Найти тему
Военно-технический сундук

Как американцы украли у нас высокоскоростную «гипер-подводную» торпеду «Шквал», но за 30 лет так и не смогли ее даже скопировать

В 1977 году на вооружение советских ВМС была принята высокоскоростная торпеда «Шквал», способная двигаться под водой со скоростью 370 км/ч – почти в четыре раза быстрее, чем самые быстрые существовавшие на тот момент торпеды обычного типа. В 90-х годах эту не новую уже к тому времени торпеду украл американский шпион, но с тех пор ни американцы, ни даже получившие доступ к выкраденным материалам немцы так и не смогли довести свои образцы подобной торпеды до ума.

Вот так приблизительно выглядит принцип движения торпеды "Шквал" в воздушно-газовом пузыре
Вот так приблизительно выглядит принцип движения торпеды "Шквал" в воздушно-газовом пузыре

Я давно слышал о советской торпеде «Шквал», которая была разработана еще полвека назад, и была принята на вооружение ВМС СССР в 1977-м году. Правда, узнал я это только в 90-х, когда даже о самых секретных вооружениях уже можно было писать где угодно и сколько угодно. Но оказалось, что эта торпеда была не просто каким-то улучшенным образцом старого «продукта», а кардинально новым, и даже революционным научно-техническим открытием.

Да, этот «Шквал» и на самом деле был разработкой вполне себе инновационной в самом что ни на есть космическом масштабе, потому что использовал принцип движения снаряда под водой, который называется «суперкавитация». То есть, вокруг торпеды, которая носила официальное обозначение «подводная кавитирующая ракета», образовывается воздушный пузырь, благодаря чему ее скорость возрастает со стандартных 100 км/чдо 370 км/ч. Изначально боевая часть для этой торпеды предполагалась ядерной, но потом ее заменили на обычную боеголовку.

Дальнейшая судьба торпеды в деталях неизвестна, однако сведений о снятии ее с вооружения российских ВМС не было, а это говорит о том, что эта совершенно старая разработка о сих пор стоит на боевом дежурстве. В нашем флоте.

Советская "суперкавитирующая торпеда" BA-111 "Шквал"
Советская "суперкавитирующая торпеда" BA-111 "Шквал"

Зато появилась информация, что в 90-х был создан экспортный вариант этой «гипер-торпеды» - «Шквал-Э», но в какие страны она поставлялась, доподлинно неизвестно. Позже, в 2014-м году, Иран заявил, что такие торпеды стоят на вооружении местных ВМС, и стало понятно, в какую сторону пошел экспорт. Возможно даже, что «Шквалом-Э» закупился и Китай, причем с большой долей вероятности, потому что китайцы любят за любые деньги закупать что-то интересное, а потом ковыряться в нем, проверяя возможность это скопировать.

Однако интереснее всего стала еще одна информация, поступившая в далеком 2005 году из Германии. Немецкие адмиралы представили на публике свою версию «гипер-торпеды» под названием «Барракуда», и по их словам, этот снаряд был разработан специализирующейся на новейших вооружениях немецкой компанией Diehl BGT буквально с нуля, без оглядки на «Шквал», который русские засекретили так, что никакой конкретной информации по нему нет до сих пор.

Однако тут немцев злонамеренно подставил бывший американский разведчик Эдмонд Поуп, который заявил, что русскую «гипер-торпеду» «Шквал» он сам лично выкрал в 1992 году и передал целый шкаф с документацией на нее в главное управление ЦРУ. При этом он привел все необходимые доказательства, из которых явствовало, что этот супер-шпион в 90-х скупил практически все научные умы, которые тогда занимались «супер-кавитацией» в России. За это Поупу довелось отсидеть в российской тюрьме около года, а потом он был выкуплен американцами и возвратился на родину.

Кормовая часть торпеды "Шквал"
Кормовая часть торпеды "Шквал"

Но дело не в этом, а в том, что американцы, заполучив «целый шкаф» с документацией на «Шквал», разобраться с этим оружием так и не смогли.

Ну, дело тут не в немочности американской технической мысли, а в том, что в 2000-е в американской армии наступила «эра разоружения». СССР был развален, Китай из врага превратился в торгового партнера, и у Америки противников совсем как бы не стало. Финансирование на разработку новых вооружений было очень сильно сокращено (до 50 миллионом долларов в год!), а все освободившиеся деньги пошли на постройку более простых атомных авианосцев и на полеты космических станций к пределам Солнечной системы.

