«У русских я научилась по-настоящему работать. Я не была бездельницей и ничего не делала спустя рукава, но то, что творилось… повергало меня в шок…Я поняла, они гениальны, потому что не боятся отдавать все ради творчества и делать это, пока живы…» – напишет Коко Шанель в одной из глав своих мемуаров. А вы знали, что судьба великой французской кутюрье не раз связывала её с Россией?
Габриэль Коко Шанель (Gabrielle Bonheur "Coco" Chanel) не требует представления. Ее след в истории фундаментален. Произнося ее имя, невозможно не подумать про короткое черное платье, твид, жемчуг. О пакетике с ее фирменным логотипом мечтают многие женщины, а ее легендарный парфюм под номером пять продается каждые 30 секунд. Кстати, знали ли вы о том, что он с «русским шлейфом»?
Автором покорившей весь мир композиции был Эрнест Бо (Ernest Beaux), парфюмер французского происхождения родом из России. За фееричность его таланта в народе его прозвали «Императором парфюмерии», а в числе его клиентов был весь российский императорский двор. Именно Эрнест Бо исполнил для Великой мадмуазель знаменитый аромат, который «пахнет как женщина, а не как роза». И если для французской кутюрье он звучал женственностью, то для самого парфюмера в нем воплотились аккорды морозной свежести холодных рек и озер Кольского полуострова, вблизи которого прошла его служба во времена войны. В нотках легендарного Chanel №5 навечно запечатлелась его тоска по оставленной когда-то России.
Создание самого знаменитого аромата связано не только с великим парфюмером, но и с одним из самых важных русских людей в жизни Коко Шанель – Великим князем Дмитрием Павловичем, с которым у нее был бурный роман. Историки убеждены, что именно их связь привнесла в творчество Коко явный «русский акцент». Шанель нередко говорила о том, что черпает вдохновение из гардероба своих мужчин, и Дмитрий Романов не стал исключением. С началом истории их любви Габриэль начала интересоваться всем русским – людьми, искусством, культурой. Вот и в ее коллекциях стали появляться традиционные русские мотивы: накидки, пальто мехом вовнутрь, платья-рубашки с вышитым воротником и с поясом, а горячо любимый ею черный сменили яркие и чистые цвета.
Дмитрий Романов открыл для Шанель множество талантливых людей, в том числе и свою сестру – великую княгиню Марию Павловну. Изначально девушке предназначалось стать королевой Швеции, но судьба распорядилась иначе. Вместо короны она подарила ей собственную мастерскую вышивки KITMIR и контракт с самой Коко Шанель. Великая русская княгиня трудилась на французскую кутюрье, не покладая рук, а вышитая ею в русском стиле одежда раскупалась моментально. Работа великой княгини подарила Дому Chanel небывалый успех.
Очарованная работоспособностью и красотой русских женщин, Габриэль решила нанимать их в свой Дом и в качестве манекенщиц. Одной из самых ярких их представительниц стала внучка императора Александра II Натали Палей. Первая русская красавица была настоящей королевой моды. Ее красоте поклонялся весь Париж. Для Дома Chanel сотрудничество со столь знаменитой красавицей оказалось по-настоящему судьбоносным. Несмотря на то, что оно продлилось весьма недолго, оно принесло Шанель огромную популярность. С тех пор в Доме Коко постоянно работали русские манекенщицы из благородных именитых семей.
Немаловажную роль в жизни и творчестве Великой мадемуазель сыграл и Сергей Дягилев, чье имя в те годы гремело по всей Европе. Знакомству с ним она обязана своей подруге Мисе Серт (Misia Sert), хозяйке модных французских салонов, которая, кстати, тоже была родом из России.
С Дягилевым Габриэль крепко подружилась. Великий импресарио привил ей любовь к русским балетам и пригласил ее присоединиться к команде «Русских сезонов». Этот грандиозный союз принес им небывалую славу. «Голубой экспресс», костюмы для которого были созданы Великой кутюрье, покорил весь мир.
Эта глава из жизни Габриэль оставила глубокий след на ее творчестве. Очарованная танцем, она нашла в нем именно то, к чему стремилась прийти в своих коллекциях, – новый тип женственности, освобожденный от ограничений и достигший совершенства в простоте и элегантности. Так имя Коко Шанель навечно связалось и с русским балетом.
И это далеко не все хитросплетения судьбы Великой кутюрье, которые переплетали ее жизненный путь с русскими. В творчестве Коко Шанель их след сохранился навсегда. В ее мемуарах им посвящена целая глава.
Автор: Алла Соломатина