Найти тему

ОТКРОВЕНИЕ (ч.40): ИДЕТ ВОЙНА!

(Откровение 12:13-17)

Военные действия в самом разгаре: летят пули, взрываются снаряды, и воздух напоен запахом смерти. Вдруг на поле боя выходит человек в гражданском, поглощенный чтением газеты. Не замечая того, что его окружает, он не спеша идет через поле прямо к центру боевых действий. Если он не осознает, что происходит, он обречен. Окажись мы свидетелями такого, мы бы непременно закричали: “Ты что, не видишь, что идет война?!” Вот так многие люди не спеша идут по жизни, не осознавая, что находятся в центре жестокого сражения - войны с куда более серьезными последствиями, чем та, которая может просто “тело погубить” (Мф. 10:28).

Павел наставлял Тимофея: “Праведно борись за веру” (1 Тим. 6:12; Современный Перевод) и “Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа” (2 Тим. 2:3). Ефесянам он писал, что “наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6:12). Книга Откровение говорит об этой войне, которую мы ведем, в 12:13-17: “И рассвирепел дракон... и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа” (12:17).

В нашем предыдущем уроке мы обсуждали 12:7-12, где говорится о поражении сатаны “кровию Агнца” (ст. 11). Побежденный сатана был “низвержен на землю” (ст. 9): его власть была ограничена. В частности, он уже не мог клеветать на братьев. В этом уроке мы поговорим о том, как поражение сатаны повлияло на его нрав. Мы постараемся дать объяснение той непрерывной войне, которую дьявол ведет с Божьим народом. На личном уровне, этот урок разъяснит, почему сатана ненавидит вас и пытается погубить вас. В нем вы также найдете рекомендации, как обезопасить себя от его нападок.

БИТВА, КОТОРУЮ САТАНА НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ВЫИГРАТЬ

Этот отрывок начинается с описания битвы, которую сатана никогда не сможет выиграть.

Преследование

“Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола” (Отк. 12:13).

В одном из предыдущих уроков мы высказали мнение, что женщина олицетворяет Божий народ (или Божий Израиль) Ветхого и Нового Заветов. В первой части главы 12 женщина символизирует плотский Израиль. В последней же части главы женщина - это духовный Израиль, иными словами, церковь. Таким образом, в стихе 13 утверждается, что дьявол преследует церковь; это гонение, уже начавшееся в дни Иоанна, вскоре должно было ужесточиться (2:10, 13; 3:10; 6:9-11).

Защита

Возвратимся на минутку к стихам 12:1-4 и сравним размеры и силу дракона и женщины. Без посторонней помощи у женщины не было надежды спастись в случае нападения чудовища. И тут вмешивается Бог. Мы уже читали стих 6, в котором говорится, что “жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога”. Стих 14 добавляет некоторые детали:

“И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица земли и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени” (Отк. 12:14).

В главе 12 есть необычайно живописные эпизоды. Это как раз один из них. Представьте себя на месте беременной женщины. У вас сильные родовые схватки, а дракон только и ждет, как бы проглотить Дитя; но когда эта тварь бросается на новорожденного, Младенец взмывает ввысь и сквозь облака летит прямо к небу. Разъяренный дракон поворачивается к вам. Головы зверя качаются взад и вперед, многочисленные глаза устремлены на вас, а змеиные языки то и дело высовываются из его пастей. Он все ближе подползает к вам, пока вы не начинаете слышать его отвратительный запах и горячее дыхание. Что можно сделать, если вы обессилены и беспомощны?

И тут происходит нечто удивительное: между лопатками вы ощущаете какое-то покалывание. Вы оглядываетесь и видите вырастающие у вас за спиной крылья - сильные, как у орла, великолепные крылья! Вы пробуете напрячь мышцы верхней части спины, и крылья расправляются; вы расслабляете их, и крылья складываются. В ту же минуту чудовище делает бросок. Вы мгновенно расправляете крылья и подпрыгиваете. Какой-то момент вам еще кажется, что вы упадете и зверь схватит вас, но тут вы чувствуете, что летите! Своим громадным хвостом дракон пытается смести вас с неба, как смел третью часть звезд (12:4), но вы взмываете ввысь и оказываетесь за пределами досягаемости. Затем вдали вы замечаете безопасное место. Вы взмахиваете крыльями и летите к этому укрытию. Ну разве этот отрывок не дает превосходного описания Божьей защиты и предусмотрительной заботы?

