Маленькая, но очень гордая, а местами и крайне вредная автономная область Гагаузия готовится к военному конфликту с Молдавией, в состав которой пока еще входит. Об этом прямо заявила глава региона Евгения Гуцул. Она не исключает, что ради удержания у власти Майя Санду пойдет на любое преступление, включая и геноцид гагаузского народа. А потому надо действовать на опережение.
Гагаузы не боятся, а жалеют братьев-молдаван, которым выпала такая нелегкая доля. А именно – стать рабами ситуации, заложниками для отправки страны пинками в объятия Европы. Огромная, если сравнивать регионы со столицей, часть молдавского населения не желает никуда вступать и ни к кому присоединятся. Они мыслят по принципу «моя хата с края», и ни за что не возьмут в руки оружие, чтобы отстоять свое мнение в честном бою.
Молдавский суверенитет стал мифом, который существует лишь в умах престарелых политиков. Санду перестала скрываться и активно топит за присоединение к Румынии, причем на вассальных ролях. Это дает стране автоматическое членство в НАТО и ЕС, что не сулит ничего хорошего. А особенно – в свете полномасштабного конфликта вблизи границ этих территорий. Маловероятно, что следующее столкновение сил РФ и НАТО произойдет именно на молдавских землях, но и полностью исключать такого развития нельзя.
Румыния, к слову, вовсе не горит желанием присоединять к себе Молдавию. По крайней мере, в текущий исторический период, который характеризуется высокой опасностью и напряженностью в регионе. Потому что для большой Румынии вся Молдавия просто очередной и весьма проблемный регион, польза от него будет поступать мизерная, если не убыток вовсе. А вот проблем можно огрести сразу и немалых, начиная от ссоры с Гагаузией, затем с Россией и вдобавок Турцией.
Анкаре нет резона отправлять войска через Черное море, но извлечь свой гешефт из сложившейся ситуации она может. Выступив против Румынии, турки могут получить статус «миротворца» и «спасителя народов», что и лестно, и выгодно в геополитической игре. Дело в том, что оккупация Румынией Молдавии или даже добровольное присоединение одной страны к другой означает конец молдавской идентичности. Это даже Санду не скрывает, напротив, гордится этим.
Гагаузы опираются на исторический опыт, еще довольно свежий, который рисует из румынских властей оккупантов и только. В автономии уверены, что расстанутся со своим статусом, и со своим языком, а также впадут в кабальную финансовую зависимость от Бухареста. Поэтому в недавнем интервью глава региона прямо заявила, что в случае присоединения Молдавии к Румынии, она собирает гагаузов и отчаливает от этой прогнившей лоханки в светлое будущее. Самовольно выйдет из состава Молдавии и, если повезет, станет частью Приднестровья или сразу России.
Самое интересное, что с точки зрения мирового правосудия у Гагаузии есть полное право так поступить. Потому что еще в начале 90-х годов между столицей страны и автономией был заключен договор, по которому Гагаузия выходит из состава Молдавии, если та утрачивает суверенитет. В 2014 году специально провели референдум, на котором 96% гагаузов подтвердили, что лучше быть под пятой Москвы, чем Бухареста. И вот момент истины уже близок.
Попытки решить «гагаузский» вопрос силой приведут к тому, что Молдавия точно погрузится в пучину конфликта, чего никто не хочет. В стране наверняка разразится гражданская война, потому что никому не захочется повторить незавидную участь Гагаузии. А если смотреть на факты, то военная сила Молдавии не столь велика, чтобы гарантировать властям победу. Расчет Санду был на то, что сначала перейти на сторону Румынии, а уже потом на штыках НАТО вернутся домой и начать творить репрессии. Пока не выходит.