Найти тему
Мой Духовный Маяк

ПСАЛОМ 15. О ПАСХАЛЬНОЙ РАДОСТИ, КОТОРУЮ, ДАСТ БОГ, ПОЧУВСТВУЕТ КАЖДЫЙ ИЗ НАС

Сегодня мы читаем строки 15 псалма: “Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей во аде”.

Источник изображения: omiliya.org
Источник изображения: omiliya.org

Это псалом, говорящий о Мессии, о Христе от лица Давида. Мы знаем, что Давид был пророк, и некоторые из его произведений ясно указывали о тех или иных событиях, которые будут происходить с Мессией. Однако, если в других псалмах всегда, помимо внутреннего мессианского смысла, прослеживается и внешняя составляющая, то в этом, пятнадцатом псалме, ее нет.

По недостаточной ясности и краткости выражения, этот псалом считается одним из самых трудных для внешнего толкования, то есть практически невозможно понять как, когда и почему Давид его написал.
И как раз в этом его уникальность: в отсутствии толкований внешних событий мы полностью концентрируемся на его мессианском содержании.
Именно так этот псалом читали и понимали все святые: как песнь, воспетая Самим Христом от лица пророка Давида. Так этот псалом понимали апостолы. Его стихи станут основным доказательством воскресения Христа, которые приведет Петр при своей первой проповеди.

“Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек”.

Все местоимения (обращения) в этом отрывке пишутся с большой буквы, то есть апостол произносил их как слова Христа. Этим он дал понять, что и царь Давид писал их как пророчество, зная в Духе Святом, еще за тысячу лет до Рождества Христова, о Его воскресении. Для иудеев свидетельство Давида было настолько весомо, что после этой проповеди уверовало более трех тысяч человек.

Эта первая проповедь не только Петра, но вообще новозаветной Церкви, и доказательства этой проповеди основывались на пятнадцатом псалме. Думаю, теперь вам понятно, почему столь радостно именно сегодня разбирать его строки.

Однако, цитируемые апостолом Петром слова будет правильно отнести и к Давиду и к каждому из нас. Главным упованием Давида всегда был Господь. И мы видим, что на Него он уповал не только в земной жизни, но и в Вечности. Он крепко веровал и уповал, что Господь не оставит души его во аде, так и произошло.
Христос разрушил ад и вывел оттуда души всех праведников. Упование не посрамило Давида не только на земле, но и после смерти.
“Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низложился”. Именно это мы и скоро будем праздновать. Можно сказать, что эти слова Иоанна Златоуста являются девизом праздника Пасхи.

Конечно, для многих, увлеченных суетой и заботой мира сего, Пасхальная радость мало понятна, поскольку не дает ответа на круг тех вопросов и проблем, которые их интересуют. Проще сказать, их сердце и ум не могут вместить более того, что их заботит. Действительно, Пасхальная радость не касается карьеры, здоровья, успеха, богатства и всего иного земного, она не дает ответа на вопрос как все это приобрести или сохранить. Поэтому для многих радость в день Пасхи ограничивается забытым вкусом яиц, колбасы, оливье и котлет.

Пасхальная же радость это радость блаженной Вечности и лишь те, кто заботится о Вечности, имеют возможность уже в земной жизни предвкушать эту радость.
Там, в Вечности, после того как человек оставит все земное, останется лишь один единственный и существенно важный вопрос: "где я проведу Вечность?".
И вот тогда слова: “не оставишь души моей во аде”, будут для всех нас иметь единственное важное значение, потому что станут ответом на все вопросы, проблемы и скорби. А радость людей, услышавших эти слова, будет стократно более всех земных приобретений вместе взятых.
Эту-то радость нам и принес Христос.

Господь через Свое воскресение, через изведение из ада Давида и всех праведников возвещает нам уже сегодня, уже на земле: “не оставлю души твоей во аде, укажу тебе путь жизни”. И эти слова, как мы сказали, написаны как пророчество о Христе, но обращены они и к каждому из нас.

Оттого уже сегодня наши сердца должны возрадоваться и наши языки должны возвеселиться. Вместе с Давидом и всеми святыми мы, через веру во Христа, имеем твердое упование на будущее воскресение и вечную жизнь с Ним в Царствии Небесном. А это и есть Пасхальная радость, которую, даст Бог, каждый из нас почувствует в полной мере и которую никто от нас никогда не отнимет.

“Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде”.

Христос Воскресе!

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

КОГДА ЧЕЛОВЕК САМ ОСТАВЛЯЕТ БОГА. ПСАЛОМ 13.

УРОК БОГООСТАВЛЕННОСТИ В БОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ПСАЛОМ 12.

КТО ТАКАЯ НАСЛЕДНИЦА БОГА? ПОЧЕМУ МОЛИТЬСЯ НОЧЬЮ - ЭТО ХОРОШО?