Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Практичность и простота против роскоши и излишеств: Коко Шанель VS Эльза Скиапарелли

Оглавление

Коко Шанель и Эльза Скиапарелли олицетворяли собой европейскую моду начала прошлого века и, кажется, не имели больше ничего общего. Разное происхождение, диаметрально противоположные вкусы, представления о красоте, взгляды на жизнь и моду привели их к не только к творческому соперничеству, но и откровенной вражде. Кульминацией противостояния двух великих модельеров стал «непреднамеренный» поджог одной из них. Кто решил спалить платье конкурентки прямо на ней, как называли друг друга Шанель и Скиап, чем завершилось их соперничество и кто всё-таки одержал победу?

Феномен Коко Шанель

Габриэль Бонёр Шанель появилась в мире моды немного раньше своей будущей конкурентки: ещё в 1910 она открыла первое шляпное ателье в центре Парижа, а двумя годами позже и полноценный бутик. Там она продавала наряды, кардинально отличающиеся от тех, которые можно было увидеть на аристократках в начале прошлого века. Тогда женщины носили громоздкие платья в пол, угнетающие корсеты, несуразные шляпки, едва ли защищающие от солнца. Габриэль, которая к тому времени уже получила игривое прозвище Коко, не признавала столь непрактичную и неудобную женскую моду.

Коко Шанель
Коко Шанель

В её бутике была исключительно функциональная и простая, при этом не менее элегантная и женственная одежда, которую можно было надеть и снять гораздо легче и быстрее пышных туалетов. Кроме того, в вещах Шанель женщины могли свободно двигаться, много гулять, чувствовать себя более раскованно. Позже Коко выпустит спортивные и деловые костюмы, свитеры и пуловеры, прямые шерстяные платья из трикотажных тканей, джерси и твида. Среди других ключевых изобретений Шанель, которые сломали традиционные представления о внешнем виде женщин, стоит назвать культовую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. До её появления дамы носили ридикюли в руках и были очень стеснены в движениях. Коко нашла решение и для этой проблемы. А вопреки этикету и правилам, которые гласили, что женщина должна менять свои наряды несколько раз в день, Шанель придумала универсальное для всех случаев «маленькое чёрное платье». Оно стало кульминацией приверженности Коко к простоте, аскетизму, монохромным образам. Сейчас это, пожалуй, одна из самых необходимых вещей в гардеробе, без которой не обойтись ни одной женщине.

Коко Шанель в маленьком чёрном платье
Коко Шанель в маленьком чёрном платье

Благодаря Коко в моду вошли даже короткие стрижки, которых раньше не носили представительницы прекрасного пола. Тогда же среди достоинств женщин значилась аристократическая бледности кожи. Шанель изменила и это: она ввела в моду заметный бронзовый загар.

Коко Шанель с короткой стрижкой в 1920-м
Коко Шанель с короткой стрижкой в 1920-м

Конечно, поначалу подобные новшества вызывали опаску и даже недоумение (особенно у мужчин, которые, впрочем, никогда не были так ограничены в выборе одежды), но позже были приняты женщинами с энтузиазмом. Вскоре Коко открыла собственный кутюрный дом в Париже по улице Рю Камбон, 31. Именно этот адрес украсил некоторые аксессуары от Chanel и стал легендарной частью целого бренда.

Сумка от Chanel
Сумка от Chanel

К середине 1920-х Шанель уже стала известным модельером и была на вершине своей популярности, выпустила уникальный и ни на что не похожий аромат Chanel № 5, её бутик посещали самые богатые французские аристократки. В это же время собственный бутик в столице мировой моды — Париже — открывает Эльза Скиапарелли.

Новая звезда на мировой фэшн-арене

Эльза Скиапарелли вернулась в Париж из Нью-Йорка с маленькой дочкой Гого после неудачного брака с экстрасенсом, теософом и мошенником Виллемом де Вендтом. Благодаря собственному аристократическому положению, богатой и знатной семье, чем не могла похвастаться Шанель, которая родилась в приюте для бедных, а воспитывалась чуть ли не в монастыре для осиротевших девочек, Скиапарелли быстро вошла в высшее столичное общество и завела массу полезных знакомств. Очень быстро в списке друзей будущего модельера оказался практически весь светский Париж, дипломаты и бизнесмены. Сама Эльза любила музыку, увлекалась живописью, в юности писала стихи и даже опубликовала собственный сборник «Аретуса» на основе древнегреческого мифа об охоте. Словом, её интересовало искусство в любых его проявлениях, поэтому Скиап удалось быстро поладить с художественной богемой столицы.

