В государственный музей Нидерландов (Rijksmuseum) я попал сравнительно давно - 15 сентября 2017 года. И вот только сейчас руки дошли до картинок, которые, как обычно, случайным образом я тогда нащелкал. Как водится, многие знаменитые экспонаты ("Молочницу" Вермеера, к примеру) я прозевал, но и то, что заметил, - достойно внимания. К слову сказать, как раз в 2017-м музей принял своего 10-ти миллионного посетителя. Увы, я им не стал, и мне не накрыли ужин в зале культового "Ночного дозора" и не уложили ночевать прямо там же, оставив наедине с шедевром.
Большой зал
Большой зал представляет собой обширное пространство с полом, выложенным мозаикой, стенами, покрытыми росписью и украшенные витражами. Впечатляют и украшения высокого сводчатого потолка. Огромные витражи посвящены трём величайшим, по мнению голландского архитектора Питера Кёйперса, искусствам - архитектуре, живописи и скульптуре. Автор витражей Уильям Фрэнсис Диксон, выигравший заказ на производство оных в 1882 году.
Фрески принадлежат кисти Георга Штурма - австрийского художника, работавшего в Нидерландах с 1882 года. Штурм разработал большую часть убранства здания Рейксмузеума. Кёйперс и Штурм стремились максимально интегрировать фреску в архитектуру и живописное оформление. Именно поэтому Штурм в своих фигурах и почти не передавал глубину. Это позволило достичь желаемого графического эффекта.
На попавшейся мне фреске изображен бенедиктинец Виллиброрд, известный как "апостол фризов", племени населявшем побережье Голландии в конце седьмого века. Там он прославился своей миссионерской деятельностью и римский папа Сергий I почтил его титулом архиепископа Утрехтского.
Почитаем он и у нас в православии. Вот что известно нам к примеру из его жития. Однажды будущая мать святителя увидела чудесный сон. Ей привиделась огромная луна, которая росла-росла и вдруг упала ей на уста, и она ее ... проглотила. Священник истолковал пророческий сон так:
«Луна, выросшая из маленькой в большую, – это младенец, которого ты зачала в эту ночь. Он развеет мрак невежества и заблуждений и просветит народы светом истины. Куда бы он ни поехал, всюду будет приносить с собой небесное благоухание и просияет своим совершенством. Светом своей славы и красотой своей жизни он привлечет к себе тысячи людей и приведет их ко Христу».
Вместе Большой зал и Галерея Почета составляют основу здания.
Библиотека.
Научная библиотека Государственного музея в Амстердаме – это самая крупная государственная общественная научная библиотека когда либо существовавшая за всю историю Нидерландов, которая к тому же еще и входит в состав подразделения музея.
Онлайн веб-каталог библиотеки содержит около 300 000 монографий, 3400 периодических изданий и свыше 40000 художественных произведений. Еще 50 тысяч произведений, изданных еще до 1989 года, находятся в очереди на добавление в онлайн-каталог.
После реконструкции, которая была начата в 2004 году, библиотека была превращена в читальный зал.
Рембрант (1606-1669)
НОЧНОЙ ДОЗОР
Это полотно мастера, пожалуй, одно из самых известных и уж точно - главный экспонат амстердамской коллекции. Впечатляет и своими размерами - 379,5 × 453,5 см. Работа заказная. Главный заказчик - капитан Франс Баннинг Кок. Он в центре, в черном камзоле. Оплачивали работу Рембранта в складчину - семнадцать стрелков гражданского ополчения страны. Все известны поименно, но не все остались довольны. С негодование они увидели, что художник увеличил количество изображённых лиц за счёт оплаченных заказчиками мест, смешал их ряды в кажущемся беспорядке и неясности смысла действия. Откуда, недоумевали они, среди бравых мужчин появилась девушка с петухом. Картине не везло. Сначала ее обрезали с трех сторон уже после смерти художника - переносили в новое помещение, где она между двумя колоннами не помещалась. В результате два бойца остались за кадром. Потом она трижды подвергалась нападению полусумасшедших вандалов.