Поэтому американцы не стали ковыряться в теме, а передали всю документацию на «Шквал» немцам, которые славились способностью изобретать инновационную технику даже в условиях тотального недофинансирования, и поручили им скопировать советский «Шквал», и, по возможности, его улучшить.

Ясно, что немцы принялись за дело с огромным энтузиазмом, и вскоре создали свою «Барракуду», заметно улучшив ее характеристики. В частности, скорость движения немецкой «подводной кавитирующей ракеты» превысила 400 км/ч (100 метров в секунду), а также, в отличие от «Шквала», немцы свой снаряд сделали управляемым («Шквал» мог двигаться только по прямой).

Торпеда "Шквал" в разрезе, носовая ее часть (справа снизу) и принципе движения под водой
Торпеда "Шквал" в разрезе, носовая ее часть (справа снизу) и принципе движения под водой

Однако немецкая «Барракуда» так и не пошла в дело, потому что по другим параметрам немцам не удалось достичь планки достаточной боеспособности, и они начали трубить о том, что такие «подводные кавитирующие ракеты» - это классические «мертворожденные монстры», и никакого будущего у них нет из-за недостатка необходимых технологий. В доказательство они привели в пример США, где такая торпеда до сих пор не создана, а существует только в виде проекта HSUW (High-Speed Undersea Weapon), который находится на неизвестно какой стадии, а может и вообще ни на какой стадии не находится.

То есть, американцы почти 30 лет изучали документацию по «Шквалу», но так и не создали ничего похожего.

Другими словами, концепция подводной «гипер-торпеды» и на самом деле не имеет никакого будущего, раз немцы этот снаряд так и не приняли на вооружение, а американцы вообще его разработкой не занимались. А что там заявили иранцы о своем «Шквале», который им наверняка передал «Рособорноэкспорт», так это, во-первых, экспортная версия со скоростью всего 320 км/ч, а, во-вторых, иранцам подходит любое оружие, лишь бы им можно было попугать американцев, чтобы их корабли не подходили к берегам Ирана близко.

Немецкая высокоскоростная суперкавитационная торпеда "Барракуда", продукт фирмы Diehl BGT Defence. Это музейный экспонат в единственном экземпляре, хотя немцы и утверждают, что изготовили их как минимум три
Немецкая высокоскоростная суперкавитационная торпеда "Барракуда", продукт фирмы Diehl BGT Defence. Это музейный экспонат в единственном экземпляре, хотя немцы и утверждают, что изготовили их как минимум три

Но вот тут как раз и не обойтись без тайн. Еще в 2012 году в статье немецкого журнала Europaeische Sicherheitit американский военный эксперт Роберт Кулинский (Robert Kulinsky) обнародовал информацию о том, что к принятию на вооружение ВМФ РФ готовится новый «Шквал», получивший имя «Шквал-2». И что характеристики у этого «Шквала-2» просто потрясающие.

Так, торпеда стала управляемой, то есть эту задачу российские инженеры все-таки решили. Возможно, они схему управления просто украли у немцев, а может, на что-то и выменяли. Но это не суть, потому что подводная скорость «Шквала-2» заявлена в 720 км/ч, а это почти в два раза выше, чем даже в самых смелых немецких и американских проектах!

Но опять-таки не это самое главное, потому что появилось соображение - «Шквал-2» вообще не нуждается в какой-то боеголовке, потому что кинетической энергии торпеды вполне достаточно для того, чтобы не только потопить подводную лодку, но и проделать огромную дыру в днище любого американского авианосца.

Американский шпион Эдмонд Поуп, укравший в России все документы по суперкавитирующей торпеде "Шквал", но временно посаженный в русскую тюрьму совсем за другие проделки
Американский шпион Эдмонд Поуп, укравший в России все документы по суперкавитирующей торпеде "Шквал", но временно посаженный в русскую тюрьму совсем за другие проделки

А это уже серьезно, так как при отсутствии боеголовки в разы возрастает дальность действия торпеды, что позволяет ее носителю не приближаться близко к цели.

