В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Эфиопии на 2023 год значится 11 объектов, еще 7 находятся в предполагаемом списке на получение охранного статуса. Таким образом получается, что доля Эфиопии от всех охраняемых объектов ЮНЕСКО во всем мире составляет 0,7%.
1. Национальный парк Сымен
Эфиопия – самая высокогорная страна Африки, на которую приходится 70% всех гор континента. Эфиопское или Абиссинское нагорье занимает значительную часть государства, но самые красивые и уникальные природные ландшафты находятся на севере. Глубокие скалистые ущелья, сменяющиеся настоящими альпийскими лугами и даже плодородными равнинами и широкими зелеными долина – это часть национального парка Сымен, образованного в 1969 году на внушительной площади 22,5 тыс. га. Несмотря на периодическую неспокойную политическую обстановку в Эфиопии национальный пак Сымен отличает превосходная инфраструктура: хорошо продуманные тропы, гиды, прокат необходимого оборудования. Туристы приезжают сюда не только за тем, чтоб насладиться незабываемыми видами и удивительно разнообразными природными ландшафтами, но и для восхождения на горные пики Абасиинского нагорья и знакомством с неповторимой фауной Эфиопии.
Национальный парк Сымен – это место проживания многих редких и эндемичных видов животных. Самые известные и популярные из них у туристов – гелады, обезьяны с ярко красной грудью. Это самые громкие приматы в мире, и единственный вид среди всех обезьян, которые питаются только травой и семенами. Они отличаются длинными пальцами с хорошо развитой моторикой, которыми могут сорвать даже самую тонкую травинку.
Другие эндемики Сымена – абиссинский козел и эфиопский шакал (сыменская лисица). Именно для защиты этих видов от вымирания (на 1969 год, например, поголовье родственника домашней козы насчитывалось всего в 1000 голов) изначально и создавалась охранная зона. С 1996 по 2017 судьба национального парка Сымен буквально «висела на волоске» – падение численности охраняемых видов было катастрофическим. Но титаническая работа научных сотрудников, биологов, зоологов и неравнодушных волонтеров дала положительный результат – и негативная тенденция была сломлена. Кроме уникальных видов представителей фауны, в охраняемой зоне можно встретить грациозных леопардов, сервалов, нубийского горного козла и большое разнообразие крупных хищных птиц, гнездящихся в высокогорных районах Эфиопии.
В национальном парке Сымен находится самая высокая точка Эфиопии – Рас-Дашен (4533 метров над уровнем моря).
2. Скальные церкви в Лалибэле
Эфиопия – единственная традиционная христианская страна Африки, которая стала третьим государством в мире (после Армении и Эдесского царства) принявшим христианство (православного толка) в качестве официальной религии. Это произошло в 330 году н.э. во время правления Эзана Великого, который почитается Эфиопской православной церковью в лике святых.
Долгие столетия православие в Эфиопии было оторвано от мировых процессов и развивалось отдельно от остальных христианских конфессий. «Повторное» открытие европейцами (Эфиопия до этого имела тесные культурные и торговые контакты с Римской империей) Эфиопии вызвало немало удивления. Мало того, что в Африке есть страна с глубокими христианским традициями, насчитывающими почти 1500-летнюю историю, так еще религиозные обряды и культовые постройки порой кардинально отличались от принятых в католических и даже православных устоявшихся традициях. Самое удивительное в эфиопском православии – это уникальные церкви в городе Лалибэле.
Уникальность церквей в Лалибэле – а их насчитывается 13 штук – заключается в том, что они высечены в каменной толще вулканического туфа. И не просто высечены, а углублены под землю – например, плоская крыша самого известного храма Святого Георгия (Бет Гиоргис) находится на одном уровне с поверхностью земли! Глубина котлована варьируется от 12до 50 метров.
Про скальные церкви в Лалибэле ученые, несмотря на их хорошую сохранность и функционирование по прямому назначению по сей день, знают не так много. Во-первых, точно не известна дата и даже век их постройки. Предположительно это XII-XIII века. Но есть смелые предположения, что самая древняя религиозная постройка была построена уже в VII веке. Во-вторых, нет точного понимания технологии строительства. С одной стороны, древние зодчие могли прорубать котлован по периметру будущей церкви, образуя ее двор, и только после этого производить «строительство» объекта из обособленной в центре толще каменных пород. С другой стороны, «строительство» могло идти параллельно – зодчие постепенно углублялись вглубь пород, формируя и облик здания, и необходимое пространство двора вокруг него.
