Непростительно давно не было у меня статей о литературе в школе. Между тем, мы подобрались уже к современному этапу. Именно он первоначально и был моей целью.
Много лет мои интересы и моя профессиональная деятельность тесно связаны с преподаванием литературы на разных уровнях образования. Многие люди (не только школьники, но и взрослые) часто задают вопрос: "Зачем вообще проходить в школе литературу? Почему дети должны читать и анализировать то, что написали десятками, а то и сотнями лет ранее писатели и поэты совершенно не для детско-юношеской аудитории?"
Признаться честно, в чем-то я согласна с вопрошающими. Школьная литература, школьный книжный канон - вещь загадочная. Есть там и совсем простенькие произведения, которые детям не интересны, есть такие, которые неинтересно читать, потому что сложно и непонятно. Ну, и пара десятков уместных произведений тоже найдётся.
Прежде чем рассуждать о конкретных произведениях, предлагаю обратиться к федеральной программе по литературе и понять, зачем вообще в школе в достаточно большом объёме и в обязательном порядке изучается один из видов искусства - литература.
Приведу некоторые интересные выдержки, которые характеризуют знания, умения, навыки и компетенции, которые должны приобрести школьники в 5-9 классах в процессе изучения литературы.
"В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; <...> представление о способах противодействия коррупции, <...> активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности" [Федеральная программа по литературе; с. 14];
Иными словами, на уроках литературы учащийся должен получить представление о том, что значит быть достойным гражданином своего государства, на примерах классической литературы научиться соответствовать этому гражданскому идеалу. В целом, я предполагаю, что большинство предметных программ содержат подобную формулировку (программа по русскому точно содержит), но я искренне смеюсь над "способами противодействия коррупции". Наверное, речь здесь о "Ревизоре" Гоголя в 8 классе. Подлинно антикоррупционное произведение. Кроме шуток.
2) "патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины" [Федеральная программа по литературе; с. 14];
Ладно, здесь, пожалуй, довольно очевидная компетенция. Литература всецело может обеспечить её достижение.
3) "духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков" [Федеральная программа по литературе; с. 15];
Тоже вполне естественная компетенция, потому что 70% урока по литературе - это анализ поступков, мыслей и чувств героев.
4) "эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения" [Федеральная программа по литературе; с. 15];
Тоже, кажется, очевидный пункт, но не такой уж доступный. Многие учащиеся 5-6 классов воспринимают литературу как продолжение литературного чтения. Они думают, что они оттачивают механический навык чтения, пересказа или чтения наизусть. Или считают литературу ерундой (как музыку и ИЗО). Так, предметы, чтобы отдохнуть от математики и русского, где надо много писать и думать. Донести именно эстетическую значимость удаётся только на очень пронзительных произведениях, которые читаются вслух на уроках. В пятых классах такие прорывы у меня случались чаще всего на "Чёрной курице" или "Детях подземелья".
5) "физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...> умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев" [Федеральная программа по литературе; с. 15];
Честное слово, никогда сама не акцентировала внимание на физическом и эмоциональном благополучии. Особенно с малышами. Да, мы обсуждаем страдания Герасима, болезнь Маруси, но без нарочитого: "Берегите себя и своих близких". Я всегда почему-то ухожу в гуманистические беседы.
6) "трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности" [Федеральная программа по литературе; с. 15];
На ум приходят преимущественно произведения советской литературы, если говорить именно о примерах трудового воспитания. По мне, довольно периферийная задача.
7) "экологического воспитания: <...> повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения" [Федеральная программа по литературе; с. 16];
На этот пункт обычно сами учащиеся обращают внимание, что не может не радовать. Но опять же это не центральная задача урока литературы, если это не урок по "Прощанию с Матерой" или чему-то подобному. Если есть в тексте красивый пейзаж, можно ввернуть фразу о том, что надо беречь природу.
8) "ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения" [Федеральная программа по литературе; с. 16];
Тоже пункт очевидный, но зачастую западающий на занятиях ввиду его невыпяченности на фоне других.
9) "обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения" [Федеральная программа по литературе; с. 16];
Значимый пункт, который зачастую уходит в подтекст.
Как можем заметить, литература обеспечивает практически исчерпывающий набор личностных компетенций, вбирая в себя не только очевидные морально-нравственные и эстетические ЗУН, но и экологические, патриотические и т.д.
Если говорить о непосредственно предметных результатах освоения программы основного общего образования, то там перечень тоже обширный:
"1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства, <...>
3) овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: <...>
- овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений <...> художественный образ; факт и вымысел; литературные направления <...>, жанры <...>; форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос <...>; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия <...>; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, <...> литературный герой (персонаж), <...> реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм; стиль; стих и проза; стихотворный метр < ...>,
- овладение умением рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса <...>
- овладение умением выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей <...> и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений <...>
- овладение умением сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) совершенствование умения выразительно <...> читать, в том числе наизусть, <...>
5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, <...>
7) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, <...>
8) овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов <...>
9) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) формирование умения участвовать в учебно-исследовательской и проектной деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
12) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах [Федеральная программа по литературе; с. 21-22].
Если честно, знаний и навыков от учащихся 5-9 классов программа требует многовато. Многие термины и манипуляции с художественным тестом собственно филологические и для школьника они довольно сложны. Если верить программе, то на выходе при её освоении мы должны получать настоящих литературоведов.
В следующей статье этого цикла мы будем говорить о том, что входит в список чтения пятиклассников в соответствии с федеральным стандартом.
Знали ли Вы о том, зачем нам нужен урок литературы? Были ли какие-то из пунктов для Вас неожиданными? Имеете ли Вы какое-то отношение к современной школе?
Если не видели предыдущие статьи блока, милости прошу: