Всем привет! После долгого затишья на канале мы снова готовы делиться с вами интересными материалами. На связи ваш несменный проводник по миру ретро-транспорта, @Troll&Bus, и сегодня у меня имеется для вас крайне актуальная тема для обсуждения.
В преддверии Пятого Международного транспортного фестиваля SPbTransportFest-2024, который пройдет уже через несколько дней, мне хотелось бы вспомнить, каким был минувший фестиваль, а заодно порассуждать на тему того, чего мы ждем от мероприятия в этом году. Поехали!
Для меня стало уже доброй традицией выпускать репортаж, посвященный ежегодному Петербургскому параду ретро-транспорта. Впервые я посетил его в 2021 году, и вот уже третий раз пытаюсь донести до читателей, почему это мероприятие заслуживает вашего внимания.
В 2023 году ретро-парад приурочили к 320-летию Санкт-Петербурга. По количеству транспортных средств никаких рекордов поставлено не было. Но причиной этому служит скорее та планка в 300 единиц транспорта, которую задал ретро-парад еще в 2021 году. Но с тех пор значительно выросло качество экспозиции и количество по-настоящему интересных экспонатов. О некоторых из них мы и поговорим. Начнем, согласно тематике канала, с автобусов.
Автобусы
Именно автобусное предприятие Санкт-Петербурга в лице СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является инициатором проведения ретро-парада еще с 2015 года, когда никаких модных названий "SPbTransport Fest" не было и в помине. Так что неудивительно, что автобусная техника является важнейшей частью экспозиции. Именно ее в "Пассажиравтотрансе" и в Retro Bus с особой тщательностью готовят к каждому фестивалю, ежегодно стараясь выкатить как можно больше новых интересных экспонатов на всеобщее обозрение.
Никакой ретро-парад не обходится без "Икарусов". В этот раз были представлены венгры на любой вкус. И сногсшибательный Ikarus 55 Lux, и стоматологический кабинет на базе Ikarus 630, и легендарная 200-я серия, а также более поздние модели в лице гармошки Ikarus 435 и междугородника Ikarus 253.
На фото ниже Ikarus 260.37 1989 года выпуска. О нем я уже когда-то рассказывал в других статьях. Этот автобус был последним линейным Икарусом 260 в Санкт-Петербурге. Он работал на городских маршрутах аж до 2010 года.
На следующем фото наш старый знакомый - Ikarus 280.03, о котором у меня выходил отдельный материал на этом канале. Автобус и по сей день чувствует себя прекрасно и каждые выходные работает на нашем маршруте Т2.
Компанию гармошке 200-й серии составил куда более редкий сочлененный автобус Ikarus 435.05A 1993 года выпуска. Автобус получил статус музейного еще в 2011 году. С 2015 года в Автобусном парке №2 начались работы по реставрации. И шли они очень долго по причине отсутствия некоторых комплектующих. Увы, как и в прошлом году, автобус не смог покинуть место старта. Уже который год ему не удается выступить на параде. Хорошо хоть, что была возможность посмотреть на него в статике на Морской набережной.
ЛиАЗ-677, наряду с Икарусами 200-й серии - это еще один символ современного музейного автобусного движения. На параде, как всегда участвовала машина с бортовым номером 8081, о которой я уже рассказывал на этом канале.
Компанию 677-му составлял его преемник - ЛиАЗ-5256.25 2002 года выпуска. Удивительно, но производство этой модели, выпускавшейся с 1986 года было завершено лишь в 2021 году. Правда, нужно отметить, что под конец автобусы поздних годов выпуска сильно отличались от ранних модификаций.
Ежегодным украшением парада является красавчик Robur LO 3000, в свое время прошедший дорогостоящую реставрацию в оригинальное состояние.
Одним из самых интересных участников Ретро-Парада стал ЗиС-8 1936 года выпуска из коллекции Евгения Шаманского. На парад автобус прибыл из города Королев. В отличии от весьма посредственных реплик ЗиС-8, которые катают экскурсии по центру Санкт-Петербурга от Исаакиевского собора, этот автобус полностью оригинальный. 15 лет назад он был найден в Ленинградской области в виде сарая. Но благодаря титаническому труду автобус был восстановлен в оригинальное состояние. Причем для восстановления использовалась оригинальная техническая документация из архивов Петербургского трамвайно-механического завода.
Во время парад с автобусом произошла небольшая поломка, в связи с чем на выставку на Инженерной улице он прибыл на эвакуаторе. Но в этот же день неисправность была устранена. В любом случае, подобные эксцессы вполне позволительны технике, возраст которой составляет аж 88 лет.
ЗиЛ-158В 1965 года выпуска - это гость из столицы. автобус принадлежит музею при ГУП "Мосгортранс" и еще с нулевых годов является частью музейным и имеет прозвище "Голубка".
Конкретно этот экземпляр произведен уже не на ЗиЛе, а на автобусном заводе в Ликино-Дулево, о чем непрозрачно намекает эмблема на решетке радиатора.
Помимо вышеописанных экземпляров, присутствовали и другие, не менее интересные автобусы. В очередной раз можно было увидеть гордость музея "Пассажиравтотранса" - ЗиС-155, который со времен прошлого парада заметно преобразился, став примером лучшей реставрации автобуса на заклепках в России. Были, разумеется, и машины Львовского автобусного завода. Их фотографии вы еще увидите в отдельной фотогалерее.
Также не могу не отметить, что с каждым годом на параде появляется все больше иномарок. В этом году колонна состояла из автобусов, выпущенных в Германии, Швеции, Турции и Южной Кореи. Так что с интернационализмом в автобусной экспозиции на ретро-параде также все было в порядке.
Еще одной чертой ретро-парадов, которая хорошо прослеживается из года в год является тот факт, что на нем все чаще можно увидеть большое количество относительно современных автобусов. Приятно, что уровень автокультуры в нашей стране потихоньку движется к тому, что даже 20-летние экземпляры автобусов начинают иметь определенную ценность. Самым молодым из них на мероприятии был трехосный Волжанин-6270.00, дебютировавший еще на прошлогоднем параде. Забавно, что еще в 2020 году, эти автобусы ходили у меня в родном городе, а спустя несколько лет я смотрю на него в качестве музейного экспоната.
Грузовики и спецтехника
Грузовые автомобили всегда были не самой многочисленной категорией транспорта на ретро-параде. Но зато каждый экземпляр крайне интересен и заслуживает особого внимания. Вот, например, буксир по прозвищу "МАЗЗИЛА". Это парковый тягач, собранный еще в 70-е годы сразу из нескольких грузовиков. Его официальное название "Буксир-803"
Если на прошлой фотографии был "МАЗЗИЛА", то ниже вы можете увидеть МАЗ и ЗиЛ уже по отдельности. Это легендарный тягач МАЗ-500 и не менее легендарный самосвал ЗиЛ-130. ЗиЛ-ММЗ-4502 (а именно так звучит его полное название) - не музейный экземпляр, он до сих пор периодически труди тся на территории Автобусного парка №2. К параду его немного примарафетили.
Передвижная флюорографическая установка на базе чехословацкого грузовика Praga V3S уже не первый год является участником ретро-парада. Визуально, конечно, машина выглядит потрепанной, но такой уникальной технике это простительно. Возможно однажды мы сможем увидеть ее в отреставрированном виде
Впервые на ретро-параде появился европейский грузовик, выпускаемый в период 80-90-х годов. Я в целом неравнодушен к европейской технике этого периода, будь то легковые автомобили, автобусы или грузовики (даешь на ретро-параде в 2024 году Mercedes-Benz SK, MAN F2000 и Scania 3-й серии).
На фото изображен Volvo F16 1990 года выпуска. Он принадлежит пенсионеру из Санкт-Петербурга, большому фанату марки Volvo. Из своего грузовика он сделал некий храм, посвященный истории грузового подразделения шведов. Подробно об этом грузовике уже рассказывали в Авторевю (увы, статья под пэйволлом) .
