Найти в Дзене

Повышение комфортабельности и условий локомотивной бригады

Оглавление

Условия работы локомотивной бригады

Условия работы локомотивной бригады включают в себя следующие аспекты (рисунок 1):

1. График работы: Локомотивные бригады работают по сменному графику, который обычно включает в себя 40-48 часов работы и 10-16 часов отдыха. Это может варьироваться в зависимости от компании и региона.

2. Рабочее место: Рабочим местом локомотивной бригады является кабина локомотива, где они управляют движением поезда и контролируют его техническое состояние. Условия в кабине могут быть шумными и жаркими из-за работы двигателя и оборудования.

3. Ответственность: Локомотивная бригада несет ответственность за безопасность движения поездов, поддержание графика движения и техническое состояние локомотива. Важность их работы заключается в том, что от их действий зависит безопасность пассажиров и других участников движения.

4. Обучение и сертификация: для работы на локомотиве требуется специальное обучение и сертификация. Обучение включает изучение правил движения, техники безопасности, устройства и обслуживания локомотива и других аспектов работы. Физическая нагрузка: Работа локомотивной бригады связана с физическими нагрузками, такими как перемещение тяжелых предметов (например, тормозных колодок), работа с оборудованием локомотива и выполнение различных ремонтных работ. Работа в команде: Локомотивная бригада работает в команде, состоящей из машиниста, помощника машиниста и иногда других специалистов. Члены бригады должны уметь эффективно взаимодействовать и сотрудничать для обеспечения безопасной и эффективной работы.

5. Техника безопасности: В работе локомотивной бригады огромное значение уделяется технике безопасности. Работники проходят регулярные инструктажи и проверки знаний.

 Рисунок 1 – работа локомотивной бригады
Рисунок 1 – работа локомотивной бригады

Жалобы самих сотрудников локомотивной бригады на комфортабельность

В последнее время все чаще стали появляться жалобы от локомотивных бригад на условия труда, которые они вынуждены придерживаться. Эксперты утверждают, что такая ситуация может негативно сказаться на безопасности железнодорожного транспорта. Существует множество правил и требований, которым должны соответствовать локомотивные бригады. Они должны соблюдать графики движения поездов, следить за техническим состоянием локомотивов, а также следить за своим здоровьем. Однако, в связи с определенными обстоятельствами, некоторые из этих правил могут стать источником проблем. В частности, локомотивные бригады жалуются на тяжелые физические нагрузки, которые приходится испытывать в процессе управления поездом, а также на отсутствие возможностей для нормального отдыха и восстановления сил. Некоторые специалисты утверждают, что все это может привести к ухудшению здоровья работников и увеличению вероятности возникновения аварий. Также ещё зависит на чём ты работаешь. Слова самого машиниста- Работать на электровозах полегче, но тепловозы вносят свой колорит в работу машиниста и помощника. Я работал и на электровозах, и на тепловозах во всех видах движения. Наше депо кроме двух больших электровозных плеч обслуживания, имеет и участок с тепловозной тягой, протяженность его чуть больше 100 километров, но и на нем можно ехать очень долго в одну сторону.

Тепловоз – локомотив, представляющий смесь многих систем машин, агрегатов и электрического оборудования. Самое главное – тепловоз не требует контактной сети и других устройств энергоснабжения, он полностью мобилен.

Приемка тепловоза осуществляется по многим позициям – проверка наличия дизельного топлива, масла в дизеле, моторно-осевых подшипниках (МОП), в «челюстях» при челюстных тележках. Все карданные валы, ходовая (экипажная) часть остукиваются молотком, проверяется уровень воды в расширительном баке, наличие песка, исправность огнетушителей и противопожарной системы, в общем еще много чего другого, но не менее важного. Перечислять не буду. Тепловоз во время движения идет величественно, чувствуется мощь, ревут дизеля, свистят турбокомпрессоры, тепловоз дрожит, как живой. Электровоз едет по-другому — монотонно гудят вентиляторы и стучат колеса на стыках, больше ничего, на любой позиции контроллера. На тепловозе мощность чувствуется и телом, и ушами. В дороге надо постоянно контролировать работу дизель-генераторных установок, всех систем тепловоза, поэтому помощники машиниста тепловоза «живут» в машинном отделении.

