Найти тему
KinoGeek

"Паутина страха": тактильный триллер для арахнофобов. Рецензия на фильм

Оглавление

Концепт хоррора о "мелкой" живности в пределах низкобюджетного фильма категории "Б" - пожалуй, самый банальный и даже безыдейный способ захода в кинематограф для начинающих молодых режиссёров. Исключением не стал Себастьян Ваничек, дебютная полнометражная работа которого отказалась быть связанной с узами мистики или паранормальщины: на повестке находятся антагонисты в виде реально существующих созданий, чуть-чуть изменённых внешне антропоморфно и значительно увеличенных в размерах. Так на свет и родилась "Паутина страха" (она же, в оригинальном переводе, "Паразиты") - буквально пульсирующий и тонизирующий триллер в пределах камерных локаций и четырёх стен затхлой старой коммуналки на окраине маленького французского городка

Ваничек не играется с ожиданиями зрителя и не заставляет его самостоятельно искать развлечения в кадре, а поступает более "подлым" и дерзким способом: превращает свою работу в подобие тактильного хоррора, акцентируя внимание на взаимодействии людей и увеличенных в размерах пауков. "Паутина страха" не пытается вызвать ужас и напряжение из пустого места (фильм в принципе не пытается вызвать ужас), а создаёт повышенный уровень дискомфорта и впадания в панику при каждом показанном в кадре членистоногом. Ваничек, как дебютант, не идёт по уже протоптанным дорожкам своих предшественников, хоть и создавая типичный ужастик категории "Б", но наполняя его самыми дозволенными приступами тревоги. В конце концов, кто покажется для вас более страшным: несуществующие привидения и безумные кровавые маньяки или вполне реальные насекомые и членистоногие высотой в полметра?

-2

Параллельно с постепенно нарастающим уровнем дискомфорта Ваничек разворачивает в пределах огромной коммуналки остросоциальную политическую притчу о потерянных людях, покинутых своим государством и защитниками в полицейской форме в самый отчаянный, роковой момент. "Паутина страха" несколько раз уводит повествование в сторону злободневной сатиры на современное положение "маленьких" людей в большом обществе: в третьем акте хоррора подручными маленьких злодеев и вовсе становятся люди, мешающие главным героям безопасно покинуть задымленный и отравленный членистоногими дом. Ваничек явно добавил в дебютную работу свой авторский подтекст насчёт угнетения бедных и триумфа богатых в пределах ничем не примечательного региона: тем и интереснее, какие ещё мотивы постановщик приготовил для зрителей в своих следующих проектах

-3

К слову, сильный акцент на обитателях типичных французских трущоб привёл к тому, что Ваничек создал чуть ли не самых прописанных и многогранных персонажей за последнее время существования такого странного поджанра, как хоррор категории "Б". Придав каждому персонажу нотки серой морали, заставляя их совершать страшные и непоправимые ошибки, уходить в саморефлексию по счастливым годам своей жизни и заботиться не только о жителях соседней квартиры, но и о самих себе, режиссёр создаёт идеальный портрет самого обычного классового человека, угнетаемого властями и задвигаемого в рамки периферий трущоб и бедных районов. Можно ли в таком случае назвать "Паутину страха" полноценным хоррором?

-4

Ужастиков про вторжение насекомых или членистоногих за последнее время выпускали не так уж и много: и "Паутина страха" явно может похвастаться заниманием почётного золотого пьедестала на вершине всех "бэшных" хорроров. Как творец, Ваничек донёс зрителям своё авторские видение насчёт классового социального расслоения в пределах своей родной страны, а как режиссёр - показал нам дискомфортный, тактильный и до безумия реалистичный фильм ужасов, где пугает любой шорох, а узкие коридоры и длинные лестничные пролёты вызывают чувство нахождения в странном сюрреалистичном припадке. "Паутину страха" сложно порекомендовать рядовому зрителю (особенно - арахнофобам), однако лента полностью перевыполняет свои обязательства перед почитателями жанра. Что и заслуживает какое-никакое, но уважение в сторону создателей. В России, к слову, фильм официально выходит уже 18-го апреля

-5

Плюсы:

  • Дискомфорт и тревога во время просмотра
  • Неплохой визуал
  • Давящая атмосфера
  • Хороший остросоциальный подтекст
  • Многогранные персонажи
  • Выполнение всех обязательств перед жанром хоррора

Минусы:

  • Самая клишированная и шаблонная история из всех возможных
  • Дёрганная съёмка
  • Плохо прописанные диалоги
  • Сильно затянутый третий акт
-6

6/10