Казалось бы, уникальности у этих объектов древности хоть отбавляй, и они по праву представляют собой достижение инженерной мысли Средних Веков. Но древние зодчие еще изящно решили вопрос с водоснабжением. Церкви в Лалибэле связаны с артезианской геологической системой и подают воду от чистейших источников в колодцы города, расположенного на вершине горного хребта!
3. Крепость Фасил-Гебби
Фасил-Гебби – это целый комплекс дворцов, монастырей, храмов и множества уникальных общественных и частных зданий, окруженных 900-метровыми крепостными стенами и отличающихся уникальной архитектурой. В убранстве внутренних помещений и на фасадах зданий можно найти элементы нубийского, индийского, арабского стилей и даже ярко выраженное влияние европейского барокко.
Фасил-Гебби был основан в 1633 году императором Фасилидасом как его будущая резиденция. Так исторически сложилось, что у Эфиопской империи никогда не было столицы, а ее императоры постоянно находились в движении, перемещаясь по стране вместе с основной массой своих подданных и живя в просторных шатрах. И так продолжалось до XVII пока, когда Эфиопия наконец обзавелась столицей с настоящей богатой и хорошо укреплённой резиденций правителя. Почти два столетия Фасил-Гебби выполняла функцию резиденции императоров Эфиопии, постоянно достраиваясь и совершенствуясь в зависимости от уровня влияния и отношения императорской семьи с соседними государства и далекими партнерами. Например, элементы барокко на фасадах зданий появились благодаря усилившемуся влиянию миссионеров-иезуитов.
Назвать историю Фасил-Геббе легкой никак не получится. В 1704 году императорский комплекс сильно пострадал от землетрясения, в XIX веке разграблен махдистами, а годы Второй мировой войны в зданиях резиденции располагалось оккупационное военное командование Италии, что вызвало периодические налеты британской авиации. Лишь к 2005 году Фасил-Геббибыл полностью отреставрирован под контролем специалистов ЮНЕСКО и открыт для посещения всеми желающими.
4. Древний город Аксум
Аксум – город на севере Эфиопии, давший название Аксумскому царству. С 400-х годов до н.э. и до X века н.э. Аксум представлял собой грозную военную и экономическую силу, который не боялся бросать вызов Римской империи (а позже Византии) и конкурировать с ними за территории и влияние на северо-востоке «черного» континента. Уникальная письменность на основе собственного алфавита – язык геэз – сохранилась до наших дней и официально используется Эфиопской православной церковью. Язык геяз – единственный оригинальный письменный язык, который сохранился и развивается уже на протяжении более 1500 лет.
Но несмотря на все свое могущество и колоссальное влияние в Египте и Аравийском полуострове, Аксумское царство не выдержало конкуренции с арабами-мусульманами и вначале было оттеснено от портов Средиземного моря, а позже и полностью от плодородных берегов нижнего и среднего течения Нила. Под ударами мусульманских воинов города Аксума, подобно Вавилону, были оставлены своими жителями, а сама многовековая цивилизация канула в историю, оставив множество загадок после себя. Именно выдающиеся технические и культурные достижения древней африканской империи сделали территорию ее столицы Всемирным достоянием человечества под охраной ЮНЕСКО:
- Стелы – главные памятники Аксумского царства, дошедшие до наших дней. Представляют собой громадные колонны, вырезанные из монолитных базальтных блоков высотой до 24 метров. Самые известные из них (общее их число составляет около 200 штук) это стела царя Эзаны (самая высокая, 24 метра), Аксумский обелиск (был похищен итальянцами во время оккупации в годы Второй мировой войны и возвращен Эфиопии лишь в 2005 году), а также лежащая Большая стела (предполагается, что упала во время строительства, 33 метра в высоту). Главная загадка аксумских стел – как древние зодчие смогли обработать крайне прочный базальт и доставить эти монолитные блоки до места установки. А вес стелы царя Эзаны, например, составляет около 200 тонн!
- Церковь Святой Марии Сионской (1665 год постройки). По уверению Эфиопской православной церкви в ее стенах хранится Ковчег Завета, в котором хранятся каменные скрижали Завета с десятью заповедями. Но видеть этот священный христианский артефакт может только его хранитель. В качестве доказательства его наличия в Эфиопии приводится национальный литературный эпос «Кебра Негаст», согласно которому сын царя Соломона и царицы Савской основал династию эфиопских правителей. И именно вместе с сыном Ковчег Завета был вывезен из Иерусалима и доставлен в земли его матери.