Летом надо обязательно контролировать температуру воды в системе охлаждения дизеля и водомаслянном теплообменнике. Если четко работает система автоматического регулирования температуры (САРТ), тогда все прекрасно, если нет, то регулирование осуществляет машинист с пульта, вручную. Если охлаждения не хватает, надо вручную закручивать так называемый «стакан» на гидромуфте вентилятора, чтобы вентилятор крутился на максимальных оборотах, вручную электропневматическими вентилями открывать на полную все шторки радиаторов и фиксировать их фиксаторами в специальных секторах. Все это делает помощник. Если зима, то надо смотреть за тем, чтобы не дай Бог не заморозить водяную систему, потому что может порвать водяные секции и неисправную секцию придется «глушить» а это крайне тяжелая и неприятная процедура, можно лишиться и горячего воздуха калорифера в кабине.

Вывод из жалоб сотрудников локомотивных бригад

Условия работы локомотивной бригады являются крайне важными для обеспечения безопасности движения поездов и комфорта пассажиров. Однако, несмотря на это, в некоторых случаях эти условия могут быть неудовлетворительными, что приводит к различным проблемам. Также стоит отметить проблему недостаточного технического оснащения рабочих мест. Это касается как локомотивов, так и служебных помещений. Устаревшее оборудование и техника могут создавать проблемы при выполнении своих обязанностей, а также повышать риск возникновения аварий. Одним из основных направлений решения этой проблемы является модернизация и обновление парка локомотивов и другого оборудования. Это включает замену старых моделей на более современные, которые обладают лучшими характеристиками и более высокой надежностью.

Однако, кроме обновления оборудования, необходимо также уделять внимание улучшению информационных технологий и систем управления движением поездов. Это включает внедрение современных систем диагностики и мониторинга состояния оборудования, а также разработку новых методов управления движением поездов на основе информационных технологий (рисунок 2 и 3).

 Рисунок 2 – кабина машиниста с новым обновлённым оборудованием
Рисунок 2 – кабина машиниста с новым обновлённым оборудованием

 Рисунок 3 – рабочее место машиниста с новым обновлённым оборудованием
Рисунок 3 – рабочее место машиниста с новым обновлённым оборудованием

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВЬЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Вибрации их влияние на человека

В основном все сотрудники жалуются на комфортабельность именно в кабине машиниста, то есть на рабочем месте. Во второй главе я хочу предложить одну из решения этих проблем. Проведя анализ можно выделить одну из таких проблем как вибрация. Вибрации очень сильно влияют на состояние здоровья локомотивной бригады, так как влияние производственной вибрации на человека вызывает изменения физиологического и функционального состояния организма (рисунок 4). Изменения проявляются в повышении утомляемости, увеличении времени двигательной и зрительной реакции, нарушении вестибулярных реакций и координации движений. Это ведет к снижению производительности труда. Так же проявляется в развитии нервных заболеваний, нарушении функций сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, поражении мышечных тканей и суставов, нарушении функции органов внутренней секреции. Воздействие может привести к травмам межпозвоночных дисков, деформациям костной ткани, смещению органов брюшной полости, нарушениям моторики желудка и кишечника, координации движений, частым головным болям, головокружениям, проблемам с вестибулярным аппаратом, зрением, слухом. Отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности в целом, а низкочастотные колебания способны даже изменить протекание обменных процессов.

 Рисунок 4 – вибрация на человека
Рисунок 4 – вибрация на человека

Вибрационная болезнь

Длительное и стабильное воздействие вибраций на промышленных предприятиях провоцирует развитие вибрационной болезни. По частоте случаев она стоит на втором месте среди всех профессиональных заболеваний. Чаще всего ее диагностируют у водителей транспорта, операторов специальных машин и агрегатов. Заболевание проявляется комплексом разных симптомов, но в целом отмечаются общие вегетативные расстройства, снижение тонуса сосудов и чувствительности тканей, нарушения различных функций конечностей.

Период, за который развивается заболевание, больше зависит от суммарной дозы вибраций, полученной в течение рабочей смены, чем от ее уровня. То есть имеет значение продолжительность непрерывного контакта и общее время воздействия за смену. Так, например, у бурильщиков, сталкивающихся со среднечастотным спектром колебаний, болезнь появляется в течение 8–10 лет, а у лиц, работающих с ударным инструментом, – через 12–15 лет. По своей физической природе вибрация представляет собой механическое колебательное движение, повторяющееся через определённые периоды. Основными параметрами, характеризующими вибрацию, являются частота колебаний и виброскорость. Частота колебаний измеряется в герцах (Гц), виброскорость — в метрах в секунду (м/с).

Сила воздействия вибрации на организм зависит от количества поглощенной энергии, наиболее адекватным выражением которой является виброскорость. Производная виброскорости во времени — виброускорение (м/с2).

