Активная внешняя политика Российской империи занимала умы всего европейского общества, в частности успехи русских волновали англичан, которые руками и ногами держались за Индию и вели затяжные войны с непокорными народами на севере Индии.
« Мы обязаны оберегать Индию как краеугольный камень процветания Великобритании», - непокоолитиков и чиновников, но и простых офицеров и путешественников. Государственный принцип политики лондонских Кабинетов министров на протяжении всей викторианской эпохи.
Средняя Азия привлекала не только политиков и чиновников, но и простых офицеров и путешественников. Какие же были настроения в российском обществе на счет народов и завоеваний в Средней Азии.
Капитан Ч.Ч. Валиханов, выходец из знатного казахского рода, поступившего в юности на русскую службу, описал ситуацию, сложившуюся в деспотиях Среднего Востока к середине XIX в. следующим образом:
« Центральная Азия на сегодняшнем этапе социальной организации представляет собой поистине печальное зрелище; ее современную стадию развития можно, так сказать, назвать патологическим кризисом. Вся территория без какого-либо преувеличения является ничем иным, как огромной пустошью, которую временами пересекают брошенные акведуки, каналы и колодцы. По затерянным песчаным равнинам с кое-где встречающимися развалинами, поросшими уродливым колючим кустарником и тамариском, бродят стада диких ослов и вряд ли менее агрессивных сайгаков. В середине этой «Сахары» по берегам рек попадаются небольшие оазисы, где растут тенистые тополя вязы и тутовые деревья, дающие людям тень. В то время как ничто не нарушает однообразие пейзажа, за исключением встречающихся местами плохо обработанных рисовых полей и плантаций хлопка, перемежающихся иногда виноградниками и вишневыми садами, оставленными ленивым и недальновидным населением заботам Аллаха. В центре этих оазисов, возвышаясь над многочисленными курганами древних городов, уже давно занесенных песками, стоят жалкие глинобитные хижины, в которых живут представители дикой, варварской расы, деморализованные исламом и превращенные почти в идиотов политическим и религиозным деспотизмом их правителей…».
Официальная нота министра иностранных дел Великобритании лорда Рассела послу России Ф.И. Бруннову:
«Я признаю цели русского правительства вполне законными, и в целом я всегда стоял на стороне цивилизованной державы против варварской страны. Мы сами действовали в Индии в силу непреодолимых обстоятельств, которые нередко заводили нас дальше, чем мы могли предположить заранее».
Министр иностранных дел А. М. Горчаков:
« Позиция России В Центральной Азии соответствует воззрениям всех цивилизованных стран, которые вовлечены в контакты с полудикими кочевым населением, не обладающим закрепленной общественной организацией. В таких случаях всегда происходит так, что более цивилизованное государство вынуждено в интересах безопасности своей границы и коммерческих отношений определенным образом господствовать над теми, чей беспокойный и воинственный характер превращает их в нежелательных соседей».
Обозреватель петербургского Экономического журнала А. Субботин:
« Самая роль России как передового поста в Европе, не раз спасавшего ее от гибели, дает ей право на те страны, откуда выходили полчища, так долго тормозившие ее государственное развитие. Обладание смежными областями Средней Азии, вызываемое географической и исторической необходимостью, составляет отчасти справедливое возмещение за вековую борьбу с азиатской гидрой, причем России пришлось много претерпеть за то, что она стала как раз на дороге из Азии в Европу, за то, что она мешала азиатским ордам «потопить» европейские государства, ограждая последние своей широкой спиной».