7 апреля бандиты похитили координатора партии «Ливанские силы» (ЛС) Паскаля Сулеймана. Поскольку речь идёт об известном политике и члене руководства крупнейшей партии ливанских христиан, расследованием занялась не бессильная полиция, а армейская разведка. На следующий день тело Сулеймана было обнаружено в сирийском городе Хомс. Разведка сообщила, что политик стал жертвой банды сирийских автоугонщиков – район, где он был похищен известен тем, что там сирийские преступники угоняют машины, и переправляют их в Сирию.
Однако в дестабилизированном, охваченном ожиданием скорой войны Ливане в сирийский след поверили не все. Не поверили члены ЛС – потому, что Сулейман был твёрдым противником «Хезболлы», фактически контролирующей Ливан. Тот факт, что бандиты вывезли похищенного в Сирию, а не выбросили на обочину, усиливает недоверие к официальной версии – зачем тащить похищенного через границу? С версией об автоугоне это вяжется плохо.
Хотя в то, что исполнителями убийства были сирийцы, сторонники ЛС поверили сразу: начались нападения на сирийцев на улицах, избиения, поджоги машин с сирийскими номерами, погромы принадлежащих сирийцам магазинов. Ненависть ливанских христиан к сирийцам объяснима: в 5-миллионном Ливане скопилось до 2,2 млн. сирийских беженцев, многие из которых вовлечены в преступную деятельность. Ливанцы, вне зависимости от религиозной принадлежности, недовольны тем, что сирийцы отбирают у них рабочие места. А христиане не забыли гражданскую войну 1975-90 гг., в которой сирийцы воевали против них на стороне левых и мусульманских сил, и сирийскую оккупацию 1990-2005 гг.
Лидер «Хезболлы» шейх Насралла опроверг любую связь «Хезболлы». «После его [Сулеймана] похищения партии и телеканалы пришли к выводу, что его похитила «Хезболла». Мы услышали слова, которые напоминают нам о гражданской войне», - заявил он. Премьер-министр Наджиб Микати (мусульманин-суннит) осудил убийство и выразил соболезнования его семье и ЛС; при этом он призвал христиан «проявить самообладание и мудрость, а не поддаваться слухам и эмоциям». Разведка, в свою очередь, оперативно арестовала семерых сирийцев, и выдвинула им обвинения в похищении и убийстве.
Но ЛС настаивают на том, что Сулейман подвергся нападению из-за политических взглядов, и, хотя и не напрямую, обвиняет в этом «Хезболлу». Итоги армейского расследования представители ЛС называют «бессвязными» и «непоследовательными». Активисты партии напоминают о гибели члена руководства ЛС Элиаса Хасруни год назад: тогда было объявлено, что он погиб в автокатастрофе, но выяснилось, что он был убит. Преступление не было расследовано. Хасруни, как и Сулейман, был противником «Хезболлы». ЛС настаивают, что расследование убийства Сулеймана должно быть «ясным, прозрачным, публичным, откровенным и точным с указанием деталей и обстоятельств». «Пока результаты этого расследования не будут обнародованы, мы будем считать, что Паскаль Сулейман стал жертвой политического убийства», - говорится в заявлении ЛС.
Сторонники ЛС в знак протеста перекрыли автомагистраль в районе Джбейля – места, где был похищен Сулейман.
В напряжённой, наэлектризованной ситуации, в которой находится Ливан с начала трансграничной войны этой группировки с Израилем, убийство политика может спровоцировать цепь серьёзных последствий. Хотя израильская армия проводит ограниченные военные операции в Ливане, стараясь не затрагивать гражданские объекты, урон от войны для Ливана немалый: около 100 тысяч гражданских лиц покинули свои дома в Южном Ливане.
В последние недели христианскую общину взбудоражили события вокруг христианского посёлка Рмейш в Южном Ливане. Так боевики «Хезболлы» попытались выпустить ракеты по Израилю прямо из посёлка, но были прогнаны вооружёнными жителями. После чего в его окрестностях ракета, выпущенная неизвестными, поразила джип с сотрудниками ООН. «Хезболла» обвинила в трагедии Израиль, а местные христиане – «Хезболлу».
В Израиле постоянно напоминают, что, если «Хезболла» не отведёт свои силы от границы и не прекратит обстрелы, израильская армия обрушится на Ливан всеми силами, в результате чего пострадает отнюдь не только «Хезболла». Рисуя будущее Ливана в случае войны, израильтяне обещают, что Ливан будет «отброшен в каменный век», «стёрт с лица земли» и вообще «прекратит существование». Ливанцы, видя кадры из сектора Газа, отлично представляют себе, как это будет выглядеть.
Христиане правили Ливаном с момента получения им независимости в 1946 г. и до 1975 г., когда страна распалась на воюющие лагеря. Справедливо ли это было – вопрос отдельный (на первом этапе независимости, скорее, справедливо, поскольку христиане составляли большинство населения). В те годы Ливан был богатой и благополучной страной – его называли «ближневосточной Швейцарией». Вмешательство иностранцев – сначала палестинцев, а затем сирийцев, и, наконец, Израиля – разрушили Ливан, превратив его в поле бесконечной битвы между отрядами религиозных общин и иностранных армий.
Теперь ливанцы наблюдают продолжение той же истории: «Хезболла», союзница Сирии и Ирана, воюет с Израилем, а страдают простые ливанцы. Причём христиане не имеют отношения ни к «Хезболле», ни к Израилю, не сочувствуют палестинцам (с ними они воевали), и не желают страдать из-за чужих разборок на своей земле.
ЛС – не просто партия. Она создана бывшими боевиками христианской милиции, носившей то же название, и воевавшей с палестинцами, сирийцами, коммунистами, друзскими социалистами и «Хезболлой». Её возглавляет Самир Джааджаа – легендарный командир христианских боевиков: для значительной части ливанских христиан он – эпический герой. На парламентских выборах 2022 г. ЛС доказала, что является сильнейшей и самой популярной партией среди ливанских христиан.
После поражения в гражданской войне и установления сирийского контроля над Ливаном все партийные и религиозные группировки, включая ЛС, были вынуждены сдать тяжёлое оружие. Но для «Хезболлы» было сделано исключение: она была объявлена защитницей Ливана от Израиля. В результате организация сосредоточила в своих руках огромную власть, и правительство Ливана фактически зависит от неё. Имея 100-тысячные вооружённые силы и тяжёлое оружие, «Хезболла» значительно превосходит по мощи ливанскую армию.
Религиозные общины, кроме шиитской, такая ситуация не устраивает. Ужасающий экономический кризис, терзающий Ливан, они связывают с непомерным влиянием «Хезболлы». А в последние годы на это недовольство наложилась трансграничная война, и изматывающее ожидание «большой» войны, после которой ливанцам обещают наступление каменного века.
Лидер другой христианской партии «Катаиб» («Ливанские фаланги», тоже участвовавшие в гражданской войне против палестино-сирийско-коммунистического блока), депутат Сами Жмайель, связался с Самиром Джааджаа, выразил солидарность с ЛС и пообещал координировать с ней действия своей фалангистов.
ЛС и другие христианские партии, разумеется, не собираются начинать гражданскую войну с "Хезболлой" - для этого у них нет сил и оружия. Но есть политическое влияние, и гибель Сулеймана способствует консолидации активизации ливанских политических сил, противостоящих «Хезболле», и усилению давления на эту группировку. Что сильно ухудшает её положение в преддверии войны с Израилем, которую многие эксперты считают неизбежной.