Найти тему
«Просвещение»

Конец учебного года: как вести уроки, если дети устали?

Оглавление

Уставать к концу учебного года — это нормально и для ребят, и для педагогов. Но если ребёнок может иной раз не выполнить домашнее задание или немного проспать первый урок, то у педагогов нет возможности расслабиться — надо бодрить и себя, и детей. Что могут сделать учителя, чтобы помочь школьникам благополучно дойти до торжественных линеек и убежать на каникулы, мы разбирались вместе с экспертами Школы великих открытий.

Своим опытом поделились:
- преподаватель русского языка и литературы Людмила Комиссарова;
- преподаватель истории и обществознания, тьютор Камил Мамедов;
- психолог Кристина Костина.

Обозначьте временные границы и требования для достижения определённого результата

Кристина Костина отмечает, что важным моментом в процессе обучения является планирование.

Учитель может:

1) Обозначить временные рамки событий, к которым нужно подготовиться.

Это могут быть контрольные проверочные работы по каким-либо темам, коллоквиумы, защиты проектных работ. «Понимание того, что какой-либо процесс не бесконечен, стимулирует всех людей выполнять свои обязательства более качественно и продуктивно», — поясняет эксперт.

2) Обрисовать градацию оценок

«Нужно максимально прозрачно и понятно объяснить, как учитель оценивает работу, чтобы ученик видел, какой уровень подготовки будет соответствовать той или иной оценке. Например, если ребёнка устраивает тройка, то он будет делать одно, если четверка — другое», — говорит Кристина Костина.

Продвигайте физическую активность

Физическая активность улучшает работоспособность мозга, поэтому, чтобы он не закипел, стоит выводить детей на прогулки на свежем воздухе.

«Очень полезно проводить уроки на природе, особенно в начальной школе! Там здорово заниматься творчеством, изучать литературу, языки, математику, о биологии и говорить нечего. Здесь важно, чтобы учитель видел предмет шире, не боялся и не ленился выходить за рамки программы», — говорит Людмила Комиссарова.

Adobe Stock
Adobe Stock

Сравните, что интереснее — разбирать стихотворение Афанасия Фета «Я пришёл к тебе с приветом…» в классе или выйти на улицу, посмотреть, насколько близки поэтические образы к жизни, повторить разные средства выразительности, придумывая свои эпитеты, метафоры, олицетворения, глядя на окружающий мир. Кажется очевидным, что второе.

Используйте нетрадиционные форматы обучения

Людмила Комиссарова уверена, что каждый учитель владеет нестандартными методами подачи материала, и важно об этом помнить.

Например, можно организовать на уроке:

  • образовательные настольные игры;
  • викторину по теме урока;
  • квест-расследование;
  • диспут.

Кроме того, бывает полезно выйти за пределы учебного класса и насладиться вместе с учениками музеями, мастер-классами, экскурсиями (лучше всего сразу закладывать это в календарный план). Подобные мероприятия могут проводить и сами дети — друг для друга. Эмоциональное подкрепление позволяет лучше усваивать и дольше сохранять в памяти полученную информацию.

«Во время изучения эпохи Перта I мы с детьми съездили на несколько дней в Санкт-Петербург и погрузились в его историю. Ребята заранее готовили доклады, посвящённые знаковым местам города — Эрмитажу, Петропавловской крепости и т.д., и сами проводили экскурсии. Практическая работа помогает детям перейти из фазы пассивного поглощения информации в активную», — делится опытом Камил Мамедов.

Учитывайте индивидуальные особенности учеников

Эксперты сходятся во мнении, что для гармоничного обучения школьников учителю необходимо подстраивать уроки под их индивидуальные особенности.

Камил Мамедов рекомендует:

  • составлять план урока глазами ученика, задавая вопрос, интересно в конкретный момент или нет;
  • делать небольшие перерывы, так как у современных детей концентрация внимания снижена, и они не могут слушать лекцию на протяжении долгого времени;
  • демонстрировать свою заинтересованность в теме урока, тогда она будет откликаться и детям.

Кристина Костина подчёркивает, что важно налаживать межличностные отношения между учителем и учениками (особенно когда последние находятся в подростковом возрасте), интересоваться их потребностями, заботами, проблемами, приглашать в диалог.

«Мы знаем своих детей, их сильные и слабые стороны. Индивидуальный подход здесь необходим. Кого-то можно мотивировать, а кого-то нужно просто оставить в покое... Главное — не навредить. Если понимать ребёнка, причины его усталости и нежелания учиться в апреле–мае, когда так много интересного, помимо учебы, то всегда можно откровенно и честно поговорить с родителями и вместе найти решение этого непростого вопроса», — говорит Людмила Комиссарова.

Напоминайте ученикам об ответственности

Все граждане России имеют право окончить 9 классов, но за правами следуют обязательства. Школьники должны следовать правилам поведения в учебном заведении, выполнять домашнюю работу, слушать учителя, не отвлекать одноклассников и пр.

«Важно напоминать ученикам об их ответственности за образовательные результаты. Всё, что происходит в школе и чем мы занимаемся, — это не прихоть учителя, это в том числе обязанность детей по получению основного образования», — поясняет Кристина Костина

Она рекомендует просить родителей обсуждать с детьми вопрос важности образования, разъяснять, почему оно нужно, что необходимо сделать для получения аттестата.

«Это станет для школьников неким мостиком на будущее. Дети в этом возрасте не задумываются о перспективе, она слишком далека для них. Задача родителей — показать её и объяснить, для чего ребёнок учится», — подчёркивает психолог.

Эксперты также отмечают, что если общее физическое или эмоциональное состояние ученика находится не в лучшей форме, то никакие методики и подходы не помогут. Поэтому важно вовремя проводить диагностику здоровья ребёнка, устранять авитаминозы и другие нарушения в соответствии с рекомендациями врачей, внедрять в семье здоровый режим сна, питания, отдыха и физической активности. В этом случае организм школьника будет более крепким, и он сможет меньше уставать от учёбы и других дел.