(Откровение 12:1-6)
В последних стихах главы 11 мы услышали звуки седьмой трубы; настало время суда. Можно было бы подумать, что за этим последуют семь чаш гнева, но они появятся лишь в главах 15 и 16. А в главах 12—14 мы знакомимся с врагами Бога и Христа. В главе 12 появляется виновник гонений - дьявол. В главе 13 на сцену выходят два его пособника - зверь и лжепророк. Затем в главе 14 мимоходом упоминается блудница Вавилон великий.
С этого урока мы приступаем к изучению главы 12. Это центральная глава. Ученые обычно сходятся во мнении на том, что с нее начинается второй главный раздел Откровения. Первая половина книги касалась, главным образом, конфликта церкви с Римом, тогда как вторая половина больше уделяет внимание невидимой борьбе - духовной битве между Христом и сатаной, противостоянию добра и зла.
Основная цель этой главы - представить читателю главного врага Бога, дьявола. В этом разделе открывается, что в бедах христиан повинен дьявол, и поясняется, почему сатана ненавидит христиан. В нем мы также получаем ответ на те вопросы, которые должны были задавать ранние христиане: “Почему с нами так поступают?”, “Чем мы заслужили такое обращение?”, “Почему Рим так ненавидит нас?” Текст ясно говорит, что такая ненависть исходила не столько от Рима, сколько от дьявола. Рим был лишь инструментом в руках сатаны.
И сегодня мы, христиане, все так же боремся с несправедливостью и плохим обращением с нами. Учения этой главы так же годятся для нас, как годились для Божьего народа в первом веке.
Содержание главы 12 настолько важно, что на ее изучение мы отведем три урока. Первый урок, в котором мы рассмотрим начальные шесть стихов, будет посвящен знакомству с сатаной. В учебниках по военному делу говорится: чтобы разбить врага, надо прежде все о нем узнать. Этот принцип в равной степени относится и к нашей с вами смертельной духовной битве (Еф. 6:11-18).
ГРОЗНЫЙ ВРАГ
Мишень врага: женщина
“И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения” (Отк. 12:1, 2).
Глава начинается такими словами: “И явилось на небе великое знамение” (ст. 1). “Знамение” - любимое слово апостола Иоанна; оно часто встречается в его Евангелии и семь раз - в Откровении. Греческое слово, которое переводится как “знамение”, означает “нечто поразительное, очень необычное, знаменательное”, “необычное явление, выходящее за рамки естественных законов природы”. Это слово в Новом Завете переводится также словами “знак”, “признак”, “чудо (чудеса)”.
Знамение явилось “на небе”. В контексте слово “небо” не означает особую Божью обитель; это просто небосвод, где расположены звезды (ст. 4). Уест пишет: “Иоанн увидел великое знамение на небе, то есть на небосводе над собой, небосводе над всеми нами”. Как говорит Мартин Киддл, апостол увидел образы, спроектированные на гигантский экран звездного неба.
Вот то “великое знамение”, которое увидел Иоанн: “жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд” (ст. 1). Высказываются интересные догадки относительно возможного символического значения солнца, луны и звезд; но, как обычно, важней всего общее впечатление. Вообразите себе эту женщину, какой она предстала на небесном экране: ее светящаяся одежда соткана из солнечных лучей, и каждая ниточка на ней так и сверкает. В венке сияют двенадцать неземных бриллиантов, горящих белым и красным огнем. Ногами она стоит на луне. Она ослепительна, прекрасна, великолепна!
Тем не менее, она беззащитна - так беззащитна, как может быть беззащитна женщина, ибо “она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения” (ст. 2). Каждой женщине, когда-либо рожавшей, (и каждому мужчине, стоявшему возле своей жены в это мучительное для нее время), должен быть понятен этот образ. Рожающая женщина не думает ни о чем постороннем и очень слаба; она не в силах постоять за себя.
Прежде чем говорить о появившейся перед женщиной опасности (ст. 3), нам нужно определить, кто она, эта одетая в солнце, увенчанная звездами и стоящая на луне “жена”. Вопрос о том, кого или что она собой олицетворяет, вызывает много споров. Тот факт, что ее Дитя в 12:5 явно узнается как Христос, позволил многим в средневековой церкви думать, что это Мария, мать Иисуса, и католическая церковь до сих придерживается этого толкования. Если бы мы взяли только лишь стихи 1 и 2, то могли бы согласиться с этой мыслью, но контекст не позволяет утверждать, что эта женщина - некий конкретный человеческий образ. Уильям Барклей указывает, что “это настолько явно сверхчеловеческий образ, что вряд ли его можно отождествить с каким бы то ни было человеком”. Позже эта женщина будет изображена как мать всех христиан (12:17) - а этот образ вряд ли соответствует Марии.