Очень подробно в своей книге "Старые мастера" о картине писал Эжен Формантен:
Не буду скрывать, что именно это произведение, наиболее знаменитое из всех имеющихся в Голландии, одно из самых прославленных в мире... меня привлекает и внушает мне большие сомнения. Я не знаю картины, о которой бы больше спорили, наговорили больше умных вещей и, разумеется, всякого вздора. Не то чтоб она восхищала одинаково всех, кто увлекся ею, но, уж конечно, нет никого - по крайней мере, среди пишущих об искусстве,- в ком «Ночной дозор» своими достоинствами и своей необычностью не помутил бы в большей или меньшей мере здравый смысл.(Эжен Формантен "Старые мастера")
ЕВРЕЙСКАЯ НЕВЕСТА
На самом деле, Рембрант так картину не называл (впрочем, как и "Ночной дозор" - тоже не его название). Лишь в 1825 году известный коллекционер из Амстердама Ван дер Хоп, ошибочно истолковав сюжет - мол, здесь изображена невеста и её отец, который дарит своей дочери в честь свадьбы ожерелье. Но почему еще невеста уже беременна (прирглядитесь)? Да и мужчина как-то не по-отечески расположил руки - прям, облапил.
Есть свидетельства, что этот парный портрет автору заказала молодая еврейская пара Абигаль де Пина и Мигуэле де Барриосе. Иные свидетели считают, что это вообще историческое полотно и на нем изображены то ли Иуда (сын Иакова и основатель колена Иудина) и будущая жена его первенца Ира - Фамарь, то ли предыдущее поколение праотцов Исаак и его супруга Ревекка.
По одной из версий Рембрандт изобразил на полотне своего сына Титуса и его супругу Магдалену.
Картина очень нравилась Ван Гогу:
«Я отдал бы десять лет жизни, только бы мне разрешили провести здесь две недели с куском сыра и ломтем хлеба в руках»
Рановато Винсент родился, а то бы стал десятимиллионым посетителем музея и пусть не полмесяца, а хотя бы одну ночь провел наедине с шедевром. Поужинав.
СИНДИКИ
Рембрандт выполнил этот заказ для синдиков - руководителей гильдии суконщиков в Амстердаме - они контролировали в этом цехе качество тканей. изготовленных в городе и подбор лучших образцов. Их по традиции пятеро (на заднем плане без шляпы - слуга). На столе - дорогая, видать, скатерть, бухгалтерские книги, кошелек не пустой. Трудолюбивые буржуа - основа процветания трудолюбивой Голландии.
Из того же Ван Гога:
...это прекраснейшее творение Рембрандта... Видишь ли, в Синдиках Рембрандт верен натуре, хотя даже при этой верности он, как всегда, парит высоко, в небесах, в бесконечности. Вот почему Рембрандта и называют так: волшебником.
ТИТУС
Своего сына Титуса ван Рейна (1641-1668) художник писал довольно часто - и за партой, и читающего, и даже в образе ангела. Ангельским смирением и нестяжательством прославился при жизни и католический святой Франциск Ассизский. Протестанты (а ван Рейны относились к кальвинисткой конгрегации Нидерландов) тоже почитали основателя ордена францисканцев. В облачении последователей правденика из Ассиз и изображен любимый сын художника.
Картины Рембранта видел автор и Пушкинском музее, и в Национальном музее Швеции. И еще в других галереях, о которых пока не написал.
Лукас ван Лейден (1494-1533)
Лука Лейденский - один из наиболее известных голландских художников 16-го века, периода так называемого "северного возрождения". Он трудился не только на живописной ниве, но прославился и как мастер эстампа. И, конечно, оказал существенное влияние на Рембранта, который начинал свой творческий путь в Лейдене.
Этот алтарный триптих, (один из трех известных) написан для церкви Святого Петра в Лейдене. В Амстердаме в 2017 оказался по музейному обмену, поскольку постоянно хранится в "родном" музее Лакенхал (De Lakenhal), оставаясь главным лейденским художественным достоянием. (В Рейксмузее есть собственный алтарный образ кисти Лукаса - "Поклонение Золотому тельцу").
