями язычества стали бороться по-тихому. Число "домовин" поверх захоронений резко сократилось, а потом они и вовсе пропали. Укрепилась христианская традиция захоронения в земле. Какие-то "избушки на ножках" сгинули от старости. Но что-то должно было остаться, - думал Рёрих, ведь и сегодня мордва придерживается двоеверия. Ее нехристианские верования поддержаны на госуровне как этнографический феномен.
Саамский амбар (г. Стокгольм)
Рёрих изучал типы строений для жилья, хозпостройки, типы захоронений, со знатоками края изучал останки древних сооружений, читал старинные летописи. В более чем известном произведении «Повести временных лет» есть фрагмент, который указывал на языческую практику создания домов на сваях для покойников или их праха.
«Аще кто оумряше, – пишет Нестор-летописец, – творяху трызно надъ нимъ, и по семь творяху кладу велику и възложахутъ и на кладу мртвца сожьжаху и посемь собравше кости вложуху в судину малу и поставяху на столпѣ на путех, еже творять Вятичи и нынѣ». -
Не только индусы, но и жители дохристианской России, нынешние жители Кирова, самое сердце Поволжье кремировали трупы. А затем останки помещали в глиняную урну, ее же размещали в погребальную камеру, которую ставили или на деревья с "подрезанными корнями" (остановилась жизнь), либо хоронили в грунте, насыпая сверху курган, либо хоронили воздушным путем - оставляя труп в домовинах на сваях, "на столпех"
Историк Борис Рыбаков пояснил, что столпы - это не только "столбы", но и намогильные избушки-саркофаги.
Интеризбушки на сваях
Сам Рёрих пишет об этих избах на курьих ножках без какого-либо сказочного подтекста, ведь это не что иное, как дома и домовины на сваях.
А сваи - это уже показатель продвинутого домостроения. Легкому дому свайный фундамент не нужен.
Можем ли представить себе жилище древнего? Нет пока ответа на этот вопрос.
Но следует помнить, что и после обширного дома иногда остаётся только груда печного кирпича.
Остатки свайных жилищ указывают на развитую хозяйственность. И в России были свайные постройки. Идея сваи, идея искусственного изолирования жилья над землею у славян существует издавна. Много веков прожили сибирские и уральские "сайвы" – домики на столбах, где охотники скрывают шкуры. В меновой древнейшей торговле такие склады играли большую роль. Наш первый летописец Нестор упоминал о погребениях "на столбах при путех" – избы смерти славянской старины, сказочные избушки на курьих ножках – все это вращается около идеи свайной постройки. Многочисленные острова на озёрах и реках, конечно, только упрощали устройство изолированных деревень.
Н.К. Рёрих. Глаз добрый (глава "Каменный век").
- Дома на сваях были постройкой сложного типа. Сваи помогали постройке выдержать вес тяжелого дома и предотвратить деформации
- Но были и быстровозводимые постройки на сваях. К ним относится примитивное жилье, лабазы, меновые шалаши, погребальные "домики". По сути, "корневые ножки" - не вполне сваи, задача которых укрепить грунт, а столбы, шесты для укрепления легкой постройки.
Русские знали оба типа домостроения. И очевидно, строили свои города на свайных фундаментах, с тяжелыми многоуровневыми помещениями и высокими теремными конструкциями.
Упрощенные конструкции выглядели так:
- "избушки на курьих ножках" - дом на сваях в местности, которую заливала вода.
Николай Рёрих. «Каменный век» или "Призыв солнца", 1910 год.
Английские домики на условных "курьих ножках" - башни морских фортов в устье Темзы, возникшие для защиты английских берегов воздушных атак немецкой авиации. Сваи легко вошли в илистое дно реки, помещение для дальнобойного оружия сварили из сборных конструкций - скорость постройки этих временных фортификационных сооружений была впечатляющей.
А это тоже избушки на "курьих ножках" - "тукулы" кочевников Южного Судана. Традиционное жилище считается постройкой, очень простой с точки зрения усилий, так что африканские мужчины поручают их своим женам. Те плетут из травы купольную крышу, сколачивают "плотики" и размещают все это на вбитых в землю сваях-рогатка.
Домики для духов Таиланда - тоже домики для нечистой силы. И тоже домики на ножках.
И это изба на курьих ножках - эвенкийский лабаз охотников для защиты добычи от диких животных.
А это "домашний холодильник" - тут юкагиры хранят припасы у дома, также на сваях, чтобы лисы, волки, песцы и другие животные не съели заготовленное мясо и другую еду.
Еще один тип лабаза остяков (ханты, так мы называем этот народ сегодня).
Так выглядела деревушка остяков, видны лабазы на "ножках" - типичная примета деревеньки - там хранят припасы.
Нечто похожее изображает Рёрих на картине "Озёрная деревня".
Николай Рёрих "Озёрная деревня". 1915
Фотографии сделаны примерно в то же самое время, когда Рёрих писал наброски озерного края. Люди там так колориты, что я не удержался поставить несколько снимков:
Однако, чего же тут бояться? Как обычная свайная изба или лабаз могли бы напугать людей до того, чтобы они потом стали сочинять страшные истории про "избушку на курьих ножках", где живет жуткая Баба-яга с костяной ногой, и нос к нее наполовину в дом врос?
Совсем другая история
А это, как говорится, другая история... Начало : читайте здесь. Продолжение читайте завтра в дзен-блоге. Расскажу про дом "с куриными ножками" для Бабы-яги. А пока быль.
Предсказанные Рёрихом дома-погребения нашлись в 30-х годах 20 века. Начиналось все мирно и даже мило... Молодые люди слегка заплутали в лесу, проголодались, увидели охотничий лабаз, каких в местности было немало, решили разжиться едой. В "домике" же увидели два полуобгоревших трупа. Предполагая, что произошло преступление - подняли шум. Оказалось, то было местное захоронение вогулов.
Сейчас много пишут и даже снимают фильмы про конец экспедиции Дятлова. Но намного меньше людей знают историю о потревоженном шамане в арангасе. Арангас - это шаманский мини-склеп с якобы очень сильным проклятием для тех, кто потревожит усопшего. В шестидесятые годы, как советскую сказку, из уст в уста передавали историю о мести шамана компании юнцов, которые поглумились над его свайной усыпальницей. Этот сюжет годится для книги ужастиков.