Поскольку эта женщина не является каким-либо одним человеком, многие склонны считать ее “верным Израилем”, связывая этот образ с верными среди израильского народа. Бог отделил израильский народ с той целью, чтобы привести в мир Мессию (Мих. 5:2). Израиль называли Божьей невестой и часто сравнивали с беременной женщиной (см. Ис. 9:6; Мих. 4:9, 10). Небесное убранство женщины напоминает нам сон Иосифа о семье Иакова/Израиля (Быт. 37:9-11). Двенадцать звезд могут символизировать двенадцать патриархов.
Такое толкование хорошо увязывается со временем до рождения Иисуса, но распадается на части, когда мы читаем, что Он был “восхищен... к Богу” (12:5). Дракон начал преследовать женщину после вознесения Иисуса (12:13), а история говорит нам, что после Его вознесения плотский (не духовный) Израиль был не гонимым, а как раз гонителем (2:9; 3:9). Вдобавок, после того, как Дитя было “восхищено”, женщина имела Божью защиту (12:6, 14-16), а Новый Завет учит, что Бог больше не отдает предпочтение плотскому Израилю (Рим. 2:28, 29; 10:12; Гал. 3:26-29).
Представляется очевидным, что после стиха 5 женщина - это церковь. На протяжении всего Откровения именно церковь преследовали, и именно церковь оберегал Бог. Поэтому наиболее древние толкователи Откровения Иоанна в женщине видели церковь. Однако такое отождествление, похоже, вступает в противоречие с первыми пятью стихами главы, которые говорят о рождении женщиной Иисуса: ведь мы знаем, что это Иисус дал жизнь церкви, а не церковь - Иисусу (Мф. 16:18, 19).
Похоже, женщина - это один из тех меняющихся образов, которые достаточно типичны для книги Откровение: вначале они символизируют одно, а затем другое. Возможно, самый простой способ устранить трудность - это вспомнить о взаимоотношениях между плотским Израилем в Ветхом Завете и духовным Израилем в Новом Завете. В одном из предыдущих уроков мы отметили, что Божий извечный план в отношении Израиля исполнился в церкви. Теперь ветхозаветные термины, употреблявшиеся в связи с Израилем, употребляются по отношению к церкви: церковь есть Божий “удел” (Еф. 1:14) и “народ святой” (1 Пет. 2:9). Авраам теперь - “отец всех верующих” (Рим. 4:11), церковь - “Израиль Божий” (Гал. 6:16); а истинное “обрезание - мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом” (Фил. 3:3). Значит, мы можем с уверенностью назвать женщину обобщающим словом “Израиль” - понимая при этом, что до рождения Иисуса она была плотским Израилем, а после Его вознесения она - духовный Израиль, или церковь.
Моррис говорит, что “для ранних христиан существовала важная неразрывная взаимосвязь между древним Израилем и церковью, истинным Израилем”. Майерс отождествляет женщину с “Божьим народом во время обоих заветов”, а Метцгер называет ее “идеальным сообществом Божьих людей - первоначально иудеев... а потом христиан”.
Я думаю, это разумное объяснение того, что символизирует женщина, но тороплюсь сказать, что точное определение не так уж и важно. Более существен контраст между ней и драконом. Перед этим пленительным и беззащитным созданием появилось чудовище настолько же безобразное, насколько прекрасной была женщина.
Особенности врага: дракон
“И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон этот стал перед женщиной, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца” (Отк. 12:3, 4).
Пытаясь мысленно нарисовать это отвратительное существо, прежде всего выбросьте из головы представление о драконах, которое вы получили из прочитанных в детстве сказок. Лучше вообразите себе гигантскую семиглавую рептилию на лапах.
Нам понадобились все наши знания, чтобы определить, кто такая эта женщина, но в отношении дракона такие глубокие размышления ни к чему. В 12:9 ему дано определение: это “древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную” (см. 20:2).
Толкователи пытаются найти скрытый смысл в деталях описания дракона, но, по сути, каждая деталь просто добавляет лишний штрих к портрету, создавая общее впечатление от картины нашего опасного врага:
• Это дракон: “В апокалиптической литературе - как в библейской, так и в небиблейской - дракон представляет собой, по всей видимости, самый распространенный образ зла. Он символизирует все, что есть злого, низменного, пагубного и враждебного Богу” (Шелли).