В средней части триптиха центром композиции стал Спаситель. Над ним две других ипостаси Троицы: Бог Дух Святой в виде голубя и Бог Отец, среди сонма ангелов. Одесную Христа - оливковая ветвь для праведников, ошую - карающий меч для грешников. Как присяжные заседатели Страшного суда справа и слева по шесть апостолов и ангелы - трубящий вниз, призывая грешные души, и трубящий вверх, для душ праведных. Ну и в основании центральной доски - эти самые души, увлекаемые, кто ангелами, кто чертями за ее рамки. Туда, где слева ангелы горе возносят чистые души (по мере вознесения они становятся все более бесплотными, словно обретают ангельский чин.) На обратной стороне складня изображен апостол Петр (а у кого ключи от Рая?) А справа - живописная картина Ада и геенны огненной в пасти гигантского Левиафана и сборища прочих чертей. На тыльной стороне - апостол Павел, чьим словам и призывам грешники при жизни не вняли. Очень гармоничное произведение, действительно шедевр! Хотя, кто автор статьи такой, чтобы эти оценки раздавать!
Паоло Фаринати (1524-1606)
Итальянца Паоло Фаринати причисляют к художникам-маньеристам. Работал он в основном в своей родной Вероне, а также в Мантуе и Венеции. Вазари высоко оценил его насыщенные композиции и мастерство письма.
Как и положено художникам этой эпохи никаких вифлеемских вертепов он не писал - все события Рождества происходят на фоне античных руин. Персонажей довольно много. Конечно, Мария с Богомладенцем на руках. Коленопреклоненный Волхв Мельхиор благоговейно касается ножки Христа, чтобы убедиться, что вот он, Царь Царей во плоти. Каспар, как и положено в царских горностаях, чуть отстранившись в священном трепете, держит в руках золотой (дар человеку) ларец с ладаном (дар истинному Первосвященнику). Чернокожий царь Эфиопии Бальтазар склонился над Богородицей, готовый передать ей сосуд с драгоценной смирной (символ грядущих страданий, погребения и искупительной жертвы). За спиной Девы Марии придерживает осла (все-таки вертеп!) Иосиф Обручник. Ума не приложу, к чему в правой части полотна юноша, удерживает вздыбившегося коня в богатой сбруе. Символ того, что восточным царям надлежит отправиться в свои земли, неся весть о родившемся Мессии? Вообще-то, по традиции считается, что маги прибыли на верблюдах. Морда одного из них выглядывает из-за спины Каспара, и погонщики там на заднем плане имеются. Значит, это знак того что Святому Семейству предстоит бегство в Египет. Не знаю - сами решайте.
Ян Хавикзоон Стейн (1626-1679)
Картины нидерландского художника Яна Стена близки любому зрителю. Художник знаменит своими энергичными юмористическими жанровыми сценами, в которых рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. В голландском языке есть выражение «дом Стена», обозначающее шумное и неряшливое хозяйство, изображённое на многих его картинах. В том числе и на этой: то ли "Счастливая семья", то ли "Веселая". "Шишков, прости: не знаю, как перевести". Впрочем, не одно ли это и то же! (Есть у него и картина "Распутное семейство" - там тоже все персонажи излучают счастье). Словом, сын пивовара (Хавик Стен держал пивоваренный завод под названием «Красная алебарда») и сам пивовар одно время, правда не очень удачливый, Ян знал, как что изобразить по этой части.
Бартоломеус ван дер Хельст (1613-1670)
РОТА ОПОЛЧЕНИЯ
Сын гарлемского трактирщика Хельст известен, как замечательный портретист и мастер многофигурных композиций. В одну из них не очень органично вписался на снимке и автор статьи. Чтобы было видно, что эта гвардейская роспись имеет внушительную ширину - 7,5 метров. Все офицеры и прочие чины ополчения во главе с капитаном Рулофом Бикером (1611–1656), и лейтенантом Яном Михельсом известны поименно. Собрались они у пивоварни Де Хан в районе Ластаге (на углу Гелдерсекаде-Бомслот) в Амстердаме, в 1639 году.
