Позади остался первый квартал 2024 года, и уже можно подвести его итоги. Давайте смотреть, как чувствуют себя компании, работники и рынок труда в целом.
Но сначала немного статистики по году прошедшему, поскольку она показывает наметившиеся тренды.
В 2023 году:
1️⃣ По данным Русской Школы Управления (РШУ), почти половина компаний (49%) увеличила численность персонала. При этом в 29% из них штат расширен менее чем на 20%, в 18% — на 20-50% и в 2% — более чем на 50%. Сокращали сотрудников 16% работодателей: 13% - менее чем на 20%, 2% — на 20-50%, 1% — на более чем на 50%. В 35% опрошенных компаний численность персонала не изменилась.
2️⃣ Зарубежные компании стали чаще приглашать на работу россиян. Заметнее всего интерес к нашим соискателям вырос в таких странах, как:
- Туркменистан (22 приглашения в 2022 году и 301 в 2023-м, рост в 14 раз)
- Аргентина (104 и 744, рост в 7 раз за год)
- США (3,4 тыс. и 18,9 тыс., рост в 5 раз)
- Великобритания (252 и 1,2 тыс., рост в 5 раз)
- Греция (49 и 206, рост в 4 раза)
- Румыния (28 и 110, рост в 4 раза)
- Грузия (23,5 тыс. и 84 тыс., рост в 4 раза)
- Сербия (1 705 и 5 422, рост в 3 раза)
ОАЭ (6 161 и 18 366, рост в 3 раза).
В абсолютном выражении больше всего наши соотечественники получали приглашения на вакансии из Казахстана (142,7 тыс. приглашений), Белоруссии (106,3 тыс.), Грузии (84,1 тыс.) и Узбекистана (37,1 тыс.).
Эти цифры приводит сервис hh.ru.
3️⃣ Увеличилась текучка кадров. В 50% компаний её уровень в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом, в 23% – снизился, в 27% – остался на прежнем уровне. Таковы результаты опроса, проведённого компанией Antal Talent среди работодателей. В разрезе отраслей самый высокий уровень текучести кадров отмечен в розничной торговле, гостиничном бизнесе, туризме, консалтинге, ИТ, телеком, интернет, химической и добывающей промышленности, металлургии, логистике и транспорте. Основные причины текучки персонала: зарплаты не соответствуют ожиданиям сотрудников, организационные изменения в компании, отсутствие роста в компании, непривлекательный социальный пакет.
4️⃣ Женщин стали чаще приглашать на руководящие позиции. По данным исследования кадровой компании UTEAM, в 2023 году 34% соискательниц, претендовавших на управленческие должности, получили оффер от работодателя. В 2021 году доля женщин, которых взяли на позицию в высшем и среднем менеджменте, составляла всего 23%. Чаще всего на руководящие должности их принимают компании из отраслей «Розничная торговля», «Гостиницы и рестораны», «Здравоохранение», «Маркетинг и реклама». Наиболее закрытыми для женщин-управленцев остаются «Строительство», «Добыча сырья» и «Производство».
5️⃣ Доходы женщин на фрилансе на 60% меньше, чем у мужчин. Такие данные получены в ходе исследования компании Solar Staff. При этом в прошедшем году среднемесячный доход у обоих полов вырос: на 52% (с 43 тыс руб. до 65,2 тыс руб.) - у мужчин, на 47% (с 27,8 тыс руб. до 41 тыс руб.) - у женщин. Самые популярные у мужчин-фрилансеров профессии: программист, консультант, блогер, рекрутер. Реже – учителя, менеджеры и курьеры. Самые часто встречающиеся профессии у женщин: блогер, мерчендайзер, учитель, менеджер, рекрутер и консультант.
Ситуация с наймом в 2024 году
Она неутешительна. По данным РШУ, 81% работодателей в настоящий момент сталкиваются с проблемой дефицита кадров. В большинстве компаний в среднем на закрытие одной вакансии уходит несколько месяцев. Чтобы справиться с нарастающим кадровым голодом, работодатели применяют новые подходы:
1️⃣ One Day Offer - найм за 1 день. Когда кандидаты проходят длительный процесс отбора, растёт вероятность, что они потеряются или откажутся в процессе. Кроме того, чем больше этапов прошёл человек, тем дороже он становится для компании. Чтобы на перегретом рынке вакансий не терять кандидатов и не увеличивать их стоимость, работодатели организуют для них все этапы собеседований в один день. В результате подошедший претендент сразу может получить предложение о трудоустройстве.