- Камень Эзаны – уникальное культурное наследие Аксумского царства, на котором запечатлены похвалы Богу за окончательную победу над нубийцами на сабейском, древнегреческом и языке геэз. Считается также первым документальным свидетельством перехода царя Эзаны в христианскую веру.
- «Бассейн царицы Савской» – хорошо сохранившийся искусственный водоем, вырезанный в твердых горных породах и по преданиям, использующийся самой легендарной царицей Савской.
- Руины некрополя времен царя Калеба.
- Руины дворца царицы Савской.
- Монастырь Пенталевон.
5. Долина нижнего течения реки Аваш
Современная Эфиопия расположена в самом древнем ареале возникновения и развития человечества. Тут были найдены самые древние из известных сегодня останков древних людей, возрастом 4,4 миллиона лет.
Долина нижнего течения реки Аваш – это не только плодородные сельскохозяйственные угодья и места обитания крупных поголовий газелей и антилоп, но и важнейшее для истории и палеонтологии место. В долине реки Аваш были найдены хорошо сохранившиеся и на удивление полные скелеты австралопитеков, благодаря которым впервые удалось восстановить облик прародителей современного человека. Впервые собранный скелет австралопитека женского пола, названной «Люси», сейчас хранится в Национальном музее в Аддис-Абебе. Также в этом же месте были найдены останки еще 13 прародителей Homo Sapiens, которые могут иметь родственные отношения к «Люси» (как минимум принадлежать с ней к одному племени).
Но самое поразительное, что позже в долине реки Аваш был найден еще один практически полный скелет старше «Люси» на 1,2 млн лет. Это также была особь женского пола, которая принадлежала эволюционному предшественнику австралопитеков. Найденная находка получила имя «Арди».
Находки в долине реки Аваш сделали настоящую сенсацию в научном мире и позволили значительно продвинуться в изучении истоков возникновения человечества и воссоздать более древнюю историю развития эволюции человека, как вида.
6. Долина нижнего течения реки Омо
Долина нижнего течения реки Омо – это действительно уникальное место на Земле. Это одно из самых мультикультурных мест на нашей планете, где на относительно небольшой территории проживает более 45 племен, каждое из которых говорит на своем уникальном языке. Люди из соседних племен порой не понимают друг друга – настолько они различаются между собой в морфемном смысле и истории своего возникновения и развития. Туристы стремятся посетить долину реки Омо, что прикоснуться практически к первобытному образу жизни и необычной культуре ряда племен. В первую очередь, посещают мурси, где традиции заставляют женщин ходить с огромными глиняными дисками в губах. Также очень популярны посещения деревень племен Бенна и Хамер. Их отличительной особенностью являются традиции искусственного шрамирования спины и шалаши, обмазанные коровьем навозом. Очень интересны экскурсии к племенам Ньянгатом, которые являются тем самым знаменитым «голым африканским племенем».
Но не только или не столько эта особенность сделала долину нижнего течения реки Омо объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дело в том, что это место представляет огромную историческую и палеонтологическую ценность для всего человечества. Если в долине реки Аваш были впервые найдены хорошо сохранившиеся скелеты австралопитеков, то долина реки Омо подарила науке окаменелости древнейших представителей Homo sapiens (Omo I) и Homo helmei (Omo II), возраст которых 195 000 лет. Кроме этого, здесь были найдена самые древние из известных науке каменных орудий труда, что позволило официальной науке отодвинуть в прошлое первые свидетельства осознанной хозяйственной и даже технической деятельности предков современного человека.
7. Археологические памятники Тийа
В 85 км к югу от столицы Эфиопии, в городе Тийа, сохранилось 36 доисторических стел. В каком-то смысле они похожи на стелы Аксумского царства, но принадлежат гораздо более древней культуре, о которой ученым ничего не известно. Несмотря на то, что на 32 стелах есть надписи и рисунки – разгадать их значения, и с какой целью они были сделаны практически невозможно. Предположительный возраст создание магалитов – эпоха позднего неолита.
Наиболее достоверное объяснение назначения архитектурных объектов древности – памятники Тийа как-то связаны с культурой погребения усопших, поскольку рядом с ними найдены останки людей, явно погибших в бою (по характерным следам от оружия на скелетах и черепах). Возможно стелы Тийа обозначают место погребения знатных воинов или являются своеобразной данью памяти павшим героям в неизвестной битве.