Правда, кроме Кулинского эту информацию за последние 10 лет больше никто не озвучивал, тем не менее, американцы встрепенулись. Они заявили, что всё это враки, и лучше их проекта HSUW никто ничего не придумал. А так как проект этот находится только в стадии проекта, то и говорить больше не о чем.

Вот и вся история с этими «подводными кавитирующими ракетами», с 2012 года о них нигде никаких слухов, а только перепечатки старых материалов, которые постоянно преподносятся как новые, тем не менее кроме иранцев, выступивших с заявлением в 2014 году, никто новой информации не принес.

Даже китайцы молчат о своих «подводных кавитирующих ракетах», которые у них наверняка есть, и они наверняка ими похвастались бы на весь свет, если бы было чем хвастаться.

HSUW (High-Speed Undersea Weapon) - проект американской сверхбыстроходной торпеды. Но под обложкой проекта пусто, то есть ничего нет
HSUW (High-Speed Undersea Weapon) - проект американской сверхбыстроходной торпеды. Но под обложкой проекта пусто, то есть ничего нет

Однако китайцев понять, в принципе, можно, потому что сами они разрабатывать такое сложное оружие не умеют, а хвастаться экспортным вариантом «Шквала», который есть даже у диких, в отличие от них, китайцев, иранцев, они не додумаются.

В общем, круг замыкается, и в деле со «Шквалами», «Барракудами» и американским проектом вообще ничего неясно. Поэтому я предпочитаю на этом остановиться, а в заключение представить старый, раритетный материал, появившийся еще в 2003 году в российском журнале «Юный эрудит», правда, написанный вовсе не эрудитом, а тем более не юным. Это редактор французского журнала «Наука и жизнь» (Science & Vie) - Филипп Шартье.

Не знаю, как этот более-менее серьезный очерк попал в детский русскоязычный журнал, но суть не в этом. А суть в том, чтобы ознакомить читателя с научно-технической частью проблемы и показать положение дел с оружием подобного рода в 2003 году. А тем более это дело освещено зарубежным специалистом, со скрипом, но все же признавшим превосходство русского оружия над западным.

Филипп Шартье, "Подводная ракета"
Филипп Шартье, "Подводная ракета"

Журнал «Юный эрудит», 2003 г., №9

ПОДВОДНАЯ РАКЕТА

Автор: Филипп Шартье

«Тревога! Вражеский объект пересек нашу линию обороны!»

С головокружительной скоростью вторгшийся аппарат входит в крутое пике и подвергает мощной бомбардировке позиции противника. Раздаются залпы заградительного огня - но все тщетно. Маленький сверхзвуковой истребитель исчезает с экранов радаров так же стремительно, как и появился.

Обычный воздушный бой? Ничего подобного - сражение происходит в воде!

Сценарий фантастического фильма? Уже не совсем. Сверхскоростные подводные корабли могут появиться в морских глубинах в ближайшие десятилетия. И все это благодаря сверхсекретной технологии, а точнее... обычному воздушному пузырю!

В сравнении с другими видами транспорта подводные лодки никогда не могли «похвастаться» высокими скоростями. Почему? Любой предмет, движущийся в воде или в воздухе, преодолевает силу трения. Однако вода почти в 800 раз плотнее воздуха, и сила трения внутри водной среды значительно выше. Чем выше скорость, тем больше сопротивление. Чем быстрее вы хотите двигаться, тем сильнее тормозит ваше движение вода и тем большее усилие для преодоления трения надо прилагать. Чтобы это понять, достаточно опустить руку в наполненную водой ванну и сделать под водой одно медленное и одно резкое движение ладонью. Во втором случае сил понадобится явно больше.

Если уменьшить трение, при том же самом усилии - скорость будет выше. Не случайно пловцы-спортсмены бреются наголо. Трение воды о гладкую кожу головы меньше, чем о шевелюру. Так выигрываются драгоценные секунды на соревнованиях.

