Найти тему
О Москве нескучно

Станции Московского метро, которые изменились до неузнаваемости

Оглавление

Почему некоторые станции первой очереди метро пришлось делать не такими, какими их планировали изначально? Что такое платформа английского типа? Почему облик станций решили менять спустя несколько десятилетий? А также - где можно увидеть некоторые не воплощённые задумки архитекторов столичного метро? Как станции, о которых пойдёт речь в статье, выглядели раньше? И какой у них внешний вид сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Подземный сюрприз

Станция "Чистые пруды" открылась в составе первой очереди Московского метро в мае 1935 года не только под иным названием - "Кировская". Она и выглядела по-другому. Здесь не было центрального зала. Только боковые платформы. Такие конструкции называются станциями английского типа. Их довольно много в лондонской подземке. Там они, собственно, и появились. В Москве применение такого инженерного решения было вызвано сложными геологическими условиями. Данные о том, какие породы залегали под поверхностью, оказались неполными и неточными. Специалисты заверили инженеров, что их не ждут сложности. А горные породы на такой глубине (35 метров) очень прочные и надёжные. В реальности всё оказалось совсем наоборот. Рабочих "встретили" огромные плывуны (смесь воды, песка и гравия). По началу даже возникли сомнения, что с такой проблемой вообще можно справиться. Тогда ещё не было технологии заморозки грунта.

Изначальный проект станции "Чистые пруды". Сначала она должна была именоваться "Мясницкими воротами". Но вскоре после убийства С.М. Кирова, ей присвоили название в честь партийного деятеля. Из журнала "Строительство Москвы" за 1934 год (№5).
Изначальный проект станции "Чистые пруды". Сначала она должна была именоваться "Мясницкими воротами". Но вскоре после убийства С.М. Кирова, ей присвоили название в честь партийного деятеля. Из журнала "Строительство Москвы" за 1934 год (№5).

Неимоверными усилиями метростроевцам удалось справиться. Но пришлось пожертвовать красотой станции. Решили не делать центральный зал. Хотя изначальный проект его предусматривал. В итоге здесь по сути были только боковые платформы. Соединял их небольшой аванзал. Там же находились эскалаторы, которые вели на поверхность. Несмотря на это группе архитекторов во главе с Николаем Колли удалось создать оригинальную станцию. В отделке использовали керамическую плитку, серый и белый мрамор. Кроме того сделали углубления, которые напоминали арки. Чтобы у пассажиров было ощущение, как будто они и правда имелись. Это визуально расширяло станцию.

В таком виде станция существовала до конца 1969 года. Именно тогда началась реконструкция платформы. Здесь требовался центральный зал, потому что рядом вскоре планировали открыть станцию "Тургеневская" Калужско-Рижской линии. Нужно было сделать переход. Проект обновлённой "Кировской" создавали архитекторы Лев Попов и Анна Фокина. Они довольно бережно подошли к оформлению станции и максимально сохранили её оригинальную концепцию. Работы завершили в 1971 году. Несмотря на то, что зодчие смогли соблюсти первоначальную идею, изменения были. Например, гранитный пол вместо асфальтового и другое освещение.

Уже намного позже к изменениям на станции "Чистые пруды" прибавились путевые стены. Изначально их отделали разного вида керамической плиткой. Но в 1997 году её убрали и облицевали поверхность мрамором трёх цветов: серым, чёрным и белым. В целом, история этой станции является удачным примером бережного отношения архитекторов к изначальному облику.

Тёмный замысел

В отличие от предыдущей станции, на этой реконструкция не пощадила изначальный облик. Речь про "Лубянку", которая в 1935 году открылась под названием "Дзержинская". Здесь была похожая ситуация относительно сложных условий. Однако дела обстояли ещё хуже. Инженеры на полном серьёзе не хотели строить тут станцию. Плывуны имели такие огромные размеры, что справиться с ними оказалось невероятно сложно. В итоге снова пришлось пожертвовать центральным залом и воплотить в жизнь конструкцию английского типа. Архитектором этой платформы стал Николай Ладовский. Он решил визуально не увеличивать пространство с помощью декора.

Изначальный проект "Лубянки" от Николая Ладовского в виде макета. Из журнала "Строительство Москвы" за 1934 год (№5).
Изначальный проект "Лубянки" от Николая Ладовского в виде макета. Из журнала "Строительство Москвы" за 1934 год (№5).