В производственных условиях вибрация представляет собой колебательный процесс с широким диапазоном частот, поэтому и оценка её производится в 8-10 октавах. Вибрация с частотой 8-16 Гц относится к низкочастотной, 31,5 и 63 Гц — к среднечастотной, от 125 до 1000 Гц — к высокочастотной. Наибольшая опасность развития вибрационной болезни при вибрации с частотой 16-200 Гц (рисунок 5).

Основными этиологическими факторами являются производственная вибрация, сопутствующие профессиональные вредности: шум, охлаждение, статическое напряжение мышц плеча, плечевого пояса, вынужденное отклонённое положение тела и др.

 Рисунок 5 – вибрационня болезнь
Рисунок 5 – вибрационня болезнь

Развивается при воздействии: – транспортной (трактора - гусеничные = + локальная вибрация, самоходные машины, комбайны, грузовые автомобили - МАЗы, КРАЗы и КАМАЗы + локальная вибрация, тягачи, самосвалы, и не только большегрузные, строительно-дорожные машины, катки, грейдера, самоходный шахтный рельсовый транспорт) Для ВБ от общей вибрации характерны аналогичные локальные жалобы, данные осмотра и пальпации, но теперь со стороны нижних конечностей. Жалобы общего характера также носят аналогичный характер. Добавляются жалобы на боли в пояснично-крестцовой области и шейно-грудном отделах позвоночника. Имеют место снижение пульсового наполнения и признаки венозной недостаточности нижних конечностей, снижение кожной температуры стоп у 30,0- 40,0 % больных. Со стороны половых органов у женщин – чаще указания на выкидыши, преждевременные роды, недоразвитие плода, дистопию влагалища и матки (опущение, выпадение), обильные болезненные и продолжительные месячные, хронические инфекционные поражения внутренних половых органов. У мужчин – снижение влечения и потенции, преждевременная эякуляция, в тяжелых случаях при воздействии общей или сочетанной вибрации - нарушение сперматогенеза. Течение вибрационной болезни при продолжении контакта с вибрацией – прогрессирующее. Прекращение контакта с вибрацией при начальных (I степень) и реже при умеренно выраженных проявлениях (II степень) вибрационной болезни приводит к регрессу клинических симптомов. Однако если рациональное трудоустройство вне контакта с вибрацией и сопутствующими неблагоприятными производственными факторами предпринимается в предпенсионном или в пенсионном возрасте регресс заболевания маскируется нарастающими возрастными изменениями, прогрессированием сопутствующих заболеваний и развитием новых.

Улучшение рабочего места ЛБ

Необходимы изменения в конструкции локомотивов, повышение их надежности, создание комфортных условии для работы локомотивных бригад, внедрение единой системы реабилитации здоровья, особенно важна при использовании новых интенсивных технологи. Рассмотрим на примере кресла машиниста (рисунок 6).

Рисунок 6 – кресло в кабине машиниста
Рисунок 6 – кресло в кабине машиниста

Во-первых: цилиндрическая пружина которая на чертеже отмечена цифрой два довольно плохо ароматизирует все неровности и колебания, её можно заменить на пневмоподвестку (рисунок 7).

 Рисунок 7 – составные части кресла машинист
Рисунок 7 – составные части кресла машинист

Она изображена под цифрами 10 и 11. В современных сиденьях используются диафрагментарные пневморессоры, состоящие из резиновой мембраны с тканевым каркасом, фланцевой пластины и пластикового поршня. Поскольку упругому элементу сиденья требуется еще и компактность, такие пневморессоры обычно не объединяются заодно с амортизатором, а устанавливаются в виде отдельных компонентов. Так же, как и другие виды пневматических упругих элементов, применяемых в автомобильной технике, пневморессоры сидений являются сложными и наукоемкими компонентами. установка высококачест­венного сиденья — это не только улучшение безопасности, комфорта и эргономики рабочего места, но и получение машины с улучшенными эксплуатационными характеристиками.

Поддержание здоровья ЛБ

На организм ЛБ влияют не только вибрации, но и их сидячий образ жизни поэтому я считаю необходимым делать не большую разминку для во избежание ухудшения работы организма. Сидячий образ жизни оказывает влияние на весь организм, но в первую очередь может пострадать опорно-двигательный аппарат в виде нарушения осанки, патологии суставов, слабости мышц. Также длительная сидячая работа может отрицательно воздействовать на обменные процессы и работу сердечно-сосудистой системы. В сочетании с неправильным питанием (частые перекусы, еда всухомятку, фастфуд), может развиваться ожирение, сахарный диабет 2-го типа и другие метаболические нарушения. Усугубить проблемы со здоровьем и течение хронических патологий могут недостаток сна, стресс и нервное перенапряжение. При длительном нахождении в статичном положении в первую очередь обращают внимание на боли в спине и шее. Со временем, если не принять меры, могут развиться различные патологии позвоночника, а боль может усилиться.