• Это красный дракон: кроваво-красный цвет указывает как на его желание убивать (6:4), так и на его греховную сущность (Ис. 1:18).
• Это семиглавый дракон: семь голов, вероятно, символизируют его большую изобретательность и хитрость (2 Кор. 11:3). Его многочисленные головы могут также указывать на то, что его трудно уничтожить.
• Это десятирогий дракон: рога символизировали силу. Десять рогов указывают на его великую силу.
• Это дракон с семью коронами: “...и на головах его семь диадем”. Слово “диадема” - это транслитерация греческого слова со значением “венец (корона) правителя” (в противоположность стефанос, венцу победы). Семь корон указывают на великую власть дракона.
• Это огромный дракон: “Его громадные размеры угадываются в тех словах, что, когда он сидел на небе, то одним движением своего хвоста смахнул третью часть звезд и поверг их на землю” (Метцгер). Некоторые в этом действии усматривают символический смысл, но это, вероятно, не более чем сокращение его мышц, цель которого - произвести впечатление, что перед нами действительно грозный враг.
Повторяю, не дайте себе увязнуть в деталях. Когда вы рассматриваете стихи 1-4, сосредоточьтесь на контрасте: с одной стороны - явно беспомощная женщина. С другой - огромное многоголовое огненно-красное чудовище, оловянными глазами пристально следящее за испытывающей родовые муки женщиной, готовое к прыжку, как только родится ребенок. Вот вам классический контраст между беспомощностью и непреодолимой силой! Обычный человек, глядя на эту сцену, сказал бы, что у женщины и ее ребенка нет шансов остаться в живых. Кажется, исход предрешен.
СТРАШНЫЙ ВРАГ
Давайте “остановим камеру” на этом моменте и дадим крупный план большому красному дракону. Не забывайте, что одно из первых правил ведения войны - знать своего врага, и глава 12 является хорошим текстом, из которого мы можем больше узнать о том, кто хочет погубить нас. “В этой главе встречается больше названий дьявола, чем в любом другом месте Писания”, - замечает Фрэнк Пэк. Забегите вперед и прочтите стихи 7, 9 и 10, где даны подробности о сатане и его деятельности.
Нельзя недооценивать своего врага
Стихи 7 и 9 говорят нам о том, что у дьявола есть “ангелы”, подвластные ему духовные вестники (см. Мф. 25:41).
Стихи 9 и 10 приводят ряд наименований. Вначале он назван “древним змием” (ст. 9). В связи с этим мы вспоминаем Быт. 3, где говорится, что Еву склонил к неповиновению не обычный змей, а дьявол. Подумайте о тех физических и душевных страданиях, которые грех принес в мир. И виновник этого - сатана.
Дракон также именуется “диаволом”. Греческое слово диаболос означает “обвинитель”, “клеветник”. В стихе 10 о нем так и говорится: “клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь”. Наверное, самым лучшим комментарием к этому являются первые две главы книги Иова, где сатана обвиняет Иова в том, что тот послушен Богу по скрытым мотивам (см. Зах. 3:1). Тенни замечает, что дьявол “стремится найти изъяны в характере христиан не для того, чтобы исправить их, а чтобы оклеветать и опорочить искренних верующих.” А так как у всех нас есть пятна и пороки (Еф. 5:27; см. Рим. 3:23), то дьяволу нетрудно найти недостатки, в которых он может обвинить каждого из нас.
Далее дракон именуется сатаной (ст. 9). Это транслитерация греческого слова сатанас, что значит “противник”. Сатана - наш враг, наш противник, наш антагонист.
О драконе сказано, что он “обольщает всю вселенную” (ст. 9). Его работа состоит в обмане (Ин. 8:44; 2 Кор. 4:4; 11:14). Он обманул Иуду (Ин. 13:2, 27; Лк. 22:3) и пытался ввести в заблуждение Петра (Лк. 22:31). Он ввел в грех Ананию и Сапфиру (Деян. 5:3) и пытается уловить всех нас (см. Мф. 13:39; Лк. 8:12; Еф. 6:11; 2 Кор. 2:11).
Пожалуй, самого большого успеха сатана достиг тогда, когда ему удалось убедить “ученых мужей”, что он - всего лишь миф, больное воображение суеверных умов. Хотелось бы, чтобы это было так, но в действительности все как раз наоборот. Библия и сегодня предупреждает: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Пет. 5:8). Мы не смеем игнорировать или недооценивать нашего врага!