Помимо грузовых автомобилей на фото, также были представлены другие тягачи и самосвалы, а также автоцистерны и вездеходы. Их я покажу отдельно в одной из фотогалерей, которые будут выпущены чуть позже.
Легковые автомобили
Перехожу к теме, которая действительно задевает меня за живое. Мое увлечение легковыми автомобилями идет из самого глубокого детства, и даже моя любовь к автобусному транспорту не может ее перекрыть. Так что автомобильные познания у меня достаточно обширные, для того, чтобы рассказать вам о некоторых участниках выставки.
На Морскую набережную я прибыл достаточно рано, в это время участники только начали подтягиваться. Сразу же издалека я заметил ярко-красное пятно, в виде VW Golf Country. Это автомобиль Андрея, нашего хорошего товарища, которого вы можете знать по ведению телеграм-канала "RetroBus: непосредственный впрыск", а также по огромному количеству интереснейших статей на сайте drive2.ru и не только.
Гольф Кантри на сегодняшний день - зверь краснокнижный. Поэтому приятно видеть его в таком состоянии. Сам по себе автомобиль по-настоящему уникальный. Кузов VW Golf II установлен на раму и обвешен всеми атрибутами настоящего внедорожника, в виде фендеров, кенгурятника и запасного колеса.
С этого необычного гольфа я хотел бы открыть тему культуры янгтаймеров, которая с каждым годом набирает обороты. Лично я являюсь приверженцем автомобилей эпохи 80-90-х уже лет десять, так что для меня их ценность уже давно понятна. Но вот само явление для нашей страны достаточно новое. В том же 2021 году я помню, как ходил по выставке транспортного фестиваля и удивлялся самому факту наличия автомобилей этой эпохи на этом мероприятии. А спустя два года это уже воспринимается чем-то обыденным.
На сегодняшний день, любители автомобилей эпохи 80-90-х активно образуют клубы по интересам. Сам я знаю несколько автоклубов в СПб, посвященных именно янгтаймерам. И это не может не радовать. Возможно наступит момент, когда на ретро-фестивалях эти автомобили будут занимать не меньше места, чем уже немного приевшиеся Жигули, Волги и Москвичи (не в обиду их владельцам).
Сейчас я уже не удивляюсь, когда вижу культовый 124-й Мерседес на выставке ретро-транспорта.
Но вот когда я вижу его во всех четырех видах кузова, то это не может не поразить. Универсал, седан, купе и кабриолет в одном кадре - это мощно! Причем, два из них поздних годов выпуска, а два дорестайлинговые. Респект владельцам этих автомобилей за такую коллаборацию.
И если седан и универсал выполнены в полностью стоковом виде. То вот купе и кабриолет щеголяют модными AMG-дисками и обвесами. Разумеется, все улучшения выполнены в рамках эпохи.
Помимо, Мерседесов, нередким гостем на транспортном фестивале стала Ауди. В 2023 году было аж три Audi 100 в кузове C3, в народе их еще зовут сигарами.
Прелесть этих Ауди в том, что они позволяют легко приобщиться к автокультуре. За 200-300 тысяч рублей вы можете приобрести автомобиль в очень достойном состоянии, который будет уместен на любой ретро-выставке. И при этом вы можете спокойно эксплуатировать его в наши дни, как повседневный автомобиль. Запчасти все еще доступны, а управлять ими куда легче, чем теми же Волгами и Москвичами.
Так что входной порог в автокультуру янгтаймеров достаточно низкий. Что, в общем-то ей только на пользу. Но если вы решили, что это "культура для бедных", то вас в этом может разубедить очень стильный кабриолет SAAB 900 OG 1992 года выпуска. Это отнюдь недешевое авто, которое сейчас с трудом можно представить в качестве автомобиля на каждый день. Однако, каждая поездка на нем дарит такие эмоции, что они с лихвой компенсируют потраченные средства на его обслуживание и хранение.
