27,5K подписчиков

Распашное платье с нижней юбкой. Как оно попало в 19-й век?

1,3K прочитали

Когда вижу такое платье на картинках, почему-то всегда вспоминаю наряд Анжелики де Пейрак из чёрного бархата и зелёной тафты. Увы! Ничего подобного нигде нет, даже в фильме.

Хотя распашных платьев там полно. Они вошли в моду ещё в 16-м веке...

Портрет юной Елизаветы Тюдор, 1546 - 1547 годы.
Портрет юной Елизаветы Тюдор, 1546 - 1547 годы.

… И держались до конца 18-го.

Сохранился портрет жены Павла Первого в таком платье.

Портрет Великой княгини Марии Федоровны, И. Пульман, 1782 – 1787 годы.
Портрет Великой княгини Марии Федоровны, И. Пульман, 1782 – 1787 годы.

Платья с распашной верхней юбкой часто были парадными. Но встречаются и довольно простые, как на портрете ниже.

Роза-Аделаида Дюкре. Автопортрет с арфой, около 1790 года.
Роза-Аделаида Дюкре. Автопортрет с арфой, около 1790 года.

В начале 19-го века распашные платья не исчезли, но остались в основном как одежда для разных церемоний.

Но примерно в 1833 году появились бальные и вечерние платья такого типа - отдающие предыдущим веком.

Вечернее платье с нижней юбкой из крепа, декабрь 1833 года.
Вечернее платье с нижней юбкой из крепа, декабрь 1833 года.

Как это объяснить?

Наверное, одна из причин в том, что женская мода уже начала заимствовать идеи из 17-18 веков.

Вот у этого голубого платья с розочками есть некоторое сходство с платьем на портрете Марии Фёдоровны. Чувствуется влияние стиля рококо.

Бальные наряды, март 1834 года.
Бальные наряды, март 1834 года.

И юбки становились всё пышней. А мода, как считали тогда, должна развиваться. Поэтому и придумали такие фасоны с распашными юбками.

Вечерние или бальные наряды, февраль 1834 года.
Вечерние или бальные наряды, февраль 1834 года.

К 1838 году модный стиль изменился. Бидермейер закончился. Наступало время, которое назовут «вторым рококо».

Рукава стали узкими, локоны – длинными (похожими на те, что носили в первой половине 17 века), изменились головные уборы.

Юбки стали пышней и длинней. И такие распашные модели тоже смотрелись красиво.

Вечерние наряды, 1838 год.
Вечерние наряды, 1838 год.

И всё же таких платьев встречается мало на модных картинках и портретах (исключая венценосных особ). В 1850-х очень редко, в 1860-х – чаще.

Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859 год. Винтерхальтер.
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859 год. Винтерхальтер.
Бальное платье, 1868 год.
Бальное платье, 1868 год.

А потом наступила эпоха турнюров.

И тут уж не скажешь, что такие платья «встречаются». Теперь это – основная модная тенденция. Платье «полонез» с рукавами и верхней юбкой, под которой находится нижняя. Они юбки нарядные, верхняя приподнята и задрапирована. Как на платьях «полонез» второй половины 18-го века.

Вечерние платья, апрель 1870-го года.
Вечерние платья, апрель 1870-го года.

«Полонез» нередко имели и дневные платья, как сиреневое на картинке. А уж как интересно начали сочетать ткани и цвета!

Разноцветно-синее платье Анны Карениной. Как оно могло выглядеть?

Дневное и вечернее платья. 1870 год.
Дневное и вечернее платья. 1870 год.

Платья таких моделей не вышли из моды и в 1880-х…

И тут возникает вопрос: какой модный период называть «вторым рококо»?

Есть два варианта: 1. 1840 - 1870. 2. 1840 - 1888.

Конечно, эпоху турнюров нужно выделять отдельно. Но ведь там – больше всего подражания 18-му веку.

Вечернее платье, Чарльз Ворт, 1886-1887.
Вечернее платье, Чарльз Ворт, 1886-1887.

У коричневого платья юбка прямая. Это уже не «второе рококо», а начало эпохи модерна.

Распашные платья не исчезнут, но станут редкостью. Я такое размещала в статье. «Платье из лилового атласа с «узелками любви» и пелеринкой».

Но только одно, больше не нашлось из вечерних платьев конца 19 века.

Визитное платье. Чарльз Ворт, 1888 год.
Визитное платье. Чарльз Ворт, 1888 год.

Как мода 19 века заимствовала идеи Эпохи Возрождения.

Два фантастических платья от Эмиля Пинга.