Нельзя переоценивать своего врага
С другой стороны, мы не должны переоценивать дьявола. Палмер пишет в этой связи: “Очень важно не переоценить силу вселенского зла, дьявола. На самом деле зло всегда меньше, чем кажется. Оно всегда прикрывается угрозами и обещаниями, которые не может выполнить. В этом вся сущность дьявольского искушения. Переоценивая способность дьявола повредить нам, мы точно так же попадаемся на удочку его прельщения, как и тогда, когда верим в его щедрые обещания помочь нам. И то, и другое - ложь...”
Некоторые, наверное, думают, что бесполезно даже пытаться противиться сатане. “Бес попутал”, - часто слышим мы дежурную отговорку, и она создает впечатление, будто сопротивляться его козням невозможно. В нашем тексте ясно сказано, что хоть дьявол и силен, но не всесилен - и уж, конечно, ему можно эффективно противостоять. В Писаниях нет ничего похожего на персидский дуализм, где силы добра и зла уравновешены. Дьявол бесконечно слабее того Бога, которому мы служим.
Пусть он имеет семь голов и очень умен, но он явно не понимает тщетности противодействия Божьим планам (12:4, 5, 7-10). Он не всеведущ.
Пусть он имеет десять рогов и может сбросить с небосвода третью часть звезд, но он не может повергнуть все звезды, как может Бог (6:13). Он не всемогущ.
Пусть он имеет семь диадем, но его власть лишь временна. К конечном итоге, обладателем “многих диадем” (19:12) будет только Иисус - единственный Царь царей и Господь господствующих (19:16)!
Можно добавить, что нигде не говорится, что дьявол вездесущ (см. Иов. 2:2). Чтобы контролировать дела людей, он должен полагаться на своих пособников (ст. 7, 9).
Знайте своего врага: знайте, что он грозен и страшен, и будьте бдительны - но знайте также, что с Божьей помощью его можно одолеть. Иаков говорил: “Противостаньте диаволу, и убежит от вас” (Иак. 4:7). В нашем следующем уроке мы отметим, что верные Божии могут победить сатану (Отк. 12:11).
РАСТЕРЯННЫЙ ВРАГ
Нам представили нашего врага, но пока не сказали, почему он так сильно ненавидит нас и почему так хочет нашей погибели. Несколько следующих стихов начинают это объяснять, и перед нами предстает очень растерянный враг.
Неудача №1
“...Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его” (Отк. 12:4, 5).
В конце стиха 4 пишется: “Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца”. Кажется, ничто не мешает сатане исполнить свой план. Ведь во время родов и женщина, и ее младенец беспомощны и находятся в его власти. Когда действие возобновится, будьте готовы к тому, чтобы испытать восхищение перед Божьим вмешательством.
Первая часть стиха 5 сообщает о рождении ребенка и дает понять, кто это Дитя: “И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным” (ст. 5). Мысль об управлении народом “жезлом железным” взята из псалма 2, мессианского псалма, который новозаветные авторы часто соотносили с Иисусом (Деян. 13:33; Евр. 1:5; 5:5). Мы уже упоминали этот псалом ранее при обсуждении текста 2:26-28, где Иисус обещал, что повиновавшиеся Ему будут править вместе с Ним. В главе 19 об Иисусе опять говорится: “Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народ. Он пасет их жезлом железным...” (ст. 15). Похоже, нет никаких сомнений в том, что “младенец мужеского пола” в стихе 12:5 - это Иисус.
Обратите внимание на необычное построение фразы в греческом оригинале, которое отражено в переводе Славянского Евангельского Общества: “родила она сына мужеского пола”. В греческом языке, как и в любом другом, “сын” - это уже “ребенок мужского пола”. Дополнительные слова “мужского пола” вроде бы излишни, но в древнееврейском языке так подчеркивался мужской пол Новорожденного. Об этой фразе Питерс пишет: “Возможно, мы глубже поймем ее дух, если переведем ее «…сына, настоящего мужчину»! Это сильное, почти резкое утверждение мужественности Христа”.
За несколько веков до того пророк Исаия написал: “Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах [плечах] Его, и нарекут имя ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира” (Ис. 9:6; см. 7:14). Отк. 12:5 как бы высвечивает перед нами волнующий кадр из прошлого, чтобы мы увидели исполнение пророчества Исаии. Он напоминает нам о рождении Иисуса, о том замечательном рождении, которое имело последствия для всей вселенной.
