Найти в Дзене

Космическая гонка: стоила ли игра свеч?

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин вышел в космос на корабле «Восток». Этот полет стал воплощением почти вековой мечты всего человечества и несомненным триумфом Советского Союза. Его политическое значение трудно переоценить, достаточно сказать, что вместе с советскими гражданами радовались люди на всех континентах.

Космическая гонка стоила значительных усилий всем ее участникам. Подсчитать, в какую сумму обошелся Советскому Союзу полет Юрия Гагарина, сегодня практически невозможно. Целевого финансирования у программы не было, большинство затрат приходились на закрытые статьи бюджета — в основном оборонные.

Существует три возможных стратегических оценки той первой гонки в космосе.

1. Ради достижения глобальной цели ничего не жаль — ни людей, ни денег. СССР подтвердил статус сверхдержавы, освоил полеты на орбиту, что имело как хозяйственное, так и оборонное значение, доказал преимущество советского строя. Какими бы при этом сложностями и рисками не сопровождался полет Гагарина, сегодня мы помним, что его осуществил наш соотечественник. Это знание сплачивает, внушает веру в будущее и дает ощущение смысла. Однако стремление реализовать идеологические проекты без оглядки на экономику смогут привести к плачевным результатам, поэтому есть и другой взгляд.

2. А стоило ли так торопиться? Отказ от цели во что бы то ни стало обогнать Америку позволил бы сэкономить миллионы рублей, а результат был бы схожим: статус космической державы, подтверждение преимуществ советского строя, внимание мировой общественности. Сэкономленные средства позволили бы инженерам вкладываться в перспективные технологии. Проиграв старт, страна могла бы наверстать на дистанции. Например, создать свой интернет. Получилось же наоборот: выиграв старт, мы проиграли две следующие гонки.

3. Сотрудничество. Наверное, это самый нереалистичный вариант, поскольку американцы также стремились к победе. Тем не менее, после смерти Сталина советское руководство отказалось от изоляционистской политики и даже разрешило провести в Москве Международный фестиваль студентов. Так что гипотетически можно предположить, что в каких-то сферах и областях Совет главных конструкторов и НАСА могли бы найти общий язык. Впоследствии страны, кстати, несколько раз пытались объединить усилия, например, в программе «Союз – Аполлон» и при создании МКС.

Участники совместного полета кораблей «Союз-19» и «Аполлон-18»: Валерий Кубасов, Дональд Слейтон, Алексей Леонов, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд
Участники совместного полета кораблей «Союз-19» и «Аполлон-18»: Валерий Кубасов, Дональд Слейтон, Алексей Леонов, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд

Разумеется, сегодня о втором и третьем вариантах приходится размышлять в сослагательном наклонении, потому что Хрущев выбрал первый. Вероятность неудачи, гибели корабля и пилота, была довольно велика. Но, к счастью, страница космической эпопеи человечества началась с радостного события. В итоге Юрий Гагарин получил невероятную известность, сторонники коммунистической идеи — очередной аргумент в спорах с противниками, наука — новый импульс для развития.

Сам Хрущев, что любопытно, не стал главным творцом космического чуда, как это бывало при Сталине и Брежневе, когда генсеку приписывали все заслуги в организации очередного прорывного проекта. Через три с половиной года после полета Гагарина Никита Сергеевич был отстранен от власти и отправлен на пенсию «по состоянию здоровья».