Как и большая часть Откровения, стих 14 написан тем же языком, что и события, связанные с избавлением Израиля от египетского рабства. Тогда Бог сказал израильтянам: “Вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе” (Исх. 19:4). “На орлиных крыльях” Бог принес Свой народ в пустыню (Пс. 77:52) - так и женщина нашла спасение в приготовленной для нее пустыне.

На тех, кто знаком со скитаниями иудеев по пустыне, при слове “пустыня” должны были нахлынуть воспоминания. Давайте повторим, что представляла собой пустыня для иудеев, вышедших из Египта. (1) Это было малопригодное для жизни место: пересохшая земля, страшная жара, полчища ядовитых тварей. (2) Однако в пустыне люди были свободными - свободными от египетского рабства. (3) Там Бог вел их с помощью огненного столба и защищал от врагов (см. Ос. 13:5). (4) Особо значим тот факт, что Бог там “питал” их: каждый день Он посылал им с неба манну (Исх. 16:4), а однажды и перепелов. Он даже давал им воду, когда они в ней нуждались. (5) Пустыня никогда не задумывалась как конец их странствия; она была всего лишь прелюдией к земле обетованной.

Между древней пустыней и той, о которой идет речь в главе 12, легко прослеживаются аналогии. (1) Проблемы женщины не закончились только потому, что она оказалась в пустыне. В стихе 14 подчеркивается, что она оставалась там “в продолжение времени, времен и полвремени”, а в стихе 6 используются более знакомые нам слова: “тысяча двести шестьдесят дней”. Как мы уже отмечали, и то, и другое составляет три с половиной года, а число “три с половиной” ассоциируется с переживаниями, трудностями и испытаниями. Даже когда женщина была в пустыне, дракон все равно пытался убить ее (ст. 15). (2) Однако в пустыне женщина была свободна - свободна, наконец, от власти дракона (12:9-11). В стихе 14 (см. Славянское Евангельское Общество) сказано, что она была “вдали от змея”. (3) Пустыня была местом, которое “приготовлено было для нее... от Бога” (ст. 6); там Бог мог ей помочь. (4) Стихи 6 и, особенно, 14 подчеркивают, что пустыня была местом, где можно было питаться: женщина питалась все три с половиной года переживаний, трудностей и испытаний. Бог заботился о ней все это тяжелое время. (5) Все это было подготовкой к обретению небесной земли обетованной, где “отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже” (21:4).

Что касается бегства женщины в пустыню, то комментаторы говорят о разных конкретных случаях бегства христиан в тайные убежища, чтобы спастись от преследований или от смерти. Многие упоминают тот факт, что, когда римская армия разрушила Иерусалим, христиане бежали через Иордан в древнюю Пеллу. Другие пишут о катакомбах, пещерах и недоступных местах, где укрывались христиане.

Возможно, более уместной будет аналогия с духовной сферой: если вы христианин, то где бы вы ни жили, “жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” (Кол. 3:3). Вы благословлены “во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Еф. 1:3). Бог удовлетворяет “всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом” (Фил. 4:19). Символ пустыни придает вес истине, проповедуемой всем Откровением: Бог обеспечивает Своих всем необходимым и проявляет о них особую заботу.

То, что женщина улетела, еще не значит, что сатана был готов отказаться от нее. Я как-то читал об одной женщине, которая была известна тем, что могла о каждом сказать что-то хорошее. Когда речь зашла об известном негодяе, она призадумалась на какое-то время, и, наконец, сказала, что он... может свистеть. Как-то раз ей предложили сказать что-нибудь хорошее о дьяволе. Она долго думала, а затем сказала: “Он настойчив!” Этого у сатаны действительно не отнимешь, и его упорство в преследовании церкви отражено в стихе 15:

“И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою” (Отк. 12:15).

