Найти тему
Реки и веси Лисы Леси

Храм для Солидных господ, храм-вокзал — нестандартные судьбы церквей Чайковского

Оглавление

Кому нужны были храмы в городе, родившемся после войны? В городе, обязанным своим появлением на карте строительству ГЭС, то есть, в городе молодых, энергичных строителей послевоенного коммунизма? Да, не на пустом месте вырос город, ну и что? Здешних староверов и прочих "одурманенных религией" в расчёт не брали: время пройдёт, сами вымрут. Единственная же церковь в селе Сайгатка, от которого пошёл город, ещё в 30-х была разрушена отцами тех строителей ГЭС.

Но только ничего в мире не бывает неизменным, и в конце 20 века, как и по всей России, на землю Чайковского стало возвращаться нестыдное право верить в Бога и жить церковной общиной. В 1988 году светские власти отдали под храм бывший купеческий дом в той Сайгатке. А в 2000-м...

Церковь Троицы Живоначальной в городе Чайковский

В 2000-м в Чайковском произошло то, что до сих пор могло произойти только в обратном порядке. В безбожное время храмы становились складами, конюшнями, зернохранилищами, керосиновыми лавками, а один красивейший собор — даже макетом плотины через Волгу. В Чайковском же вдруг превратился в церковь железнодорожный вокзал.

Железнодорожную ветку протянули сюда в 1957 году, ходил по ней единственный поезд Ижевск - Сарапул - Сайгатка. Так оно, собственно, до наших дней и осталось — электричка в один вагон и станция-тупик, только раньше с вокзалом, а теперь с церковью у рельсов. Я застала здесь время 90-х, когда вокзала уже не было, а церкви ещё не было.

-2

Была заброшка на одной из главных улиц Чайковского. Казалось странным, что проходное место никак не могут приспособить к чему-то полезному. Но то ведь 90-е: чехарда с долгами, собственностью, правопреемственностью. Здание забирал за долги банк, кому-то перепродавал… А, может, то были только слухи, потому что к РПЦ здание станционного вокзала перешло вроде бы непосредственно от Горьковской железной дороги.

А вот это интересно! Стоило залезть поглубже в источники, как вдруг в одной из возвышенно-духовных публикаций читаю:

Благочинный ... представил собравшимся на освящение новых колоколов Троицкого храма 90-летнюю прихожанку Евдокию, которая в своё время отдала все накопленные ею деньги на приобретение здания бывшего железнодорожного вокзала под православный храм. Сейчас она практически каждый день бывает в храме, не пропускает ни одну службу. Совсем недавно крестила в храме свою праправнучку. Вот на таких людях держатся наши храмы и вся православная Русь.
Церковь Троицы Живоначальной в городе Чайковский
Церковь Троицы Живоначальной в городе Чайковский

Увы мне, тут возвышенное для рассказа закончилось и пошло такое, что рассказывать уже не очень-то и хочется. Продолжаю лишь потому, что самый конец статьи будет добрым и чистым, смывающим грязюку с того, что отсюда и до…

Макет церкви Троицы Живоначальной в городе Чайковский (прямо во дворе храма)
Макет церкви Троицы Живоначальной в городе Чайковский (прямо во дворе храма)

Дело в том, что во время рождения этой церкви и вскоре после него начавшегося здесь же строительства одного из красивейших новоделов Пермского края — Георгиевского храма — в городе началось что-то мутное и совсем не светлое.

Не поделили между собой церковную власть священники, а городские СМИ позволяли себе написать, что церкви в бывшем купеческом доме и в здании вокзала и храмами-то назвать нельзя. Местечковые соревнования, кто круче, полезнее, богаче, щедрее за счёт своего предприятия, выливались из-под кабинетных ковров и церковных куполов. Каждая статья о продвижении строек и ремонтов, об установке на обеих церквях куполов и освящении их колоколов содержала один абзац о самом событии и пять абзацев о том, какие прекрасные люди решили, дали, "продавили коммунистов и выбили площадку", помогли бесплатно, основали фонд помощи, и всё это с громкими ФИО "больших людей" города, подчёркиванием должностей и званий, не забывая заключить:

Строим там, где это нужно людям. Ведь строительство храма — это не пиар, не конъюнктура. Это потребность души.
Прямо с брошюры из храма. Скромняги))
Прямо с брошюры из храма. Скромняги))

На кирпичиках Георгиевского храма "раб Божий Олег" (читай – губернатор), "РБ Виктор" (читай – Пермтрансгаз), "РБ Андрей" (читай – РСУ-6) и далее по списку. Когда чайковцы то ли узнали, то ли заподозрили, что "рабы божьи" взгромоздились и на купола, в чайковских сетях поднялась буря. Но кого волнует? Тёмный плебс. Для них, понимаешь стараются, душу кладут, да разве он оценит? Продолжаем, товарищи! На земле пиар и гордыня, а кирпичами и фондами, глядишь, дорога в рай...

Храм святого Великомученика Георгия Победоносца

Построили быстро, меньше чем за четыре года, при условии, что работы шли только в тёплое время. Храм красив и стоит в прекрасном месте, как и положено православному храму.

Расписывать стены приехала бригада иконописцев из Палеха. Красота получилась, слов нет!

Я не шла. Тогда я в этот храм не шла. Вся эта пиар-акция, мало имевшая отношения к Богу, отвращала. А подруга моя пошла, захотели они с мужем венчаться, прожив вместе уже немалое количество лет. Вот только как она пошла, так и вышла обратно: на этапе расспросов об условиях и правилах ей ни звука не сказали о катехизации (а с воцерковлённостью у неё было так себе, она бы точно согласилась), зато условием назвали обязательную покупку какого-то фолианта за 6000 р. Лет десять назад примерно дело было, а то и больше. Что именно за книга, она так и не уточнила. Капризная, вишь, условия не подошли, она молча и вышла. В храм попроще и вообще в селе, подальше от самого красивого новодела.

Храм святого Великомученика Георгия Победоносца в Чайковском
Храм святого Великомученика Георгия Победоносца в Чайковском

И я опять туда не шла. Приезжала в Чайковский, но не шла. До последнего возвращения в те края. И вот как не очень-то объяснимо раньше не шла, так в тот раз ноги сами повели. И было красиво. Мягко и благостно. И тепло. Про "именные купола" и не вспомнилось. И были такие… совершенно чудесные и душевные женщины при храме, что я теперь и слышать не хочу штамп о каких-то церковных бабках. Я этих бабок уже много лет не встречала, другие теперь люди на их месте. Вот такие, как в Георгиевском храме Чайковского. Хотя здесь вообще особенные, в обоих храмах, о которых я вам рассказала. Даже рассказать словами не могу, просто надеюсь, что светлых людей просто почувствовать можно, когда о них слышишь. Надо будет в следующий раз привезти им воды из реки Иордан…

Спасибо, что дочитали, дорогие мои и внимательные! Спасибо от души, что готовы читать обо всём, чем я хочу с вами делиться.

А всем моим читателям-мусульманам сегодня отдельные слова: пусть Аллаh примет ваши молитвы и добрые дела и дарует вам и вашим семьям радость и благословение в день Ид аль-Фитр (или Ураза-байрам, кто в России) и на весь год!