Зодчий хотел создать интересные формы. Мотивы были не только художественными. Станционные тоннели здесь получились немного кривыми из-за сложностей во время строительства. Неровности требовалось скрыть. Для этого Ладовский придумал так называемые "подпружные арки". Они не только придавали оригинальности, но и выполняли функцию поддержки конструкций. А вот освещение вышло весьма спорным. Идея архитектора состояла вот в чём: не делать мощных лампочек на платформах и создать своеобразный полумрак. Когда поезд прибывал на платформу, то давал дополнительное освещение всему пространству. Получалось ярко и красиво. Но в реальности пассажиры не очень оценили задумку. Всё-таки на платформе было темновато. Поэтому освещение через какое-то время пришлось менять.

На реконструкцию станцию закрыли в начале 1970-х годов. Требовался переход на "Кузнецкий мост". Платформу должна была начать работать в 1975-м. Проект обновлённой "Лубянки" создавали архитекторы Нина Алёшина, Александр Стрелков и Нина Самойлова. Зодчие почему-то решили не сохранять изначальный облик станции. Хотя на счету Алёшиной и Стрелкова было много ярких проектов. Нина Александровна, к примеру, создавала "Кузнецкий мост" - очень оригинальную станцию. Но на платформе Сокольнической линии поступили попроще. Здесь появился центральный зал и расширявшиеся кверху пилоны строгой формы. От изначальных круглых мотивов ничего не осталось. Отделали всё светлым мрамором. Покрытие платформы заменили на гранит.

К счастью, архитекторы оставили хотя бы кусочек старой станции. Оригинальные пилоны и бывший аванзал вы можете увидеть в южной части платформы. Это последний вагон в сторону "Чистых прудов" или первый по направлению к "Охотному ряду". Интересно, что здесь до сих пор так и не поменяли керамическую плитку на путевых стенах. Она давно потихоньку осыпается. На место выпавших квадратиков вставляют новые, уже другого цвета. Смотрится не очень красиво.

Планы изменились

Станция "Павелецкая" на Замоскворецкой линии стала первой среди тех, которые решили переделывать. Всё потому, что воплощённый проект создавали быстро и планировали, как временный. Открылась станция в конце ноября 1943 года, то есть почти на 11 месяцев позже, чем остальные платформы на участке от нынешней "Театральной" до "Автозаводской". Эта задержка была связана с тем, что не успели сделать эскалаторы. Изначально производство находилось Ленинграде. Но после того, как город оказался в блокаде, пришлось срочно всё переносить в Москву.

Изначальный проект (финальный) станции от братьев Весниных. Отсюда: https://archsovet.msk.ru
Изначальный проект (финальный) станции от братьев Весниных. Отсюда: https://archsovet.msk.ru

Первоначальный проект создавали братья Веснины. По конструкции станция должна была походить на "Маяковскую". Главной темой оформления стал труд жителей Донбасса. Кроме того, туда в те времена отправлялись поезда с Павелецкого вокзала. Своды планировали украсить большими мозаиками. Их смогли сделать и доставить в Москву. А вот с металлическими конструкциями для станции не вышло. Предприятие находилось в Днепропетровске. Город попал в зону оккупации. Привезти оттуда ничего не получилось. Поэтому пришлось в срочном порядке менять проект. Его уже создавали архитекторы А.Н. Душкин и Н.С. Князев. Они решили сделать знакомую вам конструкцию английского типа. То есть с двумя боковыми платформами без центрального зала. Поменялось и оформление. Украшения посвятили тематике Великой Отечественной. Это барельефы, которые показывали связь фронта и тыла. Светильники уже воплощали растительные мотивы. Так люстры над боковыми платформами имели форму тюльпанов.

В таком виде "Павелецкая" просуществовала до 1948 года. Тогда начали её реконструкцию. Всё-таки ей хотели придать максимально близкий к проекту братьев Весниных облик. Новый эскиз продумывали архитекторы Е.С. Демченко и С.В. Лященко. В целом, в каком-то смысле вышло похоже. На сводах даже сделали круглые ниши. Однако мозаики туда добавлять не стали. Оригинальные украшения, которые предназначались для станции в 1943 году, тогда уже использовали на "Новокузнецкой", а новые делать не стали. Тематика временной станции также не сохранилась. Обновлённая "Павелецкая" имела нейтральное оформление с типичными для советского времени атрибутами. Продолжалась реконструкция до 1959 года. Кстати, станцию на этот период не закрывали для пассажиров. Огораживали отдельные участки.

Интересно, что старый аванзал в южной части платформы сохранили. Во-первых, чтобы оставить напоминание о старой конструкции. Во-вторых, чтобы не трогать этот участок и сэкономить. Правда в 1987 году случился пожар и оригинальная отделка здесь пострадала. Пришлось её немного переделывать. А значит - изначальная облицовка оказалась утраченной. В Московском метро есть и другие станции, которые переделывали. Но про них, может, как-нибудь потом. Итак получилось много текста.

Если вам интересна эта тема, то вы можете прочитать более подробные статьи о каждой из упомянутых выше станций на моём канале:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!