ГЕРАРД АНДРЕС БИККЕР
Происходил из знатного семейства. Биккеры были одной из старейших аристократических династий Амстердама, состоявшей из Геррита, торговца зерном и пивовара, деда изображенного на портрете упитанного молодого человека , отца Андриса и братьев. Они держали монополию торговлю с Востоком, Западом, Севером и Средиземноморьем. Их называли Лигой Биккеров. Семья занимала важные политические и административные должности. Андрис Биккер был мэром Амстердама.
Йоахим фон Зандрарт (1606-1688)
Иоахим фон Зандрарт Старший, немецкий художник, график и историк искусства, переводчик, в 1637—1645 жил и работал в Амстердаме, где был признанным знатоком искусств, торговцем предметами роскоши.
Историки предполагают, что поводом для заказа и Рембрандту и другим художникам групповых портретов стал визит в Амстердам в 1638 году французской королевы Марии Медичи. Аристократка из герцогского флорентийского рода, супруга французского короля Генриха IV ("жил был Анри Четвертый, он славный был король"), регентша при Людовике XIII, после проигранного противостояния с кардиналом Ришелье бежала сначала в Брюссель, а потом через Англию в Амстердам. Несмотря на все эти обстоятельства, её прибытие было встречено с большим энтузиазмом. Голландский штатгольдер, Принц Оранский лично открыл дверцу кареты королевы, а его жена присела в глубоком реверансе. В сопровождении офицеров под приветственные крики толпы, которую едва сдерживают отряды военных, она въезжает в город. Ришелье негодовал:
«Признаюсь, я с трудом перенес то, что принц Оранский встретил королеву и принял ее переезд, не уведомив короля и не узнав мнения Его Величества»
Ну и ладно, зато этот визит замечательным образом послужил европейскому изобразительному искусству.
Абрахам ван ден Темпель (1622-1672)
Абрахам Ламбертсон испытал в своем творчестве сильное влияние Хельста, имел при жизни большой успех и много заказов. Среди заказчиков - Давид Леув (1631-1703), со своими весьма музыкальными домочадцами: дочери - кто держит в руках ноты, кто играет на клавесине; сын - музицирует на виола да гамба. У мамаши руки заняты младшенькой, но и у той в ладошке погремушка. Глава семейства жестом презентует - вот, такой вот у меня семейный оркестр.
Ян Асселин (1610-1652)
"Лебедь перед угрозой" - более соответствующее аллегории название. Ян Асселин, живописец и график, художник-анималист из так называемых "Малых голландцев" был членом общества «Перелетных птиц». К орнитологии объединение отношения не имело - там собрались северяне, главным образом из Нидерландов и Германии, приезжавшие в Рим учиться ремеслу. Караваджо они очень почитали, что чувствуется и по этой картине.
Лебедь у художника стал символом голландского патриотизма. Даже без подсказок, - они, как надпись "Голландия" на яйце, появились благодаря последующим владельцам картины. Лебедь - Республика Соединённых провинций, что защищается от опасности в виде собаки. В то время от Англии и Франции. Надписи возле собаки «враг штатов» , возле лебедя «великий пенсионарий» (высшее должностное лицо республики) тоже были пририсованы позже. Для непонятливых.
Фредерик ван Фритом (1632-1702)
Фредерик ван Фритом был живописцем, гончаром и рисовальщиком.
Специализировался на украшении тарелок, росписи плитки для гончарной промышленности Делфта (об этом еще поговорим).
Адриан ван дер Верф (1659-1722)
Как и многие его коллеги, и голландские классики, и малые голландцы, Адриан ван дер Верф вышел из буржуазной, протестантской среды - он был сыном зажиточного мельника. Современники видели в нем и почитали представителя новой манеры, соединившей элегантный артистизм с лучшими живописными традициями своих старших современников. Он был очень знаменит и востребован, как портретист. Но не только. Из-под его кисти вышло немало картин на исторические, мифологические и библейские темы. В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся десять его полотен. Причем эти композиции живописца более академичны, чем его портреты, в которых уже проглядывают черты нарождавшегося в Европе стиля рококо.