Давайте опять вернемся к уже описанной последовательности тех драматических событий: когда женщина улетела, дракон поспешил за ней, не упуская ее из виду, пока не увидел, где она опустилась на землю. Когда он достиг того места, и не смог достать ее, то у него возник альтернативный план: захлестнуть ее водой и так заставить выйти из убежища. Представьте себе огромную пасть, которая открывается и извергает мощный поток воды. Кажется, что вода никогда не иссякнет. Поток подобен хлынувшей реке.

Когда мы жили в Австралии, наша семья и еще несколько человек однажды провели ночь в глубоком узком ущелье в отдаленной дикой местности. Попасть в наш лагерь и выбраться из него можно было только по почти вертикальным склонам ущелья. Когда мы разбили лагерь, я взглянул на высокие эвкалипты, росшие по берегам речки, что бежала по дну ущелья. Вид покореженных водным потоком верхушек деревьев с осевшим на них мусором - свидетельства того, что не так давно ущелье было заполнено водой - привел меня в ужас. И сразу же мое беспокойное воображение нарисовало передо мной картину несущейся на наш лагерь огромной стены грязной воды. В ту ночь я все прислушивался к бегущей воде, планировал, как я буду выводить семью в случае опасности, и почти не спал. Мысли о сильном наводнении могут вывести вас из равновесия.

В Ветхом Завете часто встречаются образы наводнений и бушующих вод, символизирующих страшное зло (Иов. 27:20; Пс. 17:5; 31:6; 41:8; 68:2, 3, 15; 123:2-5; Ис. 8:5-8). Поскольку река в главе 12 хлынула из пасти дракона, то прежде всего, наверное, следует предположить, что это слова, которые должны были навредить ранним христианам и уничтожить их: клевета, которая приводила к новым гонениям, запугивание с целью заставить их подчиниться, лжеучения, чтобы увести их с истинного пути. Дьявол использовал эти методы против церкви в первом столетии и продолжает прибегать к ним сегодня. Непрекращающийся поток лжи течет с печатных машин, радио- и телединамиков, интернета, политических трибун - поток лжи, направленный на то, чтобы утопить в нем Господню церковь.

Когда мы думаем о явной силе дракона, то вновь спрашиваем: “Как же все-таки женщина могла спастись?” И опять получаем ответ: “Только с помощью Господа”. Стих 16 говорит о Его вмешательстве:

“Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей” (Отк. 12:16).
-2

Фразеология этого стиха напоминает нам еще два случая из книги Исход: когда Бог провел сынов Израиля через Красное море (Пс. 65:6) и когда земля разверзлась и поглотила Божьих врагов (Чис. 16:31-33). Вообразите себе такую картину: на женщину мчится высоченная стена воды. Земля колеблется, и в ней появляются огромные трещины. Бурный поток, не причинив женщине никакого вреда, низвергается в недра земли. Еще раз женщина избежала, казалось, неминуемой гибели!

Писатели ищут смысл в том факте, что именно “земля” поглотила поток. Некоторые предполагают, что “земля” символизирует законы природы и что Бог так организовал этот мир, что сотворенное Им защищает Его народ. Принимая во внимание то, что материальный мир испорчен грехом, плюс тот факт, что от этого материального мира нам часто достается (раны, ушибы, переломы и укусы), - я не разделяю подобную точку зрения. Другие думают, что “земля” означает “живущих на земле” - так в Откровении называются неверующие. Живущие на земле, и правда, “глотают” (принимают без всяких оговорок) ложь дьявола, но трудно представить себе, какая польза от этого христианам. Чем больше сатанинской лжи принимает мир, тем больше неверующие преследуют Божий народ.

Возможно, здесь следует сделать более общий практический вывод: стих 16 иллюстрирует те драматические моменты, когда Бог неожиданно вмешивается в события на стороне Своего народа. Один такой случай произошел тогда, когда ненавистник христиан по имени Савл был на пути в Дамаск. Савл уже освободил поток гонений на церковь - поток, который поставил под угрозу само ее существование. Как ей было выжить? Ответ - “Божьим вмешательством”. Когда на дороге, по которой ехал Савл, появился Христос, как будто разверзлась земля и поглотила всю его враждебность к церкви.

