Люди – групповые существа. Без группы нам никуда. Полное одиночество – удел немногих. Не факт, что им в таком состоянии комфортно. Большинство предпочитает иметь семью, друзей и приятелей по интересам. Чтобы можно было с кем-то поговорить, куда-то вместе сходить, принести доход какой-нибудь кафешке, расслабленно выпить и закусить, поделиться волнующей информацией, мыслями, чувствами и эмоциями, переживаниями, радостями, спросить совет, получить поддержку. Если такой возможности совсем нет, человеку плохо. Что бы он при этом не говорил. Жизнеутверждающая риторика не должна нас вводить в заблуждение. Вне группы, представляющей собой иерархию, человек лишается статуса, роли, функциональности, образа, бытийной ценности. Без перечисленного у него возникают сложности с самооценкой, смыслами жизни, реализацией врожденных поведенческих мотиваций.
Серьезное внимание на принадлежность к той или иной группе, самореализации в них обращают дети и подростки. В группах устанавливаются иерархические отношения. Особенно этим любят заниматься подрастающие представители мужской части социума. Девочки в своей массе к этому относятся как-то поспокойнее, обращая больше внимание на выстраивание кооперативно-дружеских, доверительных отношений. Межличностные отношения в мужской среде носят отпечаток подчас весьма жесткой статусной борьбы, позволяют отрабатывать различные поведенческие программы. Все это происходит часто в игровой форме, содержащей совокупность чередующихся демонстраций дружелюбия и агрессивности. Как правило, молодежь стремится избегать прямых, серьезных столкновений. Ну, если уж совсем прижмет, тогда случается нападение на противника, который ужас как бесит, сильно-пресильно достал.
Подростковое поведение славится высокой степенью агрессивности. Жесткость иерархических отношений, их криминализация во многом определяется характером, темпераментом, воспитанием, жизненным опытом, культурными и интеллектуальными накоплениями, характеристиками нервной системы, рассудочностью лидера, членов составляющих костяк группы. Низкостатусные равняются в своем поведении на более статусных, берут с них пример, стремятся найти грамотные пути внутригрупповой адаптации. В группе формирующаяся личность учится подчиняться, подчинять сверстников, принимать внешнюю оценку своего поведения, обрабатывать ее, грамотно реагировать, выстраивать отношения с членами сообщества для решения различных задач по реализации своих потребностей и интересов. Знания и навыки, полученные в подобного рода взаимодействиях, запоминаются, становятся основой поведения человека.
Стоит сказать о том, что к сложившимся в группе отношениям дети и подростки относятся очень серьезно. Именно подростковая среда, наполненная всевозможнейшими взаимодействиями, позволяет получить бесценный опыт оценки своих способностей и возможностей, поучиться реализовывать свои лидерские качества, держать психоэмоциональный удар, анализировать поведение других, строить отношения для достижения поставленных целей, противодействовать преследованию. Оно показывает, что у подрастающего наследничка что-то не получается во взаимоотношениях со сверстниками. Это плохая новость. Нас никто не учит травить друг друга. Это работает врожденная поведенческая программа, подталкивающая преследовать слабых, больных, неординарных личностей. Дети и подростки чутко вычленяют в коллективе «белых ворон». Слабость, необычность настораживают, раздражают, вызывают желание преследовать, изгнать. Таким образом работает врожденный механизм защиты поведенческой нормы, освобождения группы от человеческого материала, ненужного в будущем для воспроизводства популяции.
Несмотря на весьма высокий уровень агрессивности подростковых отношений, нужно приложить немало усилий, чтобы довести дело до драки. В основном, конфликтная ситуация после череды взаимных угроз заканчивается отступлением слабейшего в контакте. Родители бывают очень недовольны, если все же чадо приходит домой с фингалами, кровоподтеками и царапинами. Особенно это бесит мам. И их можно понять. Вместе с тем, драки детей и подростков являются важнейшими элементами качественной социализации. Жесткий контакт помогает выработке адекватного социального поведения, проверяет и тренирует способность силовым путем отстоять в случае необходимости свои взгляды, интересы, отразить нападение противника на себя, членов своей семьи. Победитель повышает свой статус в группе, самооценку, чувствует себя «настоящим». Конечно, цивилизованные правила жизни такое поведение не поощряют. Но прошлое все равно в ряде случаев берет свое, принося удивительное удовольствие, притягивающее и ужасающее.
***
Спасибо за то, что посетили канал «Встречи с собой»!
Любви, удачи, счастья вам!
До новых встреч!