Говоря о представленной здесь картине, следует заметить, что женскую обнаженную натуру он писал часто и с видимым удовольствием. Сюжет полотна, вроде бы, если исходить из названия, вполне светский. Но и здесь можно, если не разглядеть, то нафантазировать мифологические аллюзии.
Подглядывающих за влюбленной парочкой детей не сразу увидишь - их любопытные мордашки скрыты в тени с правой стороны холста. Зато слева властно нависает над любовниками парковая античная скульптура. Смею предположить, что этот мощный мужчина - бог-громовержец Зевс. И он неодобрительно смотрит на своего любвеобильного сына Аполлона - обратите внимание на лавровый венок на голова персонажа. Это общепризнанный атрибут божественного покровителя искусств. А облапил он, знамо дело, одну из муз. В любовном порыве она обронила свою флейту. Это может быть Клио, поскольку предшественник ван дер Верфа Вермеер в своей аллегории "Искусство живописи" изобразил как раз музу истории, которая имела способность делать смертных знаменитыми. Впрочем, ее атрибут чаще книга. Пусть остается безымянной музой. Зато известно, что моделью для этой картины стала любимая жена и муза художника Маргарета ван Рис, которая часто служила натурщицей для его многочисленных "обнаженок". Так что, - муза, как ни крути.
Якоб ван Лой (1855-1930)
Сын плотника, художник рано осиротел и оказался в приюте Гарлема. Учился было на маляра, но с 1877 года смог посещать уроки рисования в государственной Академии Амстердама. В 1884 Римская стипендия позволила ему съездить в Италию, Испанию, Марокко. Он вернулся в Гарлем в 1913 году, когда приют, в котором он вырос, был преобразован в музей Хальса. Купил дом поблизости, где тоже одно время был музей его имени и галерея современного искусства. Отдал дань и литературному, поэтическому творчеству.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Винсент переехал в Париж в 1886 году, услышав от своего брата Тео о новом, красочном стиле французской живописи. Вот там он и опробовал эту манеру в нескольких автопортретах - главным образом для того, чтобы не платить натурщику. Себя он изобразил здесь в образе модно одетого парижанина. Аналогичный "Портрет в серой фетровой шляпе" можно увидеть в персональном музее художника в Амстердаме.
Королевские паруса
Как же в Голландии и без кораблей! Вот такую модель можно увидеть в Рейксмузее - голландский военный корабль конца 17 века. Модель построена на верфи Флиссинген, где строились и настоящие военные корабли. Правда, они были в двенадцать раз больше. На борту этого корабля имеются 74 пушки - было чем отбиться от английских флибустьеров.
Кукольный домик
Кукольные домики
В конце 17-го и начале 18-го веков в Нидерландах, особенно в Амстердаме, в моду вошли (задолго до современной Барби) кукольные домики. Это были не вполне детские игрушки, а изделия для богатых дам, которые тратили на них немало времени, денег и внимания. Эти "игрушки" - символы благоустроенной и процветающей голландской семьи. Особый мир женщины во всем многообразии, включая чердаки, подвалы и кухни. Даже родильная палата с матерью и новорожденным. Все куклы и предметы в этих кукольных домиках выполнены в масштабе и очень детализированы. Словом, масса информации об обустройстве и использовании голландских домов, которой сегодня уже и не сыщешь..
Представленные кукольные домики были изготовлены для Петронеллы Дюнуа (1650-1695), богатой сироты, жившей со своей сестрой в Амстердаме. Петронелла Дюнуа вышла замуж за Питера Грёнендейка. В ее приданном значились не только акции и облигации, но и стопки салфеток, скатертей и постельного белья. Так же эти самые кукольные домики со всем их содержимым.
Делфтский фаянс
Керамика, которую изготавливали в мастерских города Делфта с конца 16 до начала 18 вв. подражала импортному китайскому фарфору, но в более дешёвом фаянсе - разнообразные сосуды, облицовочные плитки, из которых складывались панно, статуэтки с бело-голубой росписью. На манер нашей гжели, которая, надо признать возникла ста годами позже. Формы сосудов и сюжеты их росписи подражали китайским, но дополнялись европейскими мотивами, заимствованными из живописи: барочным орнаментом, голландским пейзажем, бытовыми сценами и прочее.