Пока это не очень распространённая практика в России - две трети компаний не предоставляют One Day Offer, но половина из них хотела бы использовать новый подход для быстрого найма. Мешают этому, как правило, долгая проверка службами безопасности, сложный процесс согласования и т.д.
2️⃣ «Тихий найм». За последний год значительно выросла популярность этого метода, и половина российских компаний уже применяет его. Это выяснилось в результате совместного исследования платформы Lerna.ru и HR-cистемы Edstein. «Тихий найм» — это закрытие компанией своих вакансий и проектов внутренними сотрудниками.
3️⃣ Автоматизацию процессов. 68% работодателей считают, что автоматизация поможет им справиться с кадровым дефицитом. По результатам исследования сервиса «Зарплата.ру», проведённого с 18 марта по 1 апреля,
- 37% опрошенных компаний уже автоматизируют процессы и будут продолжать это делать
- 35% планируют автоматизацию в ближайшие пару лет
- 19% запланировали её, но не в краткосрочной перспективе
- не планируют автоматизацию лишь 6%.
Среди процессов, которые собираются автоматизировать, респонденты называют:
- бухгалтерию – 55%
- документооборот – 53%
- коммуникации с клиентами – 41%
- оценку эффективности – 39%
- продажи – 37%
- логистику – 37%
- планирование – 36%
- производственные процессы – 34%
- складские процессы – 31%
- маркетинг – 28%
- прогнозирование спроса – 23%
- подбор персонала – 22%.
При этом разбрасываться ценными кадрами бизнес не намерен. Для тех сотрудников, работа которых будет автоматизирована, 72% работодателей организуют обучение более актуальным навыкам, 42% попробуют найти их компетенциям другое применение в компании, а 15% предложат работникам самостоятельно приобрести новые умения. При этом 2% работодателей планируют оставить таких сотрудников в штате, но уменьшить им зарплату, и только 1% компаний готов уволить работников.
4️⃣ Повышение зарплат. Почти половина отечественных компаний (если быть точной, то 48%) собирается увеличить размер вознаграждения своим сотрудникам во II квартале 2024 года. При этом 36% опрошенных готовы повысить зарплаты части работников, а 12% — всему штату. Эти данные приводит сервис Работа.ру. Из тех организаций, кто будет поднимать зарплаты:
- 49% будут делать это точечно, в зависимости от результатов работы сотрудника
- 29% готовы повысить зарплаты меньше, чем на 10%
- 21% планирует повышение на 10-25%
- 1% собирается увеличить выплаты больше, чем на 50%.
34% компаний предпочитают «нематериальные» способы мотивации, причем в Москве и Подмосковье 42% таких организаций.
Если говорить в целом по году, то по результатам другого исследования, проведённого РШУ, 63% компаний намерены увеличить зарплаты сотрудникам в 2024 году. В основном речь идет о повышении на сумму до 10% от текущего уровня оплаты труда. При этом чаще всего будет увеличиваться оклад (в 37% компаний), в 22% организаций - премиальная часть, а в 14% — и то, и другое. Примечательно, что 65% работодателей отмечают, что уровень зарплат их сотрудников находится в рынке, а у 11% - выше рынка.
5️⃣ Повышение квалификации персонала. 30% российских работодателей собираются в этом году увеличить бюджет на обучение своих сотрудников. Это показал опрос РШУ и рекрутинговой компании Get experts. Вкладываясь в обучение персонала, компании повышают свою конкурентоспособность как на рынке, так и в плане привлечения и удержания кадров. Возможность учиться на работе привлекает многих соискателей.
В 85% опрошенных компаний уже наработана практика обучения сотрудников за счёт работодателя. Из них 85% совмещают внутреннее и внешнее обучение, 8% предоставляют возможность учиться во внешних учебных центрах, а 7% — только во внутренних.