Tatra 700 и 613 технически являются янгтаймерами, с учетом года их выпуска, но по факту - эти автомобили стали уникальными уже очень давно. Сейчас это скорее музейные экспонаты, которые можно увидеть исключительно на мероприятиях, посвященных ретро-автомобилям.
Но не янгтаймерами едиными жив человек. Среди иномарок присутствует и полноценная классика. Например, на фото ниже вы можете видеть британский родстер MG MGB 4-поколения, выпущенный в далеком 1975 году. За ним стоит не менее классический Mercedes 230e W123 1984 года выпуска.
В этот раз, я как-то обошел вниманием американскую классику. Но поверьте на слово, она там была. В подтверждение предоставляю кусочек роскошного Cadillac Fleetwood.
Разумеется, среди легковых автомобилей, больше всего на параде было советской классики. Множество 24-х и 21-х "Волг", нескончаемые ряды "Жигулей", десятки разновидностей "Москвичей". И два года подряд я исправно фотографировал их, собрав немаленький архив. В этом году я решил, что мне хватит и тех кадров, что имеются в архиве. Поэтому фотографий отечественных автомобилей в том материале будет совсем немного.
Раскраска советских автомобилей милиции - это отдельный вид прекрасного.
Чем всегда радовал транспортный фестиваль, так это состоянием вазовской классики. Казалось бы, еще недавно это были ничем непримечательные автомобили. Но когда ты смотришь на их глянцевые кузова, хромированные бампера, молдинги и прочее, то душа радуется.
В отличии от "Жигулей", "Москвич" уже давно перешел в разряд автомобилей выходного дня. Так что для них участие в подобных ретро-парадах - это основной род деятельности. Хотя находятся энтузиасты, которые продолжают ездить на "Москвичах" каждый день.
Кроме легковых автомобилей было также несколько пассажирских фургонов от разных производителей. На фото ниже вы можете увидеть VW T1, а слева от него стоит "РАФик".
Две польских Нысы. Когда-то - повод для насмешек. Сейчас - полноценный ретро-автомобиль.
Завершая рассказ о легковушках, хочу продемонстрировать несколько фотографий с Инженерной улицы. Ввиду количества народа, которое там было, снимать что-либо не представляется возможным, так что мне удалось сделать лишь несколько кадров.
Парад ретро-транспорта
По традиции между выставками на Морской набережной и Кленовой улицей в 12 часов проходил ретро-парад. По договоренности гости выставки могли сесть в один из автобусов и проехать в колонне парада. Я ежегодно промышляю подобным и в этом году решил поехать на немецком автобусе стандарта VöV - MAN 192 SL200.
Хочется отметить, что в этом году маршрут ретро-парада был организован очень грамотно. Сам маршрут немного сократили по сравнению с прошлым годом. Были привлечены сотрудники ДПС, предоставляющие колоннам зеленый коридор. Так что обошлось без стояния в пробках, что не может не радовать.
Завершился парад у Михайловского замка, после чего технику начали расставлять по местам. Вообще, организаторам необходимо пожать руку за их способность контролировать то огромное количество процессов, которое происходит на транспортном фестивале
Выставка инновационного транспорта
Если честно, не хотел затрагивать в этой статье выставку инновационного транспорта, но в 2023 году было такое количество новинок, что о них нельзя не рассказать. Как вы знаете, в начале 2022 года произошли всем известные события, и никто не представлял, что будет происходить с отечественной промышленностью дальше. На транспортном фестивале 2022 года практически не было никаких новых премьер. Но 2023 год показал, что будущее у отечественного автопрома есть, пускай местами и не такое, которое бы нам хотелось.
Вологодское машиностроительное предприятие "Транс-Альфа" на фестивале 2023 года представила новый сочлененный Электробус "Орион". Учитывая, что в России существует лишь два сочлененных электробуса (ПКТС-6245 "Пионер и КАМАЗ-6292), то премьера такой машины не может не вызывать интереса. Но вот когда мы дождемся их в серийном производстве - вопрос открытый.
