Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Как мода 19 века заимствовала идеи Эпохи Возрождения

Это видно по многим портретам Карла Йозефа Штилера, написанным для Мюнхенской "Галереи красавиц". Вот один из них, 1828 года.

Если мы сравним его с портретом 1500 года, то заметим сходство.

Косы по бокам лица уложены сходным образом (обвивают ушки). А жемчужная фероньерка на портрете 1828 года лежит надо лбом почти так же, как и украшение дамы на портрете Эпохи Возрождения.

Карл Йозеф Штилер. Антонетта Корнелия Веттерлейн, 1828 год.
Карл Йозеф Штилер. Антонетта Корнелия Веттерлейн, 1828 год.

Штилер был в Италии и мог видеть женский портрет конца 15 века. Захотел создать что-то в таком стиле.

Возможно, он и подсказал Антонетте Веттерлейн идею так причесаться…

Но это не «маскарад». С конца 1810-х женская мода начала заимствовать идеи с портретов Эпохи Возрождения. Это отразилось на фасонах платьев и причесок.

Хотя в 1828 году шиньон волос сзади укладывали высоко на макушке. А здесь... Он лежит низко или же его нет вообще.

Женский портрет, около 1500 года. Неизвестный итальянский художник.
Женский портрет, около 1500 года. Неизвестный итальянский художник.

Ниже – ещё два портрета с косичками возле висков.

Форма причесок разная. Это не причуда художника или его моделей, а лишь отражение изменений в моде.

Первый портрет написан в 1834 году, второй – в 1837-ом. В 1834 году рукава платьев были широкими, а причёски – высокими. К 1837 году пышность рукава сместилась от плеча вниз. Локоны на висках (или косы) тоже стали укладывать низко.

Как должны одеваться героини повести «Княжна Мери».

Карл Йозеф Штилер. Каролина фон Холстейн, 1834 год.
Карл Йозеф Штилер. Каролина фон Холстейн, 1834 год.
Карл Йозеф Штилер. Портрет леди Эрскин, 1837 год.
Карл Йозеф Штилер. Портрет леди Эрскин, 1837 год.

Портрет леди Дигби написан в 1831 году.

Локоны на висках уложены не типично для того года. Слишком низко.

Но какие-то дамы укладывали их так. И художник Штилер любил такой стиль. Причёски, смахивающие на причёски итальянок конца 15 века.

Обратите внимание на фероньерку. Тут опять сходство с портретом итальянки конца 15 века. Ну и мода на массивные цепи тоже из Ренессанса идёт.

Карл Йозеф Штилер. Леди Джейн Элизабет Дигби, 1831 год.
Карл Йозеф Штилер. Леди Джейн Элизабет Дигби, 1831 год.

Вот причёски с низкими локонами у висков. Эпоха Возрождения, Италия.

Если закрыть платья, оставив только головки, можно спутать эпохи. Решить, что портреты написаны в конце 1830-х.

Лоренцо ди Креди. Портрет Катарины Сфорца, около 1480 года.
Лоренцо ди Креди. Портрет Катарины Сфорца, около 1480 года.
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони, 1488 год.
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони, 1488 год.

В начале 16-го века итальянская (а затем и другая) мода изменилась.

Рукава на платьях стали пышными. К середине века они опять сузятся…

Похожий процесс произошёл в моде периода «1820 – 1840». И тут интересно сравнить ещё две картины, написанные с разницей в 300 лет.

Здесь похожи не только рукава, декольте и причёски. Даже в выражениях лиц дам есть сходство, в том, как лежит румянец на щеках.

Будто Штилер видал и этот портрет эпохи Возрождения.

«Мастер женских полуфигур». Мария Магдалина, около 1530 года.
«Мастер женских полуфигур». Мария Магдалина, около 1530 года.

Зелёное платье сшито по моде 1829 года. А вот локоны…

В моде были такие, как на портрете девушки в белом. Это тоже Штилер, тоже «Галерея красавиц». Но вот там девушка одета чётко по моде, а здесь – нет.

Штилер словно опережает время на несколько лет…

Но ведь кто-то менял моду и создавал новые тенденции. И почему бы не делать этого известным художникам.

Карл Йозеф Штилер.  Портрет Анны Хиллмайер, 1829 год.
Карл Йозеф Штилер. Портрет Анны Хиллмайер, 1829 год.
Карл Йозеф Штилер. Портрет августы Строби, 1827 год.
Карл Йозеф Штилер. Портрет августы Строби, 1827 год.

Как мода 16 века перекочевала в пушкинскую эпоху. Воротники в стиле королевы Марго и Марии Стюарт.

Распашное платье с нижней юбкой. Как оно попало в 19-й век?

Серьги и колье с гранатами в стиле ренессанса, сделанные в 19 веке в Москве.