Повышается риск тромбоза глубоких вен нижних конечностей, который длительно может протекать бессимптомно, но со временем могут проявиться такие признаки, как отек ног, покраснение и боли в области закупоренного сосуда. Нарушается работа желудочно-кишечного тракта, обычно проявляясь запором, который может сопровождаться болями в животе и его вздутием. Еще одно возможное последствие сидячего образа жизни – это повышение вероятности образования геморроя, который может вызвать осложнение в виде кровотечения из геморроидальных узлов. Чтобы минимизировать негативные последствия, следует использовать любую возможность подвигаться. Например, установить принтер на расстоянии нескольких шагов, чтобы до него было не дотянуться рукой. По возможности решать какие-то вопросы стоя, например, разговаривать по телефону. Также лучше дойти до коллеги, вместо того чтобы отправить письмо по электронной почте.

Для профилактики варикозного расширения вен нижних конечностей можно немного размять голеностопные суставы в сидячем положении. Для начала сделайте несколько круговых движений стоп в одну и другую сторону, приведите стопы на себя, затем от себя. Это поможет улучшить кровоток и немного взбодриться, не отвлекаясь от работы.

Любая физическая активность поможет улучшить самочувствие и снизить риски возможных последствий для здоровья от длительной сидячей работы. Например, какую-то часть пути до дома можно пройти пешком или выйти на пару остановок раньше. Желательно добавить в повседневную жизнь разнообразную активность, будь то занятия в спортзале, или быстрая ходьба в парке, а, возможно, и экстремальные виды спорта. Выходные также желательно проводить в движении, больше гулять и дышать свежим воздухом.

Иногда на территории офисов есть спортзалы или вы можете самостоятельно организовать оздоровительные «пятиминутки» с легкими физическими упражнениями – это позволит улучшить кровообращение и придаст сил в продолжение трудового дня. Также есть специальная мебель, за которой можно выполнять работу как сидя, так и стоя. Существуют удобные функциональные офисные кресла – к ним тоже можно присмотреться. Ниже я представлю несколько упражнений для разминки.

Наклоны корпуса в сторону

В чём польза: стартовый элемент гимнастики избавляет от дискомфорта и боли в области спины, повышает подвижность позвоночного столба. Упражнение особенно полезно людям с сидячим образом жизни.

Как выполнять: работа ведется стоя. Наклоны корпуса осуществляются с зафиксированным на месте тазом. Направление движения контролируйте за счет выпрямленных и прижатых вдоль туловища рук. Они должны скользить четко вдоль бедер, не раскачиваясь по сторонам (рисунок 8).

Сколько выполнять: 8-10 повторений на каждую сторону (всего 16-20 наклонов).

 Рисунок 8 – упражнение 1
Рисунок 8 – упражнение 1

Разведение рук по трем направлениям

В чем польза: элемент гимнастики для спины концентрируется на проработке области лопаток. С помощью движения вы сможете улучшить кровоток к головному мозгу, избавиться от ощущения зажатости в мышцах шеи, трапециях, грудном отделе. Также упражнение используется с целью профилактики сутулости.

Как выполнять: оставайтесь в том же положении. Разведите руки в разные стороны и слегка поднимите. Теперь отводите верхние конечности назад, сводя лопатки. Далее руки необходимо опустить и снова отвести назад до ощущения легкого растяжения в грудном отделе. И теперь опустите руки еще раз и снова выполните аналогичное движение. Затем возвращайтесь назад по обратной траектории (рисунок 9).

Сколько выполнять: 6-8 повторений (около 30 разведений рук).

 Рисунок 9 – упражнение 2
Рисунок 9 – упражнение 2

Сведение локтей перед собой

В чем польза: это упражнения раскрывает плечевой отдел, избавляя от напряжения в верхней части спины. Суставная гимнастика для плеч стимулирует выработку специальной жидкости, которая делает соединения более подвижными. Благодаря этому суставы становятся менее болезненными. В процессе работы ведется разминка трапециевидных мышц, стимулируется кровоток к головному мозгу.

Как выполнять: встаньте прямо и положите ладони на плечи. Локти разверните в противоположные друг от друга стороны, после чего медленно сведите их перед собой до плотного стыка. Далее — разведите их в стартовую фазу. Выполняйте упражнения амплитудно, хорошо раскрывайте плечевые суставы (рисунок 10).

Сколько выполнять: 12-15 повторений.