Примеров такого Божьего провидения можно привести множество. Генри Суит в качестве иллюстрации выбрал времена римского гонения на церковь: “Помощь приходила из неожиданных источников: смерть императора-мучителя с последующим изменением политики со стороны его преемников, неожиданный перелом общественного мнения или новый поворот событий, который отвлекал внимание общества от церкви, - все это время от времени сдерживало или срывало планы сатаны”.

Итак, мы изучили стихи 13-16 один за другим, и теперь пора взглянуть на них как на единое целое. Неважно, согласны мы или нет со значением каждой детали, главное, с чем мы не можем не согласиться, можно сформулировать так: этот отрывок учит тому, что, как бы дьявол ни старался, он никогда не сможет уничтожить церковь! Даниил в своем пророчестве об установлении царства/церкви сказал, что оно “вовеки не разрушится” и “будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Иисус, обещая построить Свою церковь, сказал: “И врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18).

Неверующие уже давным-давно заготовили церкви некролог и только и ждут, когда можно будет вытащить его из своих папок. Они неоднократно объявляли о смерти церкви. Время от времени они утверждают, что “церковь отживает свои последние деньки”. Однако наш текст заявляет, что последние деньки отживает дьявол со своими приспешниками! Божья церковь нерушима!

Сражение сатаны против церкви - это то сражение, которое он никогда не сможет выиграть.

СРАЖЕНИЕ, КОТОРОЕ САТАНА ИНОГДА ВЫИГРЫВАЕТ

К сожалению, сатана все же иногда выигрывает сражение - сражение против отдельных членов церкви. Да, я знаю, что церковь состоит из отдельных членов - и Иоанн тоже знал это. Однако мы должны понимать, что, хотя церковь и нерушима, о ее членах этого сказать нельзя. Отдельные христиане остаются уязвимыми. Разница между церковью “как таковой” и отдельными ее членами прослеживается в стихе 17:

“И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа” (Отк. 12:17).
-3

В этом отрывке “жена” олицетворяет церковь, а “семя ее” - христиан, членов церкви.

Стих 17 довершает объяснение того, почему дракону неймется. Когда Дитя ускользнуло от него, он был явно обескуражен. Когда его низвергли на землю, он был “в сильной ярости” (12:12). Когда у женщины выросли крылья и она улетела, беспокойство его усилилось. Но когда и земля (его база для военных действий) так коварно с ним поступила и разрушила его планы утопить женщину, такого уж он потерпеть не мог. Поэтому неудивительно, что он, как пишется, “рассвирепел”!

Что делает дьявол

Поскольку сатана не может уничтожить церковь в целом, он ограничивается тем, что поражает членов церкви поодиночке: “И... дракон... пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее” (ст. 17). В этой главе Христос является первым “семенем”, а христиане - это “прочие от семени ее”. В Писаниях последователи Христа называются Его братьями и сестрами (Лк. 8:21; Рим. 2:29; Евр. 2:11). Некоторые комментаторы изо всех сил пытаются доказать, что “прочие от семени ее” - это некоторая избранная группа христиан. Например, те, кто верит, что иудеи все еще являются Божьим избранным народом, утверждают, что “прочие от семени ее” - это христиане из язычников. В контексте, однако, слова “прочие от семени ее” означают всех “сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа”.

Подчеркните слова “вступить в брань” (“воевать”; Современный Перевод). Речь идет не о спортивном состязании или каком-то незначительном конфликте; речь идет о самой настоящей войне. Дьявол делает все, что в его силах, чтобы уничтожить нас. В дни Иоанна это выливалось в гонения, включая лишение христиан жизни. Поймите, однако, что в военном плане сатаны физическое уничтожение христиан не было самоцелью. Всякий раз, когда он убивал верного сына Божия, душа того человека возвращалась к Богу и уже навсегда оставалась вне пределов его досягаемости. Нет, дьявольским оружием был именно “страх смерти” (Евр. 2:15). В попытке запугать христиан и заставить их отречься от своего Господа он использовал угрозу смерти.

