Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

Как новокрестьянские поэты любили Россию и что из этого вышло

Оглавление

Продолжаю путеводитель течений литературе ХХ века

В начале XX века возникло несколько поэтов, писавших о сельской жизни, природе и традиционных крестьянских ценностях. Почти всех причисленных к этому движению литераторов постиг трагический исход.

Изменения в русской литературе начала XX века были не просто художественными сдвигами, а отражением трансформации общества. От наследия реализма до бунтарского духа модернизма, мистических глубин символизма, ясности акмеизма и ностальгических отголосков новокрестьянства – каждое направление отвечало на вызовы и возможности своего времени. Лебединая песнь ушедшего времени, новаторство и поиск места в новом мире – кем были поэты новокрестьянского направления?

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

Название "новкрестьянские поэты" впервые появилось в книге В. Львова-Рогачевского «Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин» (1919), где автор сравивал молодых крестьянских поэтов XХ в. с предшествовавшиими им А.В. Кольцовым, И.З. Суриковым и др.
Новокрестьянских поэтов "объединяла любовь к деревне, стремление утвердить исконные ценности ее верований и быта, связь с миром природы, сочетание яркой образности с традициями древнерусской словесности и живописи. Эти поэты не собирались в компании, тусовки и масовки, они разделяли искания нового времени с культурой ушедшей Руси, порой старообрядческие идеалы сочетались с языческими мотивами. В их творчестве развивалась философия "избяного космоса"

Фото источник Яндекс картинки
Фото источник Яндекс картинки

О вопросе принадлежности

Литературоведы и историки не любят “новокрестьянство” за общие для модернизма скобки – все связи между поэтами были найдены впоследствии. При жизни они не составляли никакой организации, у них не было манифеста и общих целей, лишь чувство разрыва связи между городом и деревней, тоска по былым временам.

Поэзия эта возникла в народной среде, а вдохновением для нее были литература XIX века и фольклор. На фоне политических революций и урбанизации, поэты обращались к простому и чистому, какой виделась сельская жизнь. Эта ностальгическая реакция была вызвана отчуждением городской жизни, которой заменили былые ценности и крестьянский быт.

Фото источник Яндекс картинки
Фото источник Яндекс картинки

Ключи

Одной из центральных фигур новокрестьянства был Николай Клюев. Примечательно, что он изначально смотрел на революцию как на приход “социальной справедливости”. Однако затем он изменил свое мнение, отдалившись от идеологии советской власти. В его известном произведении "Погорельщина" изображена русская деревня 1920-х годов под угрозой коллективизации, а крестьянское сословие в мучениях.

К первой группе новокрестьянских поэтов также относят ученика Николая Клюева, Сергея Есенина. С его творчеством можно познакомиться, в частности с важной для жанра “Радуницей”. А также Сергей Клычков, Петр Орешин, Александр Ширяевец.

Уникальная поэма Клюева "Плач по Сергею Есенину" – о судьбе поэта в атеистической стране, фольклорное прощание, насыщенное метафорами и символикой, отражающее сложные эмоции крестьянской России, оплакивающей потерю Сергея Есенина. Поэма завершается главой "Покой", в которой выражается приятие и жизнь вне печали.

Сергей Есенин и Николай Клюев, источник Яндекс картинки
Сергей Есенин и Николай Клюев, источник Яндекс картинки

Трагический исход

Увы, оплакивать пришлось не только Есенина. Новокрестьянские поэты, работавшие в России в 1900-1910-е, после Октябрьской революции столкнулись с трагическими последствиями, поскольку их идеализированный взгляд на жизнь привел к обвинениям в "кулачестве". Политическая позиция Клюева привела к обвинениям и расстрелу в 1937 году. Клычков был расстрелян в 1937, Орешин в 1938. Ширяевец умер в 1924 году возрасте всего 37 лет.

Поэзия сельской жизни развивалась вместе с унынием и страхом, с которым ее авторы смотрели на события в стране. Пролетарские писатели и деятели с их коллективизмом были для них ошибкой, все они настаивали на важности индивидуальности и корнях русской культуры, которые находятся в обычной крестьянской жизни.

Поэты-новокрестьяне прониклись исследовали славянскую мифологию и выражали глубокую любовь к Родине, растворившейся у них на глазах, с приходящей ей на смену “железной” Россией. Несмотря на репрессии, интерес к творчеству этих поэтов сохранился – последний отголосок Серебряного века. Он вернулся в 60-ые годы, но по-настоящему расцвел в период культурной гласности 80-х.

Отрывок из поэмы Николая Клюева "Плач о Есенине"
Отрывок из поэмы Николая Клюева "Плач о Есенине"

Новокрестьянские поэты не ходили единым фронтом, их творчество уникальная ветвь русского модернизма, стилевое своеобразие возбуждает интерес к средневековой русской литературе. Поэтому они были обречены, репресированы и погибли. Им в противовес было создано массовое литературное движение поэтов из крестьян, активно поддерживающих политику партии большевиков (Всероссийское общество крестьянских поэтов).