Найти в Дзене
Feikofob

Живописный городок Уитби

В продолжение двух предыдущих статей об этом примечательном городке северного Йоркшира просто необходимо добавить немного слов (и иллюстраций) о еще одном аспекте сущности Уитби. Последний очерк о нем я закончил словами «Уитби городок небольшой, но очень живописный и с весьма богатой историей». Так вот, на живописности, сначала исторической, теперь и сфокусируемся. Да, Уитби очаровывал и вдохновлял не только поэтов, писателей и фотографов, но и художников.

1. Whitby. Harbour. Photo by F.M.Sutcliffe.
1. Whitby. Harbour. Photo by F.M.Sutcliffe.

Если Фрэнсис Мидоу Сатклифф запечатлел нюансы жизни Уитби поздней Викторианской эпохи в цикле фотографий, то живописец Джон Эткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 1836-1893), плодовитый художник-самоучка, передал чуть раньше атмосферу этого места в большом цикле городских пейзажей. Любимое время суток Гримшоу (как и у современных фотохудожников-пейзажистов) – сумерки с их мягким холодным естественным светом. В городе этот сумрачный свет контрастировал с теплыми огнями фонарей и освещенных окон. Характерный для английских городов этой эпохи смог, часто ошибочно называемый туманом, добавлял пейзажам призрачности и усиливал воздушную перспективу. Вот это атмосферное состояние прекрасно передавал Эткинсон, а его подробная прорисовка мельчайших деталей добавляла работам графичности. Также, Гримшоу привлекали пейзажи в лунном свете. Ну, в этом он был не оригинален среди художников (вспомним Уистлера, Морана, Айвазовского, Тернера, Куинджи и других ). В его случае «виноваты» прерафаэлиты, главным образом оказавшие влияние на творчество Эткинсона, а также поэзия Теннисона. Последний произвел на него столь сильное впечатление, что художник дал всем своим детям имена персонажей из стихотворений Теннисона. Что до пейзажей Гримшоу с видами Уитби, то все порядка 20 штук, что я нашел в инете, все именно в лунном сиянии. И надо сказать, Гримшоу, раз выбрав какую-то видовую точку, повторял ее много раз с нюансами освещения и деталей (как и Моне, и другие). Я покажу только некоторые из «тиражированных».

2. J.A. Grimshaw. “Whitby Harbor by Moonlight”,1879, Oil on canvas, 27х42 сm.
2. J.A. Grimshaw. “Whitby Harbor by Moonlight”,1879, Oil on canvas, 27х42 сm.
3. J.A. Grimshaw. “Whitby from Station Quay”.
3. J.A. Grimshaw. “Whitby from Station Quay”.
4. J.A. Grimshaw. “Whitby from Station Quay”.
4. J.A. Grimshaw. “Whitby from Station Quay”.
5. J.A. Grimshaw. “View of Whitby". В Уитби Гримшоу любил писать вид на разводной мост с улицей Св. Анны, идущей изгибом вдоль реки Эск, с 1860х он написал много картин с этим ракурсом.
5. J.A. Grimshaw. “View of Whitby". В Уитби Гримшоу любил писать вид на разводной мост с улицей Св. Анны, идущей изгибом вдоль реки Эск, с 1860х он написал много картин с этим ракурсом.
6. J.A. Grimshaw. “Baiting the Lines, Whitby”,1883,Oil on canvas, 50.8 x 76.2 cm.
6. J.A. Grimshaw. “Baiting the Lines, Whitby”,1883,Oil on canvas, 50.8 x 76.2 cm.
7. J.A. Grimshaw. “Whitby at night”.
7. J.A. Grimshaw. “Whitby at night”.
8. J.A. Grimshaw. “Whitby”.1870s. 61х91 сm.
8. J.A. Grimshaw. “Whitby”.1870s. 61х91 сm.
9. J.A. Grimshaw. “Whitby”.
9. J.A. Grimshaw. “Whitby”.
10. J.A. Grimshaw. “Whitby”,1870s.
10. J.A. Grimshaw. “Whitby”,1870s.

Жил Гримшоу преимущественно в Лидсе и, бросив работу клерка, посвятил себя живописи только с 1961 года (родители-баптисты были против художества). Его картины с видами Уитби датированы как 60-ми, так и гораздо более поздними годами. Если сравнивать работы разных лет, то, на мой взгляд, профессиональный рост художника налицо. Удачны у Гримшоу именно пейзажи, картины других жанров у него чрезмерно и неакцентированно детализированы. «засушены», не разобраны по планам. А вот пейзажи, в том числе и виды Уитби, очень атмосферны.

11. J.A. Grimshaw. “Whitby. Harbor”,1874, Oil on canvas, 27,9х43,5 сm.
11. J.A. Grimshaw. “Whitby. Harbor”,1874, Oil on canvas, 27,9х43,5 сm.
12. J.A. Grimshaw. “Whitby Abbey and Church”,1876.
12. J.A. Grimshaw. “Whitby Abbey and Church”,1876.
13. J.A. Grimshaw. “Whitby (river Esk)”, Oil on canvas, 81,2 x 121,2 cm.
13. J.A. Grimshaw. “Whitby (river Esk)”, Oil on canvas, 81,2 x 121,2 cm.