Что ещё нового на рынке труда
➡️ Спрос на специалистов со знанием китайского языка за год вырос в 5,5 раз, корейского – в 4,5 раза. Как выяснили эксперты «Авито Работы», этой зимой специалисты с китайским языком стали требоваться в 5,5 раз чаще по сравнению с данными зимы 2022-2023 года. Правда, несмотря на растущую популярность, английский он пока не переплюнул. Среди всех вакансий, требующих владение каким-либо иностранным языком, доля тех, где указан английский, составила 78%, китайский - 14%.
Больше всего со знанием английского языка нужны учителя. Кроме того, он часто звучит в вакансиях продавца-консультанта и оператора колл-центра. Китайский язык больше всего востребован так же у педагогов, переводчиков и менеджеров по продажам.
В целом по России средние зарплатные предложения для специалистов со знанием китайского языка выросли на 28% за год, составив 82 313 рублей в месяц при полном рабочем дне. Англоговорящим соискателям работодатели готовы предложить в среднем 57 749 рублей в месяц.
➡️ Москва возглавила топ благополучных регионов России. Об этом сообщили «Известия». Индекс социального благополучия в столице составил 6,9. Он рассчитывается как отношение средней зарплаты к средней стоимости жизни. На 2-3 месте в рейтинге — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО; на 3-4 месте — Чукотский и Ненецкий АО. Замыкает пятерку Магаданская область.
В первой десятке также Санкт-Петербург.
На индекс в большей степени влияет уровень средних зарплат. Так, в Москве и на Чукотке они самые высокие в стране — 218,6 тысячи рублей. На третьем месте Магаданская область со 180,9 тысячи. Однако на той же Чукотке больше всего тратят в месяц на жизнь — 35,5 тысячи рублей, что снижает её место в рейтинге. На Камчатке показатель равен 33 тысячам, в Москве — 31,6 тысячи, а в Магаданской области уже только 29,7 тысячи.
В целом по стране индекс социального благополучия составляет 4,8. За год показатель увеличился на 76%. Год с лишним назад Москва была в рейтинге на 6 месте.
➡️ Наиболее привлекательные регионы для поиска работы: Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ и Рязанская область. В топ-10 также вошли Свердловская область, Башкирия, Еврейская автономная область, Ленинградская, Липецкая, Амурская и Московская области. Эти данные получены в ходе исследования сервиса HeadHunter. За основу были взяты показатели конкуренции за рабочие места в регионе, соотношение медианных предлагаемых зарплат и прожиточного минимума, стремление соискателей к переезду по работе и уровень безработицы. Москва на фоне высокой конкуренции за рабочие места оказалась на 65-м месте рейтинга, а Санкт-Петербург — на 12-м.
➡️ На рынке труда возникло новое явление – гостинг. Молодые сотрудники пропадают без объяснения причин. Буквально уходят на обед и не возвращаются. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на исследование hh.ru. По данным сервиса, каждый четвертый работодатель сталкивался с гостингом.
Чаще всего исчезают с радаров без предупреждения представители поколений миллениалов (родившиеся с 1984 по 2000 гг.) и зумеров (родившиеся в 2001-2011 гг.). С одной стороны, их отличает ценность свободы, самостоятельность, высокая креативность. А с другой - отсутствие авторитетов, эгоизм и малый горизонт планирования. Их не заботит то, что от их поведения могут пострадать репутация и карьера. Соблюдать дисциплину их не мотивируют даже штрафы.
«Сегодня я просплю, и пусть с меня за это тысячу рублей снимут, не жалко».
Чаще всего молодежь исчезает в первый рабочий день или перед сдачей важного проекта. Но не только. Работодатели отмечают, что и
➡️ Претенденты на работу стали чаще пропадать после собеседований. По данным исследования hh.ru и Talantix, в 2023 году количество случаев такого гостинга, когда кандидат пропадал после оффера или не приходил в первый рабочий день, выросло в два раза. Доля этих ситуаций от общего количества причин отказов за год увеличилась с 8,7% до 12,9% . Чаще всего с ними сталкивались работодатели из области здравоохранения и социальных услуг (18% отказов), а также компании оптовой и розничной торговли (17,3%), девелоперы (16,5%), HoReCa (15,7%) и из ЖКХ (14,2%).
