В одном из перформансов Ольга Власова выступала и как дирижёр и как певица. Об этом и многом другом — интервью ГРАУНД Солянки с обладателем стипендии имени Мичико Хираямы в области современного вокального искусства, музыкальным руководителем ансамбля «Практика» и, конечно, дирижёром и певицей — Ольгой Власовой.
ГРАУНД Солянка: Ольга, расскажи, пожалуйста, о твоем участии в проектах галереи-мастерской ГРАУНД Солянка — фестивале «До и После» и «Вдохновлённые космосом». Что ждет зрителя?
Ольга Власова: ГРАУНД Солянка для меня — это такое особое место, в котором просто приятно находится. Я люблю туда заходить просто так. А интересные выставки, которые там проходят, это как будто приятный бонус для меня. Поэтому я всегда с радостью откликаюсь на возможность принять участие в музыкальных проектах в этих стенах.
В этом году мы с куратором проекта «Вдохновлённые космосом» Машей Аникеевой и директором галереи Катей Бочавар, которая и придумала эти фестивали, решили продолжить развивать тему народного звучания в современной музыке, но с другого ракурса. Если в прошлом году на фестивале «Вдохновлённые космосом» звучали премьеры произведений молодых композиторов, написанные для народных инструментов, то в этом году к ним добавятся сочинения специально для народного вокала и электроники. Только представьте этот микс: современная академическая музыка для народных голосов! Эмбиент для народных инструментов! Мне самой дико интересно, что из этого получится. Эксперимент многообещающий и смелый, вполне в духе ГРАУНД Солянки.
ГС: Ольга, ты в истории современной академической музыки человек, совершивший, наверное, самый необычный транзит. Сначала ты была певицей, а потом стала дирижёром. Расскажи, что привело тебя к такому переходу?
ОВ: На самом деле метаморфоза не такая уж кардинальная, как может показаться на первый взгляд, так как по первому образованию я дирижёр-хоровик. Поэтому пение и дирижирование уже давно стали полем моей музыкальной деятельности. Но со временем я действительно стала всё чаще руководить музыкальным процессом, как вокальным, так и инструментальным, что постепенно и привело меня к желанию расширить свои творческие возможности. Я поступила на симфоническое отделение Московской консерватории, и могу сказать, что чувствую себя «в своей тарелке», хотя по факту, несмотря на имеющийся опыт, я пока студент 3-го курса и только начинаю свой серьёзный дирижёрский путь.
ГС: Продолжаешь ли ты совмещать вокальные выступления с дирижированием сейчас? Когда было последние выступление в амплуа певицы?
ОВ: Я всегда любила петь, а точнее — выступать. Оттого меня так и тянет в разные стороны, потому что я чувствую в себе артистическое начало. Но когда у меня возникает долгий перерыв в вокальной работе, не скрою, я начинаю чахнуть и думать, что может уже пора заканчивать с этим и сосредоточиться на чём-то одном. Но удивительно, что именно в такие моменты мне часто приходят предложения спеть на концерте, или знакомые вокалисты обращаются с просьбой позаниматься с ними и разобрать какой-то сложный материал. Как раз из таких последних концертов в качестве певицы было выступление в Московской филармонии с ансамблем île thélème в рамках абонемента Musica sacra nova, где я исполняла музыку Кайи Саариахо. А потом это же сочинение с этим же ансамблем мы исполнили в Суздале в центре Mira, где, как оказалось, ждут и любят искусство во всех его разных стилистических проявлениях.
ГС: И всё же, что сложнее и интереснее — исполнять действительно трудные и не всем дающиеся оперные номера, или же дирижировать хором или большим оркестром?
ОВ: Для меня это вопрос из разряда «кого из родителей ты больше любишь?», так как по сути это разные профессии. В действительности мне интересно работать над хорошей музыкой, которая во мне откликается, которая обогащает, и в которой я чувствую, что могу сделать что-то по-настоящему свое, то, как я это слышу и чувствую. Вот это истинное творчество. А будет это хор или оркестр, уже не так принципиально. Главное — музыка. И музыканты, которые готовы довериться. Я очень ценю, что я уже два года подряд имею возможность выступать на фестивале «Новая Классика», который проходит летом в парке Зарядье, собирать там фестивальный оркестр «прАКТика» и сама выбирать программу. В этом году мы исполнили сочинения Стравинского, Корндорфа и Лютославского, которые редко звучат у нас.
ГС: У тебя также есть опыт одномоментного пения и дирижирования — в Three voices Фелдмана или на спектакле «Норма» с музыкой Ретинского. Такое вообще часто встречается в современной практике? Насколько это возможно, сложно и, главное, чем вызвана такая необходимость?
ОВ: Не знаю, насколько это частое явление. Пожалуй, всё-таки не очень частое. И это только к лучшему. Во-первых, это неудобно самому исполнителю. Нужно контролировать свой процесс, а приходится следить еще и за общим. А ведь что-то может пойти не по плану. Тогда твоя задача как дирижёра сориентироваться и помочь выправить ситуацию. Но не пострадает ли от этого твоя вокальная или инструментальная линия? Большой вопрос. Многофункциональность сильно перегружает и отвлекает от твоей первостепенной роли исполнителя. И потом это и визуально может отвлекать зрителя от музыкальной сути. Лично я прибегаю к этому только в крайней технической необходимости и если это не повредит художественным задачам.
ГС: Женщин-дирижёров до последнего времени было крайне мало, просто единицы, да и сейчас мужчины не охотно пропускают женщин в эту профессию. Как ты ощущаешь себя в качестве дирижёра?
ОВ: Недавно я прочитала книгу, в которой были собраны биографии почти всех женщин-дирижёров столетия со всего мира. И я сама удивилась, как оказывается их немало. Сейчас эти ряды продолжают пополняться новыми именами всё чаще год от года. Другой вопрос, что эти имена почти никто не знает и на афишах их не увидишь, по крайней мере у нас пока так. На российских афишах практически нет женских дирижёрских имен. Несмотря на свой уже имеющийся дирижёрский опыт, я осознаю, что нахожусь лишь в начале своего дирижёрского становления. И это нормально, ведь это действительно одна из самых сложных профессий, в которой важными составляющими являются жизненный опыт и количество часов, проведённых с оркестром.
Ждём вас на фестивале «Вдохновлённые космосом» уже 12 апреля! И — следите за нашей программой — фестиваль а капелла «До и После» открывается в «Ночь музеев» 18 мая.