Все это заставляет меня подчеркнуть, что слова “вступить в брань” могут и означать, и не означать причинение физического страдания и смерти. Первейшая задача сатаны - уничтожить нас не физически, а духовно. Его военная стратегия варьируется в зависимости от наших личных сильных и слабых сторон. Дьявол знает наши слабости (см. Иак. 1:14) и использует их в своих интересах. Одни христиане не выдерживают давления, другие не могут устоять перед физическими соблазнами, а третьи с легкостью воспринимают лжеучения. Чтобы нас “не перехитрил сатана”, нам ни в коем случае нельзя “пребывать в неведении о происках его” (2 Кор. 2:11).

Что нужно делать нам

Если дьявол так хочет погубить нас, как же нам тогда устоять перед его ежедневными и еженощными нападками? Только с Божьей помощью. Слова Моисея так же актуальны сегодня, как и тогда, когда он их произнес: “Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь... ибо Господь, Бог твой, Сам пойдет с тобою, и не отступит от тебя и не оставит тебя” (Втор. 31:6).

С другой стороны, мы не можем просто сидеть в стороне и ждать, пока Господь все устроит. Он ждет, что мы исполним свою часть. Во вступительном разделе мы привели главу 6 Послания к эфесянам, чтобы подчеркнуть, что мы на войне. Тот же отрывок говорит нам, как обезопасить себя во время этой войны:

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…» (Еф. 6:10-18).

Обратите особое внимание на слова “щит веры”. В своем первом послании Иоанн говорил о тех, кто “победил лукавого” (1 Ин. 2:13), сказав затем, как это сделать: “Сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1 Ин. 5:4; см. ст. 5).

В конце Отк. 12 подчеркивается, как выражать победоносную веру: “семя” женщины - это “сохраняющие заповеди Божии и имеющие свидетельство Иисуса Христа” (ст. 17). Мы должны быть послушны (Мф. 7:21; Ин. 14:21, 23; Евр. 5:8, 9; 1 Ин. 2:3). Иисус говорил Своим ученикам: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14:15).

Кроме того, мы должны быть послушны независимо от обстоятельств. В Отк. 12:17 (Современный Перевод) употреблено слово “придерживаться”: “...придерживается истины, которой учил Иисус”. Что бы ни случилось, мы не должны “выпускать” этой истины из рук. Мы должны держаться ее. Это нелегко. Солдаты на земной войне иногда отдыхают от сражения, но христиане всегда “под огнем” сил зла.

О, как трудно работать для Бога,
Каждый день выполнять Его часть
На поле битвы, зовущемся землею,
Не давая сердцу упасть!

Как бы ни было трудно, мы должны “держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший” (Евр. 10:23). Давайте скажем вслед за Давидом: “...На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?” (Пс. 55:5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Готовясь к каждому уроку, я прочитывал множество комментариев и других книг. Когда я подошел к концу заметок Уеста по главе 12, то не смог удержаться от смеха. Часами я вникал в толкования разных авторов, которые подчеркивали трудности и разночтения этого отрывка, а Уест написал: “Эту главу понять несложно”. Мне нравится оптимистический тон слов “понять несложно”. Не буду заходить так далеко, как Уест, но все же выскажу свое согласие с тем, что основные мысли действительно ясны:

(1) Мы на войне, настоящей войне - войне с весьма грозным противником.

(2) Чтобы выиграть эту войну, от нас требуются все наши усилия.

(3) Окончательную победу мы можем одержать только с помощью Иисуса.

Всегда помните ключевые слова этой главы: “Они победили его [дьявола] кровию Агнца” (12:11).

Перед тем, как завершить урок, я должен задать три вопроса. (1) Осознаете ли вы, что вы на войне? (2) Делаете ли вы все возможное, чтобы победить? (3) Приняли ли вы кровь Агнца, уверовав и повиновавшись? Если вам нужно повиноваться Господу, не откладывайте до другого дня!

Церковь Христа