➡️ Почти треть жителей страны, проходя испытательный срок, не остаётся работать на новом месте. 29% уходили либо во время самого испытания, либо по его итогам. Такие данные приводит «Авито Работа». Основными причинами расставания с работодателем респонденты называют:
- Условия работы (график, расположение офиса или уровень зарплаты) - её указали 30%
- Осознание, что они не смогут влиться в корпоративную культуру компании или коллектив – 23%
- Несоответствие ожидаемых обязанностей на новом месте работы реальным задачам - 23%
- Получение более привлекательного предложения о работе в другой компании - 18%
- 17% опрошенных во время испытательного срока поняли, что им неинтересна работа по выбранной специальности
- 16% - не увидели в компании возможностей для карьерного и профессионального роста
- 15% - прекратили трудовые отношения по личным причинам
- 13% - осознали, что им неинтересна сфера работы выбранной компании
- 9% - поняли, что не обладают достаточной квалификацией для выполнения поставленных задач.
Чаще всего об уходе с испытательного срока говорили представители сфер онлайн-торговли, страхования, маркетинга, рекламы и PR, консалтинга и профессиональных услуг.
Как работают и что ждут от работы наши соотечественники
1️⃣ Треть сотрудников российских компаний работают в гибридном формате. По данным исследования компании Get experts:
- В 57% компаний сотрудники работают в офисе (или на производственной площадке компании), причем в 32% случаев это касается всего персонала, а в 25% разные категории сотрудников работают в разных форматах, но преимущественно в офисе
- В 34% - персонал трудится в гибридном формате, в т.ч. в 20% — все сотрудники, в 14% — большая часть.
Большинство представителей этих компаний говорят, что их работники проводят в офисе 2-3 дня (61%) или 4 дня (20%), еще в 10% случаев в офис приезжают только на 1 день в неделю.
9% работодателей сообщили, что основным форматом работы в 2023 у них была удаленка.
2️⃣ Почти половина жителей страны работает не по специальности. Точнее – 46%. Среди остальных почти у трети (27%) профессия полностью связана с полученным образованием, у 23% — частично. Это показал опрос, проведённый аналитиками «Авито Работы». 63% опрошенных , которые получили высшее или среднее образование и сейчас трудоустроены, ранее планировали работать по специальности. 24% поделились, что изначально не собирались этого делать, а 13% не были до конца уверены в выборе профессии во время учёбы.
3️⃣ Больше половины работающих заинтересованы не в карьерном, а в профессиональном росте. По данным того же источника, для 54% трудоустроенных горизонтальный рост (расширение ответственности сотрудника в рамках одной должности, либо углубление его компетенции) оказался наиболее привлекательным планом развития. Повышение в должности, т.е. вертикальный карьерный рост, интересует только 31% опрошенных.
4️⃣ 18% соискателей завышают желаемую зарплату в резюме. Эти данные были получены в ходе опроса, проведённого аналитиками hh.ru среди ищущих работу. Кроме того, выяснилось следующее:
- 60% соискателей всегда указывают в своих резюме желаемую заработную плату
- 18% - в зависимости от ситуации
- 22% никогда не указывают в резюме цифры предполагаемого дохода.
Интересно, что среди тех, кто не сообщают, на какую зарплату они рассчитывают, больше всего оказалось респондентов 18-24 лет - 28%.
5️⃣ Наиболее привлекательные условия и соцпакет при выборе места работы. Для большинства соискателей ключевую роль при выборе компании играют:
- Возможность учиться за счет компании (70%)
- Удалённый формат работы (53%)
- Наличие ДМС (52%)
- Гибкий график (50%).
Среди других важных составляющих соцпакета: занятия спортом за счёт компании (31%), корпоративы и тимбилдинги (26%), бесплатные обеды и снеки (17%). Однако далеко не все работодатели готовы эти бонусы предложить. Эти данные получены в ходе исследования РШУ.
Респонденты отмечают, что сейчас в их компаниях есть:
- Обучение за счет компании — у 48% респондентов
- Возможность работать удаленно — у 40%
- ДМС — у 35%
- Корпоративы и тимбилдинги — у 23%
- Занятие спортом за счет компании — у 21%
- Гибкий график — у 16%.
На сегодня это все новости. В следующем обзоре я расскажу о настроении и самочувствии работающих. Ссылка на статью.
Галина Бобкова, карьерный консультант, коуч по самореализации
Сайт: www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
· Телеграм
При подготовке статьи использованы материалы сайтов Российская газета, Известия, Executive, Работа, HH, КП.