Благодаря питерскому букинистическому магазину “Академия” мне удалось раздобыть перестроечную книгу Гарены Красновой “Кино ФРГ”, посвященную развитию западногерманского кинематографа, начиная с падения Третьего рейха и заканчивая современными для автора 1980-мы годами. Разумеется, большое внимание уделено “новому немецкому кино” (Херцог, Фассбиндер, Вендерс и прочие), но в настоящий момент меня особенно привлекло описание обстановки в культурной жизни весны-лета 1945-го года, а также тенденции немецкого кино в начале 1950-х.
Краснова представляет читателю следующую панораму:
“В первые послевоенные месяцы духовный голод был так же силен, как и голод физический. Но кто мог утолить его? Лежала в руинах студия УФА. Ее ведущие сотрудники либо находились в эмиграции, либо скомпрометировали себя сотрудничеством с гитлеровским режимом. Возвращавшиеся с фронта и из эмиграции писатели лишь обдумывали свои послевоенные произведения. И только деятели театра были готовы немедленно откликнуться на страстное стремление своих соотечественников к общению с искусством. <…> Театральные группы, кружки и кабаре размещались в подвалах полуразрушенных зданий, в холлах гостиниц, в больницах и школах, на заброшенных виллах нацистских бонз. <…> Актеры рекрутировались из страстных поклонников искусства, которые имели порой лишь самые общие представления об основах актерского мастерства. Но энтузиазмом и творческим порывом компенсировались все огрехи профессионального исполнения”.
Любопытно, что театр проявил тягу к настоящему партизанскому искусству, в то время как кино значительно отставало по производственным причинам. Но проходит несколько лет, и на возрожденной студии УФА снова начинают стрекотать двигатели кинокамер. Впрочем, при помощи этих камер в основном строили воздушные замки:
“… жизнь с ее реальными конфликтами и проблемами шла где-то вдали от стерильных ателье УФА, <…> … лишь некоторые из фильмов той эпохи обращались к событиям фашистского прошлого Германии. Однако и эти ленты не были нацелены на критический анализ истоков трагедии немецкого народа. “Щадя” чувства своих сограждан, режиссеры предпочитали рассматривать прошлое с чисто психологических позиций. <…> режиссеров интересует чисто человеческий подход к проблеме. Этот девиз вызвал большое одобрение общественности и прессы. Однако за ним скрывалась полнейшая неспособность изобразить человека в его взаимосвязях с обществом, государством, политикой, войной. Чисто человеческое оказалось хорошим прикрытием для режиссеров, которые не хотели ясно и недвусмысленно показать свое отношение к времени и обществу”.
Интересно, как увлечение чистым психологизмом в режиссерской профессии может играть роль своеобразной социальной ширмы. Впрочем, иначе и быть не могло, учитывая, что в немецком кино остались и спокойно работали персонажи вроде Файта Харлана, нацистской звезды кинорежиссуры.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!