В этом году подсуетился Volgabus, представив сразу несколько новых машин. Во-первых, это уже знакомый нам 12-метровый городской автобус Volgabus-5270.G2 (CNG), но уже с рестайлинговой маской, которую ранее мы могли видеть на электробусах этого производителя, а также на автобусе среднего класса.
Но бог с ним, с рестайлингом. Волгабас впервые за свою историю представил троллейбус! Называется он Volgabus-5270T «Пересвет». Вообще интерес автобусных производителей к троллейбусам не может не радовать. До этого троллейбус на базе своего автобуса уже представлял КАМАЗ. Возможно - это говорит о том, что несмотря на то, что в 2020 году была уничтожена самая большая троллейбусная сеть в мире (я, разумеется, про Москву), у троллейбусов в России есть будущее и оно вполне себе светлое.
Троллейбусы в России сейчас, можно сказать переживают ренессанс. На фото ниже изображена Синара 6254 производства «Челябинский завод городского электрического транспорта» (ЧЗГЭТ). Это не совсем новинка, троллейбус появился еще в 2022 году. Но в 2023 началось его полноценное серийное производство. На данный момент выпущено уже более 70 троллейбусов. Здорово, что количество производителей троллейбусов в нашей стране увеличивается
На фото ниже еще один троллейбус. Но производитель всячески избегает этого слова, называя ПКТС-62181 «Генерал» электробусом с комбинированной зарядкой. Он создан на базе троллейбуса "Адмирал", серийно выпускаемого с 2020 года.
Новый ПАЗ Citymax 9 мы видели и в прошлом году. А впервые он был показан еще в сентябре 2021 года. С того момента он никак не изменился. Зато с 2023 года он активно поставляется в регионы. Правда, цена очень сильно выросла с момента его анонса. Но это не проблема конкретно "Ситимакса", а в целом рынка пассажирского транспорта в нашей стране.
Лазурный цвет "Ситимакса 9" намекал на то, что такие автобусы могут появиться и в Санкт-Петербурге, но прошел год с момента выставки и ни одного "Ситимакса" в СПб так и не появилось.
Кроме техники отечественного производства, на выставке можно было увидеть и белорусские автобусы и грузовики. Одним из них стал перронный электробус МАЗ 271Е01.
А вот "новинки" среди отечественных легковых автомобилей, представленные на фестивале, отнюдь не порадовали. Электромобиль "Москвич 3е", который представляет собой китайский кроссовер JAC JS4 с переклеенным шильдиком. Бейдж-инжиниринг в действии.
Рестайлинговая Лада Веста, впервые показанная в феврале 2022 года, на тот момент казалась отличным обновлением успешного автомобиля. Но события 24 февраля внесли свои коррективы. В итоге до конвейера автомобиль добрался только спустя год, лишившись множества функций, автоматической коробки передач, а также 16-клапанных моторов 1.6 и 1.8. В 2024 году Весте вернули 16-клапанные моторы и автомат, но цены на нее уже совсем не так демократичны, чем несколько лет назад.
На этом мой обзор выставки заканчивается. Возможно кто-то заметил, что я не рассказал ни о ретро-трамваях, ни о ретро-троллейбусах, которые также являются важной частью выставки. Но, во-первых, все-таки у нас канал "Ретролайн" и электротранспорт не совсем соответствует нашей тематике. А во-вторых, снимать на Кленовой улице троллейбусы и трамваи было весьма проблематично ввиду огромного количества народу на выставке.
В преддверии SPbTransportFest-2024...
Теперь же мне хотелось бы немного поразмышлять о том, чего мы ждем от грядущего SPbTransportFest-2024, который будет проходить с 16 по 18 мая.
От СПб ГУП "Пассажиравтотранс" ожидается много так называемых янгтаймеров из мира автобусов. Пройдемся по каждому из них по отдельности. Начну, наверное, с одной из самых интересных будущих премьер - ВМЗ-4252 «Олимп». Он имеет интересное прозвище "автобус-оборотень". А все потому, что он разделяет кузов с троллейбусом ВМЗ-5298.01 «Авангард». А под троллейбусной оболочкой скрываются шасси и агрегаты от КАМАЗа.