Цветочная пирамида изготовлена предположительно на фабрике De Metaale в Делфте (фабрика открылась в 1670 году как последняя в ряду четырех фабрик по производству делфтской посуды).
В каждый из носиков цветочной пирамиды, состоящей из отдельных сегментов, можно было поместить срезанные цветы, как правило весьма дорогостоящие. Мода на высокие вазы для цветов возникла при дворе голландского штатгальдера Вильгельма II Оранского и его супруги, дочери несчастного английского короля, казненного перед Уайт-холлом, Карла I.
В 1916 г. благодаря подарку наследников коллекционера Дж. Ф. Лаудона Рейксмузеум приобрел богатую коллекцию делфтского фаянса.
"Изображу ль в картине верной уединенный кабинет..."
Изысканные детали интерьера голландских домов разного достатка, которые мы видели на живописных полотнах, в музее представлены и в натуральном виде. Вот в этой подборке снимков их можно увидеть:
- Зеркало, украшенное вазочкам делийского фаянса, украшало кабинет Вильгельма Третьего (1650-1702), сына, как легко догадаться Вильгельма Второго. Оба были женаты на Мариях, английских принцессах из династии Стюартов. Только вот Третий стал-таки через супругу английским королем. Мария Медичи, которую Амстердам в свое время так приветствовал, что художники это на своих картинах отобразили, приходилась ему прабабкой по материнской линии. Свою принцессу он пережил и помер, упав с лошади.
- Инкрустированный оливковым деревом шкаф в форме блока на подставке вошел в моду ближе к концу 17 века. Хотя в них можно было хранить самые разные предметы, в основном они использовались для белья. Комод, короче.
- Длинные маятниковые часы с якорным спусковым механизмом были разработаны в Англии в 1670 году, и вскоре после этого английские часовщики начали производить аналогичные ходики в Нидерландах. Механизм этого экземпляра тоже изготовлен англичанином, на в Амстердаме.
- "... и бронза на столе". Геракла, освобождающего Прометея (вон и орел прилетел печенью титана полакомиться) изготовил парижанин Франсуа Леспингола, году так в 1670 г. Все, как в те времена любили: бронза, латунь, лак, золочение.
- В свободное время Ван дер Верф, о котором писано выше, был заядлым шахматистом. Он с удовольствием сам вырезал шахматные фигуры, необходимые для игры. Эти шахматы - не его изделие, но тоже хороши!
- И прочие богато изукрашенные шкафы, столы, ящики и даже будуары...
- Гобелены тоже имеются. На приведенном здесь изделии (1680-84) Королевской мануфактуры в Акид и Галатея слушают песню Полифема.Эта история очень популярна, даже мультфильм отечественный есть. Акид и нереида Галетея любили друг друга. Гуляли себе, нежились под солнцем Эллады. Но однажды циклоп Полифем увидел (это потом ему Одиссей глаз единственный выбьет) нереиду из родного моря выходящую во всей свое красе и влюбился. Как пишет Овидий в 13 книге своих метаморфоз это страшилище аж своим внешним виде озаботилось - бороду серпом подравняло. И песни распевало о красоте своей возлюбленной:
Ты, Галатея, белей лепестков белоснежной лигустры,
Вешних цветущих лугов и выше ольхи длинноствольной,
Ты светлей хрусталя, молодого игривей козленка!
Глаже ты раковин тех, что весь век обтираются морем;
Зимнего солнца милей, отрадней, чем летние тени;
Гордых платанов стройней, деревьев щедрее плодовых;
Льдинки прозрачнее ты; винограда поспевшего слаще.
Мягче творога ты, лебяжьего легче ты пуха, —
Если б не бегала прочь! — орошенного сада прелестней.