Такого количества картин, посвященных Уитби, как у Эткинсона Гримшоу, вряд ли можно найти еще у какого-либо художника XIX века, а раньше – тем более (по крайней мере, я не нашел), но у многих известных британских художников можно найти одну или несколько работ с видами Уитби, правда, по большей части это виды с моря. Например, картины с видами на Уитби есть в наследии Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (Joseph Mallord William Turner, 1775 - 1851), мастера романтического пейзажа, акварелиста и гравера, предтечи французских импрессионистов. Также они есть у Джеймса Уилсона Кармайкла (James Wilson Carmichael, 1800-1868), мариниста, акварелиста, иллюстратора, военного корреспондента на Балтийском театре военных действий во время Крымской войны, со знанием корабельного дела рисовавшего рангоут парусников. Еще такие картины есть у Генри Редмора (Henry Redmore, 1820-1887), одного из лучших британских художников-маринистов; у Клода Томаса Стэнфилда Мура (Claude Thomas Stanfield Moore, 1853-1901), живописца из Ноттингема, сына архитектора и художника Томаса Купера Мура, члена-основателя Ноттингемского общества художников, а также у его брата Рубена (именовавшего себя Рубенсом) Артура Мура (Rubens Arthur Moore, 1860-1933). О художественных качествах их картин судите сами.

14. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, «Уитби», 1824, акварель, 15.8×22.5 см.
14. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, «Уитби», 1824, акварель, 15.8×22.5 см.
15. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, «Уитби», акварель.
15. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, «Уитби», акварель.
16. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Ветреный вечер у Аббатства Св.Хильды. Уитби» (“A Breezy Evening off Saint Hildas Abbey Whitby”), х.м., 66 x 99 cm.
16. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Ветреный вечер у Аббатства Св.Хильды. Уитби» (“A Breezy Evening off Saint Hildas Abbey Whitby”), х.м., 66 x 99 cm.
17. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Проход мимо буя в гавани Уитби» (“Passing the harbour buoy, Whitby”), 1867, х.м., 66.0x111.8 cm.
17. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Проход мимо буя в гавани Уитби» (“Passing the harbour buoy, Whitby”), 1867, х.м., 66.0x111.8 cm.
18. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Корабли под легким ветром возле Уитби» (“Shipping in a light breeze off Whitby”).
18. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Корабли под легким ветром возле Уитби» (“Shipping in a light breeze off Whitby”).
19. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Возле Уитби» (“Off Whitby”).
19. Джеймс Уилсон Кармайкл, «Возле Уитби» (“Off Whitby”).
20. Генри Редмор, «Корабли у Уитби» (“Shipping off Whitby”), х.м., 30.5 x 50.8 cm.
20. Генри Редмор, «Корабли у Уитби» (“Shipping off Whitby”), х.м., 30.5 x 50.8 cm.
21. Генри Редмор «Люггеры и другие каботажные суда в штиль у Уитби» («Luggers and other commercial traffic in a calm off Whitby”), 1871, х.м.
21. Генри Редмор «Люггеры и другие каботажные суда в штиль у Уитби» («Luggers and other commercial traffic in a calm off Whitby”), 1871, х.м.
22. Клод Томас Стэнфилд Мур, «Крушение у Уитби» (“A wreck off Whitby”), 1876, х.м., 49x74,5 cm.
22. Клод Томас Стэнфилд Мур, «Крушение у Уитби» (“A wreck off Whitby”), 1876, х.м., 49x74,5 cm.
23. Рубен (Рубенс) Артур Мур «Солнечный день. Гавань Уитби.»(“Sunday, Whitby Harbor”),1898.
23. Рубен (Рубенс) Артур Мур «Солнечный день. Гавань Уитби.»(“Sunday, Whitby Harbor”),1898.

А с конца XIX века появляется новый жанр в искусстве - рекламный постер, и это действительно неординарное явление в художественной культуре. Но, британское викторианское общество презирало рекламу, считая ее уделом маргиналов. Когда во Франции рекламные афиши и плакаты пользовались большим спросом, вызывали восхищение и хорошо оплачивались, британские художники (такие, как Беггарстафы, Уолтер Крейн, Обри Бёрдсли) пробивались на этот рынок, пытаясь заинтересовать рекламщиков своим творчеством. Однако, им посодействовал транспорт, - пассажиры, ожидающие поезд на платформе, могли подолгу рассматривать новые постеры. С начала XX века в Британии отношение к рекламе поменялось. Реклама охомутала художников, «приковав» их к типографским станкам. Профессия художника рекламы стала востребованной, а работы многих из них – поводом для гордости. Скоро Британия вернула себе ведущую роль в искусстве рекламы и сделала коммерческий плакат национальным достоянием. В 20-30е годы Британские железные дороги запустили серию постеров о городах и курортах, в том числе и о Уитби. Вот пара постеров художника Фреда Тейлора (FredTaylor, 18750-1963).

24. Постер “Whitby: Captain Cook Embarking. 1776.”, худ. Фред Тейлор.
24. Постер “Whitby: Captain Cook Embarking. 1776.”, худ. Фред Тейлор.
25. Постер “Whitby”, худ. Фред Тейлор.
25. Постер “Whitby”, худ. Фред Тейлор.

Удачи и успешного творчества всем заглянувшим!

Некоторый материал позаимствован тут и в других открытых источниках.

#путешествия #британия #англия #арт #гримшоу #искусство #пейзаж