Эльза Скиапарелли
Эльза Скиапарелли

Однажды ей приглянулся свитер одной из знакомых. Скиапарелли узнала, что его связала некая армянская крестьянка, имя которой так и не стало известно. Эльза разыскала женщину и заказала ей свитер-обманку — первую вещь по собственному эскизу. Это был чёрный джемпер с большим белым бантом, который будущая фэшн-икона надела на один из светских вечером и произвела настоящий фурор. Так, Скиапарелли начала постепенно менять традиции, привнесённые самой Коко Шанель. Эльза предлагала не просто новые ткани и цвета, она изобрела моду заново.

Первый свитер по эскизу Эльзы Скиапарелли
Первый свитер по эскизу Эльзы Скиапарелли

Например, с её лёгкой руки в моду вошли дерзкая юбка-брюки, напоминающая современные кюлоты, раздельный купальник (что особенно поразило современников Эльзы, ведь до этого были целые костюмы для плавания), а цвета shocking pink и фуксия, которые ранее считались недопустимыми в кутюре и не использовались в принципе, она сделала своей визитной карточкой.

Эльза Скиапарелли (справа) в юбке-брюках
Эльза Скиапарелли (справа) в юбке-брюках

В противовес сдержанности и хладнокровию моды Коко Шанель, одежда Скиапарелли пестрила всевозможными деталями, например, застёжки-молнии и другие украшения из всего, что подвернётся под руку вроде таблеток аспирина, птичьих перьев, предметов канцелярии, конфет. Считается, что тем самым нашумевшая модельер «демократизировала» юввелирное искусство и предложила даже самым богатым дамам перейти на бижутерию, которая подчёркивала образы не хуже драгоценных камней. А шляпы, придуманные Эльзой, например, шляпа-туфля или шляпа-телескоп, напоминали полноценные скульптуры.

Эскизы шляпок от Эльзы Скиапарелли
Эскизы шляпок от Эльзы Скиапарелли

Именно Скиап (а не Джон Гальяно, как считают многие) придумала использовать газетный принт: её шляпки с узором в виде напечатанного текста стали уникальным аксессуаром к авангардным образам дизайнера. К слову, вдохновлялась Эльза продавщицами на рыбном рынке в Дании, которые прикрывали головы от солнца газетками.

Так, модные выходки Скиапарелли стали интересовать публику куда сильнее, чем несколько наскучившее новаторство Шанель, хотя она изо всех сил стремилась вернуть былую славу и признание.

Эльза Скиапарелли в блузке с газетным принтом
Эльза Скиапарелли в блузке с газетным принтом

Изящество и уточнённость или вычурность и эксцентричность?

Отношения между Коко и Эльзой никогда не были простыми. Одной из ключевых причин их вечного противостояния историки моды называют совершенно разное происхождение и социальный статус модельеров. Шанель была родом из бедной крестьянской семьи, её мать рано умерла, поэтому отец отправил Габриэль и её сестру в приют. Там юная Коко научилась шить, после наступления совершеннолетия она устроилась на работу в ателье, а по вечерам пела в кабаре. Считается, что прозвище Коко девушка получила в честь одной из исполняемых песен. Там же, в кабаре, Шанель познакомилась с обеспеченным богатым наследником Этьеном Бальсаном, который и помог девушке сделать первые шаги в мире моды.

Скиапарелли же была дочерью потомственных аристократов из богатой семьи. Считается, что её мать, Луиза Мария Скиапарелли, происходила из рода Медичей. Отец же, Селестино Скиапарелли, был видным деятелем науки. Эльза не знала нужды, воспитывалась многочисленными гувернантками в огромном дворце в Риме, но никогда не следовала правилам консервативных родителей. За её бунтарские выходки девочку отдали в школу-интернет, но и оттуда она часто сбегала. Нередко Эльза слышала в свой адрес, что она некрасива, поэтому однажды решила в буквальном смысле вырастить на своём лице цветы. Она «посадила» семена в рот, нос и уши. Это был лишь один причудливых поступков творческой и неординарной Эльзы. Позднее Скиап реализует свои самые странные идеи, каждый придуманный образ разбавляя изрядной долей сюрреализма.

Украшения от Эльзы Скиапарелли
Украшения от Эльзы Скиапарелли

Не секрет, что за это Шанель считала соперницу вульгарной, а её работы называла безвкусицей. Она никогда не обращалась к Скиапарелли по имени, называя её «той художницей, которая почему-то занимается одеждой». Эльза отвечала тем же и говорила о Коко «маленькая тоскливая буржуа». Кстати, Коко презирала Скиапарелли за то, что та не умеет шить (Скиап действительно могла драпировать ткань прямо на самой себе), но всё равно называет себя модельером. Сама Эльза считала моду прежде всего искусством, поэтому позволяла себе сочетать несочетаемое и шокировать публику. В одном из выпусков женского журнала Harper’s Bazaar за 1932 год написали, что Скиапарелли «придаёт своей одежде сущность современной архитектуры, современной мысли и современного движения».

