Может ли фальшак быть дороже подлинника? Хочется сразу сказать: нет, ни в коем случае! Но бывают и исключения: например, подделки Микеланджело под древнегреческие статуи стоили бы дороже последних.
Микеланджело родился в 1475 году и начал работу над "Купидоном" в 1495 году во Флоренции, вскоре после того, как приехал туда из Болоньи. По сей день мы не знаем, почему Микеланджело решил создать Купидона, так как не найдено ни одной записи, которая бы сообщала об этом. Одна из возможных причин заключается в том, что в юности он изучал античную скульптуру в саду Медичи, где с 1488 года был выставлен "Спящий Купидон". Это означает, что Микеланджело было не менее 12 лет, когда он увидел купидона в саду Медичи, и примерно 8 лет спустя, в возрасте 20 лет, он начал работу над своим купидоном.
В возрасте двадцати одного года Микеланджело обладал талантом и страстью, чтобы стать успешным, но не имел имени и признания, необходимых для продажи своих работ и получения прибыли. Он работал во Флоренции в начале эпохи Возрождения, когда многие коллекционеры все больше увлекались классическими скульптурами, которые только начали находить в Италии. Интерес коллекционеров и торговцев к антиквариату был настолько велик, что многие из них были больше заинтересованы в коллекционировании классических скульптур, чем современного искусства.
Поэтому Микеланджело использовал свои навыки скульптора и интеллектуальные способности, чтобы разработать план, который принесет ему те деньги, которые он не мог заработать только своим искусством. В 1496 году он вырезал скульптуру спящего Купидона, а затем искусственно состарил ее, чтобы увеличить ее стоимость.
Существуют разные версии о том, кто пытался искусственно состарить статую. Насколько я могу судить, более популярной является версия о том, что Микеланджело сам обработал статую, чтобы она казалась старше из-за его финансовых трудностей и чтобы получить значительно большую сумму денег за продажу древней скульптуры, чем современной, выполненной "еще не ставшим серьезно знаменитым" художником. Однако в некоторых источниках, например в “Жизнеописаниях живописцев, ваятелей и зодчих” Вазари, утверждается, что именно Бальдассаре дель Миланезе, человек, которому Микеланджело продал статую, попытался выдать современную статую за древний оригинал.
Если это так, то мне кажется, что Бальдассаре воспользовался талантом молодого художника, чтобы выручить бОльшую сумму за произведение. В обоих случаях я вижу мотивы каждой из сторон: голодающий художник, пытающийся прокормиться, против хитрого дилера, стремящегося увеличить свое состояние и историю продаж. Учитывая недавние исследования споров о происхождении "Лаокоона", я охотнее верю, что Бальдассаре был виновником искусственного старения и что Микеланджело создал его без намерения обмануть кого-либо. Возможно, именно в такой же ситуации Микеланджело оказался впоследствии с Папой Римским.
Мнения о подлинности возраста статуи разделились с момента ее появления на рынке. Одни считали ее антикварной, другие — современной. Кардинал Раффаэлло Риарио купил статую в Риме в 1496 году у Бальдассаре, и, продержав статую у себя некоторое время, пришел к выводу, что "Спящий Купидон " не является антиквариатом. Он вернулся к торговцу и потребовал возврата денег, которые и получил.
У кардинала была возможность выдвинуть обвинения против Микеланджело, но из-за того, что он был впечатлен мастерством молодого художника, он не стал выдвигать обвинения, и позволил Микеланджело оставить свои деньги от продажи Бальдассаре, и пригласил Микеланджело приехать работать в Рим. Это приглашение и последующий переезд в Рим значительно укрепили карьеру Микеланджело в мире искусства, однако окончательное решение кардинала о судьбе Микеланджело стало для него стрессовым событием. Из-за противоречивых историй о том, кто подделал возраст артефакта, этот стресс мог быть вызван либо страхом, что его собственная подделка будет разоблачена и его карьера будет разрушена, либо страхом, что его карьера будет разрушена из-за действий нечестного дилера.
Что касается скульптуры Купидона, то она была возвращена миланцам после того, как кардинал понял, что стал жертвой подделки. Менее популярно мнение, что кардинал сохранил право собственности на статую. Микеланджело, как сообщается, попросил вернуть ее, но торговец отказался, заявив, что разобьет ее на куски, прежде чем вернет. Тогда Миланезе продал ее и оставил себе всю прибыль. После этого скульптура перемещалась по миру, продаваясь или дарясь новым владельцам, и даже была взята в качестве трофея из разграбленного дворца.
В конце XVII века скульптуру перевезли в Англию, где она исчезла; считается, что вместе со многими другими экспонатами она погибла во время пожара, в результате которого лондонский дворец Уайтхолл превратился в пепел в 1698 году.. Идея о том, что следующий эскиз является "единственным визуальным остатком утраченного шедевра Микеланджело", была выдвинута Полом Ф. Нортоном. Тот факт, что Микеланджело уничтожил огромное количество своих записей незадолго до смерти, не слишком помогает установить истину о том, что же на самом деле произошло со статуей "Спящий Купидон".
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Как (возможно) выглядит договор с дьяволом
• Шутка ли? Павел Щербов — художник-карикатурист серебряного века
• Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами
• Скрытые шутки в голландских произведениях искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