 Рисунок 10 – упражнение 3
Рисунок 10 – упражнение 3

Сведение лопаток

В чем польза: данное упражнение избавит вас от скованности и боли в спине или предотвратит ее. Это обязательный элемент для людей, ведущих сидячий образ жизни. Также движение позволяет сформировать правильную осанку, избавиться от «выпирающих лопаток» и боли под ними, а также в целом укрепить мускулатуру спины.

Как выполнять: поставьте руки на пояс. После этого отведите плечи назад, сделайте маленькую паузу, после чего сведите плечи перед собой. Амплитуда движения максимальная, поэтому вам придется выполнять отводы с небольшим усилием, добиваясь ощущения растяжения в пиковых точках (рисунок 11).

Сколько выполнять: 12-15 повторений.

 Рисунок 11 – упражнение 4
Рисунок 11 – упражнение 4

Поочередные отведения рук назад

В чем польза: если после долгого сидения вы чувствуете скованность и боль в спине и груди, выполнение этого простого движения позволит избавить вас от дискомфорта.

Как выполнять: работа ведется на каждую руку по очереди. Поставьте их на пояс, после чего отведите одну конечность вбок и назад, добиваясь ощущения растяжения в области груди. Затем верните руку на пояс и повторите движение другой рукой. Старайтесь лишь слегка поворачивать корпус, чтобы сосредоточить нагрузку в нужных местах (рисунок 12).

Сколько выполнять: 8-10 повторений на каждую сторону (всего 16-20 отведений).

 Рисунок 12 – упражнение 5
Рисунок 12 – упражнение 5

Подъемы рук вверх

В чем польза: представленное упражнение снимает нагрузку со спины и вытягивает позвоночник. Кроме того, такие подъемы рук позволяют размять плечевые суставы, возвращая им подвижность и снимая боль. Также это упражнение для позвоночника убирает напряжение с шеи, помогает избавиться от головной боли.

Как выполнять: технически – упражнение простое. Подъемы рук выполняются в положение стоя. Первое повторение – поднимайте руки вверх через стороны, следующее повторение – поднимайте руки вверх перед собой. Двигайтесь в неспешном темпе, потягиваясь в пиковой точке. Это поможет улучшить кровообращение во всем теле(рисунок 13).

Сколько выполнять: 8-10 повторений (всего 16-20 подъемов рук).

 Рисунок 13 – упражнение 6
Рисунок 13 – упражнение 6

Скрещивание рук у груди

В чем польза: это еще один комбинированный элемент, необходимый для профилактики болей в грудном отделе позвоночника. Упражнение оптимально подойдет людям со слабой спиной, страдающим от болей в лопатке и периодического хруста в области груди.

Как выполнять: находясь в положении стоя, сведите ладони на затылке. Разверните локти в противоположные стороны до ощущения растяжения в груди. После этого обхватите корпус крест-накрест, дотрагиваясь руками лопаток. Необходимо приложить небольшое усилие, чтобы растянуть трапеции и мышцы, поддерживающие лопатки (рисунок 14).

Сколько выполнять: 12-15 повторений.

 Рисунок 14 – упражнение 7
Рисунок 14 – упражнение 7

Сгибания рук затылок-поясница

В чем польза: Это простое упражнение поможет разгрузить позвоночник после рабочего дня. Дополнительно элемент снимает напряжение с мышц спины и рук, улучшая кровообращение по всему телу.

Как выполнять: Примите Т-образную позу (руки разведены и параллельны полу). После этого согните правую руку кистью вверх, а левую — кистью к полу. Одновременно с этим подведите правую конечность к затылку, а левую — к пояснице. Зафиксируйте положение на секунду. Затем поменяйте стороны: левая рука — на затылок, а правая — на поясницу.

Сколько выполнять: 8-10 повторений на каждую сторону

9. Сведение рук за спиной

В чем польза: данное упражнение нацелено на расслабление околопозвоночных мышц, трапеций, дельтовидных мышц. С его помощью улучшается кровообращение по всему телу, корректируется осанка. Упражнение особенно полезно для людей с малоактивным образом жизни, которые чувствуют напряжение в середине спины от долгого сидения.

Как выполнять: для начала примите Т-образную позу. После этого сведите руки на пояснице, соединяя предплечья и слегка отводя плечи назад. Почувствуйте небольшое растяжение в области груди. Выполняйте попеременно на обе стороны (сначала правая рука впереди, следующее повторение – левая рука впереди) (рисунок 15).

Сколько выполнять: 8-10 повторений на каждую сторону (всего 16-20 сгибаний).

 Рисунок 15 – упражнение
Рисунок 15 – упражнение