Блузка от Эльзы Скиапарелли из ткани органди
Блузка от Эльзы Скиапарелли из ткани органди

При этом не лишены современности были и коллекции Коко. Именно она впервые одела женщин в приталенные пиджаки и брюки, сделала спортивные костюмы частью повседневной одежды, ввела в моду трикотажные ткани. Всё это соответствовало духу времени, поддерживало новую роль женщины в обществе и эмансипацию. Благодаря Коко современные женщины почувствовали себя равными с мужчинами, ведь как минимум они перестали быть стеснены в движениях и ограничены в выборе образов.

Твидовый костюм от Коко Шанель
Твидовый костюм от Коко Шанель

Скиапарелли же имела прямо противоположные взгляды на моду. Это не значит, что Эльза отрицала идеи равноправия (вовсе нет!), скорее она хотела сделать одежду частью самовыражения. Огромное влияние на её художественное видение и дизайнерские взгляды оказало сотрудничество с художниками-сюрреалистами и дадаистами.

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

Среди её приятелей были Сальвадор Дали, Жан Кокто, Кристиан Берар, фотографы Ман Рэй, Эдвард Стейхен и Альфред Стиглиц. А сама Эльза Скиапарелли стала главным авангардистом от мира моды. Один из ярких примеров — платье «Лобстер».

Уоллис Симпсон в платье Elsa Schiaparelli в фотосессии для британского Vogue
Уоллис Симпсон в платье Elsa Schiaparelli в фотосессии для британского Vogue

Позднее платье выставлялось в Художественном музее Филадельфии
Позднее платье выставлялось в Художественном музее Филадельфии

Сейчас его называют легендарным не только благодаря смелому принту, но и потому, что оно было создано Скиап специально для герцогини Виндзорской Уоллис Симпсон. Не так давно она была постоянной посетительницей бутика Channel. Конечно, Коко не оставила этого без внимания, отношения накалились. В дальнейшем каждая встреча Шанель и Скиап сопровождалась презрительными взглядами, насмешками, пренебрежительными высказываниями. Известно, что у Эльзы была любимая модель русского происхождения Людмила Федосеева. Её Шанель фактически «перекупила» у Скиап, заплатив тройной гонорар.

Кульминацией соперничества двух главных женщин мира моды считают костюмированный бал уже в конце 1930-х. Эльза явилась на него в очередном удивительном платье и, вероятнее всего, привлекла к себе больше внимания и восторженных взглядов, чем сама Коко. Считается, что Шанель пригласила Скиапарелли на танец и «случайно» толкнула конкурентку на огромный светильник с зажёнными свечами. Платье Эльзы мигом загорелось, но её удалось спасти и никто не пострадал. По свидетельствам очевидцев, гости бала принялись тушить наряд Скиап своими напитками.

Соперничество двух великих модельеров продолжалось вплоть до начала Второй мировой войны. Из-за оккупации Франции работу модных домов пришлось приостановить. Тогда Скиапарелли покинула страну, а Шанель осталась и была вынуждена сотрудничать с нацистами, чтобы сохранить компанию своего имени. После войны обе женщины вернулись к любимой работе, бренд Chanel быстро вернул былую славу, а вот экстравагантность и причудливость Скиап перестали быть уместны.

Эльза Скиапарелли
Эльза Скиапарелли

Последний показ дома Schiaparelli прошёл в 1953 году, после чего Эльза ушла на покой, опубликовав свою автобиографию «Моя шокирующая жизнь». Умерла Скиапарелли в 1973 году, её похоронили в Париже в пижаме любимого цвета Shocking Pink. Двумя годами ранее, в 1971, скончалась Коко Шанель.

Коко Шанель
Коко Шанель

В начале 2010-х было объявлено о возрождении Schiaparelli. Сейчас оба модных дома успешно разрабатывают новые коллекции и вдохновляются архивами своих создательницы. Креативным директором Schiaparelli является Дэниел Розберри, а Chanel после смерти Карла Лагерфельда возглавила Виржини Виар.

Из коллекции Chanel весна-лето 2024
Из коллекции Chanel весна-лето 2024

Из коллекции Schiaparelli весна-лето 2024
Из коллекции Schiaparelli весна-лето 2024

Автор: Марина Юрищева