-9

На рисунке слева показан визуальный эффект каыитации на обычном гркбном винте, на рисунке справа - торпеда «Шквал», находящаяся сегодня на вооружении военно-морских сил России, а также некоторых других государств мира. Подпись к рисунку: "Как возникает «пузырь» вокруг торпеды? На остром носу снаряда расположено небольшое утолщение или диск. При движении вперед диск «расталкивает» воду вокруг торпеды. В образовавшуюся полость устремляются газы, вырывающиеся из небольших отверстий, окружающих нос «Шквала». Так пузырь «поддувается». Газы, образующие оболочку вокруг торпеды, препятствуют соприкосновению основной части корпуса снаряда и окружающей его воды. Трение значительно уменьшается, и «Шквал» с огромной скоростью несется под водой".

СВЕРХЗВУКОВОЙ ПОЛЕТ ВНУТРИ ВОЗДУШНОГО ПУЗЫРЯ

Самые лучшие и современные подводные лодки, такие как американский «Сивулф» или российский «Гепард», движутся в воде со скоростью не более 60 километров в час. И даже самые быстрые торпеды несутся в сторону противника на скорости всего лишь 100 километровв час. Уже многие десятилетия автомобили умеют ездить гораздо быстрее - чего уж говорить о вертолетах, самолетах и ракетах. Как же заставить подводные лодки и торпеды двигаться со сверхскоростями?

В этом может помочь эффект суперкавитации. «Кавитация» на латыни означает «образование пустот». Ученые уже давно обратили внимание на то, что вокруг предмета, двигающегося или вращающегося с большой скоростью в воде, начинают образовываться небольшие пузырьки пара - своего рода пустоты внутри толщи воды. Ничего полезного для судоходства в этом явлении нет. Например, возникающие при вращении гребного винта корабля пузырьки вскоре схлопываются. При этом происходит нечто вроде микровзрыва. Эти микровзрывы, когда они раздаются вблизи корпуса корабля, разрушают металл, грозя превратить его со временем в решето.

«Суперкавитация» - это, как нетрудно догадаться, образование большой пустоты. Речь идет о создании в воде одного большого пузыря, внутри которого и будет двигаться судно. А значит, с водой станет соприкасаться только носовая часть подводной лодки. Между толщей воды и остальной поверхностью корпуса окажется своего рода оболочка, или «смазка», состоящая из газа. И в этом-то пузыре подводные лодки нового поколения понесутся когда-нибудь с невероятными для мореплавания скоростями - возможно, даже вдвое быстрее скорости звука.

ВПЕРЕДИ - РОССИЯ И АМЕРИКА

Идея подводного аппарата, работающего на принципе суперкавитации, занимает умы военных еще с 40-х годов 20-го века. Однако для того, чтобы появился первый образец такого устройства, понадобилось три десятилетия.

В конце 70-х годов советский военно-морской флот в обстановке строгой секретности принял на вооружение торпеду «Шквал» весом в две с половиной тонны и длиной около 10 метров. Этот снаряд мог достигать под водой скорости 370 километров в час или более 100 метровв секунду! На такой скорости «Шквал» мог без труда перехватывать и уничтожать вражеские торпеды, двигавшиеся с обычной скоростью. По сведениям журнала «Нью Сайентист» по крайней мере, одна подводная лодка наших военно-морских сил была оснащена сверхскоростными торпедами.

Со своей стороны, американские военные также думают над тем, как использовать эффект суперкавитации. Во всяком случае, известно, что американцами разработаны специальные снаряды, при стрельбе которыми используется этот эффект. Зачем это нужно?

Дело в том, что если выстрелить под водой из обычной винтовки, то из-за сильного сопротивления воды пуля пролетит всего лишь несколько метров, затем остановится и упадет на дно. Снаряды нового поколения смогут пролететь под водой десятки метров и поразить цель. На основе эффекта суперкавитации компания «Рэйтеон» создала оружие борьбы с подводными минами. Расстрел мин под водой может стать гораздо более эффективной и безопасной технологией, нежели разминирование морских глубин с помощью боевых пловцов.

Прежде чем эффект суперкавитации можно будет применить в подводных лодках будущего, его нужно отработать на таких вот «малых формах». Ведь для того, чтобы эффект работал, воздушный «пузырь», охватывающий подводную лодку, должен иметь диаметр в два или три раза больше, чем у самого судна. Как этого добиться?

Одна из идей заключается в том, чтобы постоянно «поддувать» пузырь, например, перенаправив выхлопные газы двигателя к носу судна. Однако, поддерживать постоянную форму «пузыря», облегающего большую подводную лодку, в такой бурной среде как океан будет неимоверно сложно.