Но, Галатея, — быков ты, еще не смиренных, свирепей,
Зыбких обманчивых струй и тверже дубов суковатых,
Веток упорней ветлы, упорней лозы белолистой;
Горных ты бешеней рек, неподвижнее этих утесов;
Жгучее пламени ты, хваленых надменней павлинов;
Трибул ты сельских грубей: лютее медведицы стельной;
Глуше, чем моря прибой, беспощадней задетой гадюки.
И, — это прежде всего, кабы мог, у тебя бы я отнял! —
Ты убегаешь быстрее оленя, гонимого звонким
Лаем, и даже ветров дуновенья воздушного легче.
(Овидий. Метаморфозы)
Не слабый такой поэтический дар открылся в этом разбойнике! Одним словом придавил он однажды Акида куском скалы. Кровь, вытекшая из тела юноши, мало по малу посветлев, превратилась в воду, ставшею речкой Акид. Такая вот метаморфоза!
Скульптуры
- Этот алтарь был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Форма и мотивы лепных украшений взяты из классической римской архитектуры. Надпись на престоле богородицы гласит: «Сестра Екатерина, дочь Томазо ди Сальвестро, сына Нуккарелло, заказала этот алтарь в 1502 году». Бенедетто Бульони (1459/1460–1521) был выдающимся итальянским скульптором эпохи Возрождения - любимый материал флорентийца терракота и глазурь. Известен он и тем, что в 1504 году вошел в состав комиссии по выбору места для Давида Микеланджело.
- Святая мученица Урсула - святая IV века, почитаемая вместе с одиннадцатью тысячами девственниц, родилась в Британии в семье христианского короля Теонеста. Одаренная красотой и добродетелями, она отказывала своим поклонникам, пока король Англии Агрипп, не попросил ее руки для своего единственного сына Конона. Урсула, схитрив, дала своё согласие на замужество только при выполнении трех условий: 1. Ее должны сопровождать десять благородных девиц, по тысяче девиц прислуг у каждой; 2. Перед замужеством ей необходимы три года, чтобы посетить христианские святыни; 3. Принц Конон и его приближенные должны стали христианами. Хитрость не удалась - ее условия были приняты. Собрав требуемое число девиц, Конон отправился с ней в паломничество в Рим. Там их принял папа, который крестил Конона и вместе со всем этим сонмом отправился в Кельн. Город они нашли осажденным гуннами, которые убили мужчин, а затем, после безуспешной попытки овладеть ими, и девственниц. Урсула, отказав предводителю варваров стать его женой, была убита стрелой из лука. С тех пор она считается святой покровительницей Кельна.
- Бюст Христа Спасителя, работы Джованни Баттиста Каччини (1556-1613) был частью скинии семьи Бенедетти в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Будучи представителем маньеризма, Джованни Баттиста был еще и мастером по реставрации древнеримских скульптур, которые принесли ему репутацию знающего антиквара.
Восток - дело тонкое
Гуаньинь - богиня милосердия в китайском буддизме. Здесь деревянная скульптура вполне антропоморфна. А так есть традиция изображать бодхисатву тысячерукой.
Сётоку Тайши был сыном императора. Буддизм утвердился в Японии в середине VI века. По легенде принц обладал способностью реагировать сразу на десять обращённых к нему прошений.Он очень почитается японскими буддистами, будучи главным защитником новой религии. Позже его самого будут почитать как божество. Здесь Сётоку Тайси представлен двухлетним ребенком, в этом возрасте он, как традиционно считается, впервые поклонился Будде.
Лоханы – последователи Будды, достигшие духовного совершенства. Их задача — охранять буддийское учение до тех пор, пока не появится Будда Будущего. Они живут не среди людей, а отшельниками в горах. Они также обладают сверхъестественными способностями, такими как способность изменять размер, а также все видеть и слышать. Есть восемнадцать разных лоханов. Это Аджита. Он полностью концентрируется на чтении сутры, писания, передающего учение Будды.
Амида (Будда Западного Рая) до сих пор популярна в Японии. Чтобы переродиться в Западном Раю, требуется твердая вера в Амиду и неоднократное повторение его имени. (Там все сложно, никогда не погружался в буддизм и сейчас не стану - пусть Амитабх сам по себе, а я - сам по себе)
Вот и всё. Спасибо за внимание!