Конкретно этот экземпляр прибыл в "ПАТ" прошлой осенью в крайне удручающем состоянии, которое вы можете видеть на фото ниже. Но команда музея выполнила колоссальную работу по восстановлению автобуса и уже на этой неделе вы сможете увидеть его во всей красе.
Еще одним автобусом, который недавно был подготовлен к участию в ретро-параде, стал Jelcz 120M польского производства. Что интересно, он, как и "Олимп" связан с производством троллейбусов в России. Но в случае "Ельча" уже на его основе изготавливали троллейбусы Nordtroll-120МTr. Делали их в Архангельске и в моем родном городе Владимир. Экземпляр на фото ниже работал в Санкт-Петербурге с 1997 года, а в музей попал в 2010 году.
Еще недавно автобусы МАЗ-103 в больших количествах работали на маршрутах Санкт-Петербурга. А теперь ранние машины можно увидеть в качестве музейных экспонатов. Одна из них на фото ниже - это МАЗ-103.040 1999 года выпуска. Он, к слову, принимает участие в ретро-парадах с 2015 года, но последние несколько лет не выезжал. И вот в 2024 году у нас вновь имеется шанс увидеть его. На фото ниже ему еще наводят марафет, но будьте уверены, что к 18 мая автобус будет выглядеть, как новый.
Волжанин-52701 2001 года выпуска с 2016 по 2021 год использовался в качестве учебного, но при этом однажды уже успел принять участие на ретро-параде. На данный момент машина получила полноценный статус музейного автобуса и в этом году появится с посвежевшим внешним видом.
В 2017 году из Кингисеппа в обмен на ЛиАЗ-5256 в Петербургский музей автобусов привезли Ikarus 263.10 1997 года выпуска. Он 7 лет ждал своего часа и вот, наконец, в этом году он должен дебютировать на ретро-параде. На фото, сделанном в конце апреля, можно увидеть, как его буксируют в покрасочный цех.
Кроме, относительно современных автобусов, "ПАТ", разумеется, привезет и более возрастные ретро-автобусы, среди которых есть абсолютно уникальные экспонаты. И Петербургский парад ретро-транспорта - это исключительная возможность увидеть их в движении. Так что не забудьте отметить у себя в календаре 18 мая, если еще не сделали этого.
Музею «Горэлектротранса» также есть чем порадовать любителей ретро-транспорта. В этом году был отреставрирован грузовой трамвайный вагон ГМ-33 № 4435 по прозвищу "Американка".
Кроме ретро-техники из Петербурга, ожидаются гости и из других городов. Как правило, большая часть из них приезжают из Москвы и Московской области. Из столицы, к примеру, поедут наши друзья из "МосРетроТранс" на своем шикарном Ikarus 250. Причем если вы живете в Москве, то к ним можно присоединиться и поехать в качестве пассажира.
Что касается легковых автомобилей, то в этом году я жду значительное увеличение количества янгтаймеров, выпущенных с 1980 по 2000 год. В этот раз целый ряд моих знакомых планирует приехать на своих не слишком старых, но крайне интересных автомобилях европейского производства. Я и сам буду принимать участие на своем SAAB 9000 CDE 1996 года выпуска, так что подходите поздороваться ;)
Сложно сказать, побьет ли этот ретро-парад по количеству транспортных средств прошлогодние парады, поскольку и на них собиралось больше 300 единиц. Все-таки локация для проведения не безгранична. Но однозначно, по качеству наполнения есть все шансы превзойти мероприятия прошлых лет. Ну а что касается вопросов организации, то и в прошлом году было все на высшем уровне. В этом году достаточно сделать не хуже. Трассу маршрута оптимизировали, так что встать в пробку колонны не должны.
А на этом у меня все. Приятно было вспомнить прошлогодний SPbTransportFest-2023, но еще приятнее думать о том, что буквально через несколько дней состоится новый. До встречи на ретро-параде!