Жан-Поль Марат (1743 - 1793)
Марат родился 24 мая 1743 года в Швейцарии. Он получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Потеряв родителей, зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Был врачом и работал при дворе графа Д’Артуа, будущего короля Франции Карла X. У Марата была степень доктора медицины, однако же те, кто читал его работы об огне и электричестве, вынуждены были признать, что он был искушен во многих областях науки.
Но более всего его интересовали проблемы человека и социума. Марат считал насущной необходимостью перемену государственного строя. В издаваемой им газете «Друг народа» он обличал социальную несправедливость и призывал к насильственному свержению власти.
Ожесточённый тон его статей вызвал преследования Марата. Он был вынужден скрываться в подвалах, не оставляя при этом своей работы. Ему даже пришлось бежать в Англию, однако эти гонения лишь придали ему энергии: он заговорил о необходимости общественного обновления принесением в жертву голов изменников. В апреле 1792 года он вернулся в Париж и вновь взялся за издательство.
10 августа 1792 года, после новой попытки короля бежать, произошло восстание, ликвидировавшее монархию. Король был арестован. В декабре Людовик XVI был предан суду. Марат, взывавший к расправе над тиранами, отказался от предложения карать короля без суда. Он полагал, что над королём нужно провести процесс, соблюдая все формальности. Его предложение было принято и над монархом прошел открытый суд.
Главный противник революционеров был окончательно повержен, за счет чего противоречия внутри революционного движения стали нарастать. Марат, как один из самых радикальных якобинцев стал мишенью ораторов жирондистов, из-за которых он сначала предан суду, а после оправдания был убит в собственном доме.
Максимилиан Робеспьер (1758–1794)
Максимилиан Робеспьер Робеспьер родился в Аррасе в семье адвоката. Максимилиану было всего шесть лет, когда мать умерла, и отец, оставив своих детей на попеченье родственников, уехал за границу. В 1769–1781 годах Робеспьер занимался изучением права в парижском колледже. Закончив учебу, работал адвокатом в родном Аррасе.
Служа в Аррасе адвокатом, Робеспьер стал поклонником вольнолюбивых идей Ж.-Ж. Руссо. Он много работал в сфере юриспруденции и литературы. В 1789 году его избрали директором аррасской академии.
Франция была охвачена беспрецедентной волной восстаний, вызванными экономическим кризисом, голодом и массовой безработицей, достигшими пика весной — летом 1789 года.
Переехав в Париж, Робеспьер снимал маленькую комнату. Он вошел в Якобинский клуб и постепенно становился наиболее влиятельным его членом. В июне 1790 года его выбрали одним из секретарей.
Изначально Робеспьер на себя обращал мало внимания. Он выступал против военного закона, против деления граждан на активных и пассивных, поддерживал допущение евреев к общественным должностям. Но, несмотря на внешнюю незаметность, Робеспьер являлся самым деятельным депутатом. В 1789 году он выступал 69 раз, в 1790 году — почти в два раза больше, а за 9 месяцев 1791 года — аж 328 раз. Его затянутые и не всегда понятные речи слушали невнимательно, но Робеспьер был настойчив и повторял свое без устали.
В апреле 1792 года он создал якобинский журнал «Защитник конституции». В этот период началось острое противоборство между жирондистами и якобинцами по вопросу о войне. Робеспьер выступал против войны и нападал в печати и в якобинском клубе на жирондистов.
Власть в Конвенте, результате восстания 2 июня 1793 года, перешла к вождям Якобинского клуба — Робеспьеру, Дантону, Марату. Наступила эпоха террора. В комитете общественного спасения главную роль играл Робеспьер, заведовавший террором. От Комитета исходили декреты о казнях и проскрипциях.
Конвент, приняв новую Конституцию, провозгласил Францию республикой. По мере обострения ситуации в тылу и на фронтах Конвент принял Закон о подозрительных, предписывавший брать под арест «подозрительных». «Подозрительными» объявлялись враги республики, сочувствующие тирании», попавшие под подозрение комиссаров Конвента, родственники эмигрантов.
В таких условиях Дантон выдвинул предложение о прекращении революционного террора и уступках в пользу крупной буржуазии. Робеспьер 25 декабря 1793 года произнес против своих врагов речь, заявив о необходимости направить корабль между умеренностью и излишеством. 5 апреля 1794 года Дантона и Демулена казнили.
Началось время наибольшего влияния Робеспьера. Он добился принятия закона, который вводил смертную казнь за преступление против республиканской морали. Однако его утопические идеалы не встречали в обществе поддержки, а диктаторские стремления настроили большинство депутатов Конвента против него. 27 июля 1794 года Конвент отдал под суд Робеспьера и сторонников. Те пытались организовать в парижской Ратуше сопротивление, но были захвачены войсками, а на следующий день Робеспьер был казнен.
«Папаша Дюшен»
В 1790 году Жак-Рене Эбер опубликовал памфлет «Маленький гарем аббата Мори». Впоследствии он начал выпуск газеты «Папаша Дюшен», ставшей популярнее газеты Марата. Эбер разоблачал контрреволюционные интриги и проницательно предрекал ход событий.
Газета была названа так в честь балаганного персонажа, печника с длинной трубкой, который не чуждался крепкого словца. Статьи в газете писались от имени Папаши Дюшена. Этим образом и всем своим тоном газета попала, что называется, в десятку, и завоевала огромную популярность у парижских санкюлотов, соперничая с другим таким же простонародным изданием – «Другом народа» Жан-Поля Марата.
Вскоре у «Папаши» появились и подражатели: листки под названиями «Мамаша Дюшен», «Сын Дюшена», «Внук Дюшена» и даже «Кузен Дюшена». Но им не удавалось сравняться по славе с «отцом семейства».