Есть еще одна проблема. Несмотря на все усилия, создателям «Шквала» так и не удалось разработать систему управления торпедой. Российский снаряд летит прямо, как стрела, и поражает цель, только если она находится точно по курсу. Но подводный корабль, созданный на основе эффекта суперкавитации, должен быть управляемым.

В обычных подводных лодках и торпедах применяется корабельный руль. Но руль отталкивается от воды, а субмарина будущего понесется вперед внутри воздушного пузыря. Там не от чего оттолкнуться! Значит, придется применять нечто вроде самолетных рулей высоты и поворота, которые обязательно должны будут соприкасаться с водой.

«Однако если увеличить площадь соприкосновения подводной лодки с водой, это приведет к увеличению трения об воду, - объясняет доктор Кам Нг, руководитель проекта создания подводных вооружений в одном из военных исследовательских центров США, - а значит, скорость движения судна упадет».

К тому же «пузырь» - штука очень хрупкая и неустойчивая. Любое изменение направления подводной лодки может привести к тому, что воздушная оболочка потеряет форму или вообще исчезнет. И тогда...

Тогда лодка вместе с экипажем на скорости в сотни километров в час ударится в настоящую стену из воды. А это - катастрофа!

-10

На рисунке сверху: «Ангелус». Пока полуфантастический проект гигантского подводного крейсера будущего. «Ангелус» стремительно помчится под водой благодаря эффекту суперкавитации.

ОТ ВИНТА!.. К РАКЕТНОМУ ДВИГАТЕЛЮ

Остается и главный вопрос - какой двигатель заставит мчаться с немыслимой скоростью подводную лодку будущего?

Очевидно одно: старый добрый гребной винт здесь не подойдет. «Ни одна из технологий, применяющихся в сегодняшних торпедах, не может быть использована, - говорит Кам Нг. - Нужны новые двигатели мощные, небольшие по размеру и подходящие для использования в водной среде».

Подобно тому, как когда-то истребительная авиация перешла с турбовинтовых на турбореактивные двигатели, торпеды и подводные лодки нового поколения должны быть оснащены моторами, работающими на совершенно новых принципах. Например, российскую торпеду «Шквал» толкает вперед твердотопливный реактивный двигатель. Он очень похож на двигатель ракеты и при этом крайне взрывоопасен.

Другой вариант, правда, существующий пока только в проектах, - это гидрореагирующий двигатель. В нем горючую смесь для образования реактивной струи создадут алюминиевый порошок и морская вода.

«Можно также подумать о том, чтобы применять эффект суперкавитации для создания автоматических (необитаемых) мини-подводных лодок, - замечает Кам Нг. - Будет ли работать этот эффект с большими подводными судами, пока непонятно. Размер до сих пор остается ключевой проблемой».

Возможно, нам еще долго придется ожидать появления скоростных подводных кораблей, использующих эффект суперкавитации. А вот надводные суда, в которых применяется этот принцип, могут получить распространение в ближайшие годы.

«Русские уже придумали и сконструировали скоростные корабли, применяющие суперкавитацию. Корпус этих кораблей «вентилируется», то есть покрывается слоем воздушных пузырьков, что позволяет снизить сопротивление воды и значительно увеличить скорость».

Некоторые исследователи полагают, что примерно к 2050 году картина подводных боевых операций сильно изменится.

Малошумные и тихоходные подводные лодки, скрытно подбирающиеся к цели, уступят место стремительным сверхскоростным субмаринам, поражающим противника сверхзвуковыми торпедами. Если такие суда будут приняты на Вооружение, морские сражения по напряженности и скоротечности приблизятся к воздушным боям. Правда, надо еще подыскать пилотов, которые согласятся управлять этими подводными ракетами.

О, это должны быть настоящие сорвиголовы!

КОНЕЦ ОЧЕРКА

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Как советский капитан 1-го ранга 30 лет назад очень точно предсказал технологию ведения нынешних войн

Почему американцы не вводят в строй свои новые авианосцы, хотя все сроки уже прошли многократно?

Как с треском провалилась новая военная доктрина США, которую 20 лет назад провозгласил президент Джордж Буш

Как в сентябре 2000 года американские военные катера проникли в Севастополь и произвели разведку базы российского ВМФ