Найти тему
КиноманИаК

"Хитмен. Последнее дело" (2023): каким получился триллер Майкла Китона

В Голливуде есть ряд работ, которые выходят каждый год с прицелом на определенные премии, речь, конечно же, не про "Золотую малину", а нечто серьезнее, вроде "Оскара". По всем параметрам такие фильмы вроде как соответствуют: есть актуальная тематика, признанные критиками именитые актеры, в общем, все сделано полностью под определенный формат. Однако по каким-то причинам фильм не выстреливает: вероятно, что провальный старт в прокате хоронит надежды студии и она больше не хочет вкладывать деньги в продвижение заведомо убыточного проекта, либо критики недостаточно восхищаются, а в самом неприятном случае и вовсе полностью разносят картину, а где-то просто не сходятся звезды. Или же срабатывает вся совокупность факторов. В общем, такое кино проходит не особо замеченным, хотя изначально у него был потенциал. "Хитмен. Последнее дело", конечно же, не имеет никакого отношения к известному лысому душегубу со штрих-кодом на затылке, а лишь пал очередной жертвой надмозгов-локализаторов. Номинально в этом фильме режиссуры Майкла Китона есть все признаки "оскаровского" кино: престарелый киллер, переосмысливающий жизнь из-за деменции, тема искупления, ряд "оскароносных" актеров вроде Аль Пачино или Марши Г. Харден, но в списке последних премий эта лента точно не мелькала. Фильм один из немногих западных лент, выходящих в официальный прокат, поэтому сегодня попробуем разобраться, стоит ли тратить время на просмотр этой картины.

Главный герой Джон Нокс по кличке "Аристотель" - это профессионал своего дела, киллер, работающий на криминального босса Ксавье Крейна. Нокс - бывший морпех, получивший несколько образований и любящий читать философские книги. Он в своей методике никогда не ошибается и умеет идеально заметать следы. Но при исполнении очередного заказа что-то идет не так: мало того, что Нокс застреливает невинную жертву, так еще по ошибке убивает своего напарника Томаса Манси. Ему удается все обставить так, чтобы вновь себя исключить из числа подозреваемых, но Нокс хочет понимать, что с ним происходит. После обследования врач озвучивает неутешительные новости: у Нокса нейродегенеративное заболевание мозга, которое хуже болезни Альцгеймера, т.к. по сути ему счет остался на недели, после чего он полностью потеряет собственную личность.

-2

У Джона когда-то были жена и сын, которые прознали про его деятельность и не желают с ним разговаривать. Также Нокс встречается 1 раз в неделю с польской иммигранткой, которая вносит хоть какое-то разнообразие в его собственную жизнь. Джон хочет исполнить свой план, который состоит, чтобы обеспечить всем необходимым всех, кого он любил, для этого он обращается к своему другу и работодателю Ксавье, который должен по дружбе выступить его душеприказчиком. Осложняется ситуация, когда сын Джона Майлз приходит к отцу в состоянии шока с окровавленными руками: он порешил в состоянии аффекта насильника своей дочери, внучки Джона, и теперь обращается к отцу за помощью. Вся ситуация осложняется тем, что по их пятам следует полиция и кажется, что ведущая оба дела детектив Эмили Икари начинает видеть между ними определенную связь и что-то подозревать.

-3

Это вторая режиссерская работа Майкла Китона, как и в своем дебюте, он играет киллера. Надо сказать, что, видимо, совмещение двух ипостасей (актерской и режиссерской) у Китона занимает немало сил, т.к. его Джон Нокс выглядит как не до конца проработанная заготовка. Это вроде бы и цельный характер, и моменты с проявлениями деменции он неплохо отыгрывает, но смотрится это вторично. Нокс сразу воскрешает в памяти Леонарда Шелби из "Помни", который также записывал в блокнот и не только различные подсказки, но при этом линейная структура сюжета не дает особого развития образа. Особенно странным видится резкий переход от практически полного отсутствия интереса к своей бывшей семье к желанию обеспечить их всем необходимым. При этом, как бы странно это не звучало, учитывая профессию главного героя, это фильм о любви: к жизни, к окружающим, к старым друзьям, к бывшей жене, а также отца к сыну. Хотя не вся мотивация героев понятна и прозрачна, в первой половине фильма есть провисания, но хорошо исполненная концовка эту ленту просто спасает.

-4

На удивление бодро здесь держится Аль Пачино. Разменявший девятый десяток легендарный актер и здесь отыгрывает свое амплуа "мафиозного босса" вполне уверенно и даже с некоторой издевкой к некоторым своим знаковым ролям вроде "Запаха женщины". Джеймс Марсден, когда-то подававший надежды в "Людях Икс", также не раздражает, хотя его герой получился каким-то слишком истеричным, неубедительно он смотрится как сын Джона Нокса. Марша Г. Харден, по сути, появляется в паре сцен, отыгрывая привычное амплуа "бывшей жены главного героя", в котором она не раз мелькала в разных лентах. Очень странная роль Сюзи Накамури - она играет ведущую дело феминизированную азиатку Эмили Икари: ее героиня потешается над "ничего не видящими белыми мужиками" и все ее шуточки вертятся насчет ориентации своего напарника. Честно говоря, если это сделано на полном серьезе, то фильм особенно грустно смотрится, а если это сатира, то образ недостаточно выписан для этого.

-5

Сценарист Грегори Пуарье часто мелькал в небольших проектах, даже снял как режиссер "Мартовских котов", но какого-то явного хита в его фильмографии не наблюдается, даже вторая часть "Национального достояния" сделана в соавторстве и не очень на подобное звание тянет. Тем не менее, его достаточно камерный сценарий, не содержащий особенных экшн-эпизодов, разрывается между драмой и криминальным триллером. В фильме есть определенные провисания, да и сам план главного героя вызывает ряд вопросов. Но несмотря на имеющиеся недостатки, это вполне цельная работа с нехитрым месседжем и неплохими актерскими работами. Лента явно создавалась под награды, но имеющиеся шероховатости не позволили реализовать заложенный потенциал. Какого-то особенного режиссерского почерка у Китона еще нет, хотя кто знает, вполне вероятно, что он со временем появится.

-6

Критики встретили фильм неоднозначно: при 57% положительных рецензий нашлись те, кому вторая режиссерская работа Майкла Китона вполне понравилась, но и немало оказалось авторов, кто раскритиковал фильм за явные недостатки. В прокат лента вышла 15 марта этого года, хотя сама премьера состоялась еще в прошлом году, и пока энтузиазма у зрителей не вызвала. Вполне вероятно, что на стриминге фильм сможет обрести вторую жизнь, а пока - это неплохая работа Майкла Китона, которая не является обязательной к просмотру, но если тематики страдающих киллеров вам близки или же просто хочется увидеть любимых актеров, эта лента вполне может скрасить ваш вечер.

Рекомендую к прочтению обзоры на две недавние новинки проката:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.