Читая о драконе, готовом проглотить Дитя сразу же после Его рождения, мы вспоминаем “избиение младенцев”, устроенное Иродом в Вифлееме (Мф. 2:16). Кто может усомниться в том, что за этим злодеянием стоял дракон/дьявол? Однако мы не должны сводить старания дьявола уничтожить Дитя только к этой одной бесплодной попытке. Сатана пытался уничтожить Иисуса на протяжении всего Его земного служения (Мф. 4:1; 16:23; Лк. 22:3, 31). Усилия дьявола достигли апогея в смерти Иисуса (Лк. 22:53).
Удалось ли сатане осуществить свой план? О тщетности его усилий говорится очень лаконично: “И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его” (ст. 5). “Восхищено” - это перевод греческого слова, которое означает “выхватить”, “вырвать” и подразумевает внезапное, неожиданное действие. Петерсон так описывает эту сцену: “Как только появляется ребенок, дракон бросается вперед. Мы закрываем глаза, потому что нам жутко быть свидетелями такого страшного преступления. Но в самый последний момент приходит спасение. Младенец схвачен и поднят к Божьему престолу”.
Повествование резко переходит от рождения Иисуса к Его вознесению. “В этих нескольких росчерках пера Иоанн передает весь земной путь Божьего Сына - от воплощения до вознесения. Он вправе это делать, ибо целью его в Откровении не является подробное описание жизни и служения Иисуса на земле. Это он уже сделал в своем Евангелии” (Шелли).
Уирсби с юмором добавляет: “Точка с запятой в середине стиха вмещает в себя тридцатитрехлетнюю историю!”
Неудача №2
Кажется невероятным, но Дитя ускользнуло от дракона! Получив такой удар, теперь чудовище занялось женщиной (12:13). Помните, какой хрупкой она казалась в сравнении с мощью чудовища? Ему не составило бы труда быстро справиться с ней, и все же дракон опять потерпел неудачу:
“А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней” (Отк. 12:6).
Мы поговорим о “пустыне”, когда подойдем к стиху 12:14. А пока заметьте, что это место “приготовлено было для нее... от Бога”. Как Бог защитил Своего Сына, так Он защищает Свою церковь. В специальном “месте” Бог заботился о Своем народе и оберегал его “тысячу двести шестьдесят дней”. (Вы уже догадались, что “тысяча двести шестьдесят дней” - это “три с половиной” года, символическое число, которое ассоциируется с переживаниями, трудностями и испытаниями, подразумевающими надежду на завтра).
Более просто о стихах 1-6 можно сказать так: дракон потерпел неудачу во всех своих попытках. Ни один из его замыслов не осуществился. По мере того, как он терял уверенность в себе, росла его ярость.
РАЗЪЯРЕННЫЙ ВРАГ
В следующем уроке мы увидим, как дракон потерпел поражение в войне “на небе” (ст. 7). Это еще больше обескуражит его, и от этого он еще больше разъярится. Поэтому в конце главы 12 сказано: “И рассвирепел дракон...” (ст. 17). Это очень важная часть объяснения того, почему дьявол ненавидит вас и пытается вас уничтожить. Он подобен разъяренному быку, который только и смотрит, кого бы пронзить рогами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы продолжим наш разговор в следующем уроке. На этом занятии нашей основной задачей было дать краткую зарисовку нашего врага. Ранним христианам необходимо было знать, что на самом деле в их бедах был повинен не Рим, а сатана. Мы с вами должны понимать, что, с какими бы испытаниями мы ни столкнулись, движущая сила, стоящая за ними, - дьявол.
Не будем относиться к нашему врагу легкомысленно. Он грозен. Но в то же время не следует позволять ему запугивать нас. Бог помог Младенцу, Он помог женщине, поможет Он и нам - если мы будем близки к Нему и будем верить в Него. Ранее я цитировал из Иак. 4:7, где сказано: “Противостаньте диаволу, и убежит от вас”. Начало этого стиха дает ключ к успешному противостоянию: “Итак покоритесь Богу”. Павел говорил: “Не давайте места диаволу” (Еф. 4:27). Если мы будем полагаться на силу Господню (Еф. 6:10), а не на свою собственную, то сможем исполнить это повеление.
Поэтому насущный вопрос таков: “Насколько вы близки к Господу?” Если вы еще не приняли Его или же отдалились от Него, сейчас самое время повиноваться Ему, да избавит вас “от лукавого” (Мф. 6:13).