8. Укреплённый исторический город Харар-Джуголь
Мало кто знает, что четвертый по значимость город ислама – Харар – располагается в православной Эфиопии и является не только главным центром ислама страны, но и обладает уникальными архитектурными традициями, которые охраняются ЮНЕСКО. Если быть точнее – охранный статус имеет только центральная часть города – Джуголь – обнесенная каменными стенами, возведенными в XIII-XVI веках.
В Джуголе размещается 82 мечети, три из которых были основаны еще в X веке. С конца XVI века Харар-Джуголь был центром торговли и исламского образования. Но туристическая и культурная ценность современного Харар-Джуголь – это целые кварталы традиционных домов с открытыми террасами и уникальными интерьерами. Архитектура этих построек делится на три типа:
- Традиционные африканские дома с элементами исламской архитектурной традиции
- Индийские дома, построенные после 1887 года, когда в городе возросла численность торговцев из далекой азиатской страны
- Смешенные постройки, в которых присутствует элементы как первого стиля, так и второго.
Сам уникальный архитектурный облик древнего Харара сформировался в XVI веке: для него характерен лабиринт узких проулков и глухих фасадов. Именно для погружения в эту древнюю и атмосферу Эфиопии и приезжают тысячи туристов и устремляются в главный мусульманский город страны.
9. Культурный ландшафт Консо
Консо – это одна из древних этнических групп, проживающих в Эфиопии уже более 400 лет. Они известны, в первую очередь, обширными каскадами террас, вырубленные в камнях и являющихся их традиционным методом ведения земледелия. Подобные террасы позволяют не только собирать максимум воды для полива полей в засушливом климате, но и бережно относится к почве, не допуская ее эрозии и вымывания плодородного слоя.
Другая важная особенность народа Консо – это их традиционные населенные пункты. Деревни имеют от одного до шести кругов высоких (до 5 метров) стен, выстроенных из камня, который буквально валяется под ногами. Внутри каждого круга расположены плотно заставленные конусообразные жилища. Когда население сильно вырастает и не вмещается в круг защитных стен – возводится следующий периметр защитных укреплений большего диаметра, который защищает дома новых жильцов. Таким образом получается, что центральная часть деревни может быть защищена 6 крепостными стенами одновременно.
Еще одна важная культурная традиция, которая находится под охраной ЮНЕСКО – это деревянные тотемы, называемые местными словом «вака». Они имеют в высоту не более метра и символизируют память о усопшем вожде или значимых героях Консо. Как правило «вака» изображает самого усопшего в окружении его семьи, а также поверженного врага или грозное хищное животное.
Культурный ландшафт Консо – это пример удивительной адаптации человека в трудным условиям проживания (постоянные засухи и каменистые почвы) и создания устойчивых поселений и среды обитания. При этом, несмотря на всю «недружелюбность» окружающей среды, народ Консо демонстрирует отличный и сильно мотивирующий пример того, как можно жить в гармонии и не нарушать хрупкий экологический баланс антропогенным вмешательством в естественные природные условия.
10. Национальный парк «Горы Бале»
Национальный парк «Горы Бале» был сформирован в одноименных горах и включает обширную территорию в 2200 квадратных километров. На его территории постоянно проживает более 60 видом млекопитающих и 280 видов птиц, 26% из которых являются эндемиками Эфиопии. Созданный первоначально для охраны горной ньялы (лесная антилопа) и эфиопского шакала, он смог поддержать устойчивый рост популяции обезьян верветок, бушбак Менелика, обыкновенных дукеров, клипспрингеров, бохорского козла, эфиопского горного зайца, медоеда и сервала. Среди 1321 вида растений, произрастающих в охраняемой зоне, 163 являются эндемиками Эфиопии.
Национальный парк «Горы Бале» отличает разнообразие природных ландшафтов, которые традиционно делятся на пять зон:
- Северные луга (долина Гайсай);
- Северные леса (штаб-квартира парка);
- Афро-альпийские луга (плато Санетти);
- Вересковые пустоши Эрики;
- Лес Харенна.
В национальном парке находятся источники пяти важнейших рек региона, которые снабжают водой миллионы жителей Эфиопии и сопредельных с ней государств.
Национальный парк «Горы Бале» открыт для пешего и автомобильного туризма и наибольшей популярностью пользуется в сухой сезон – с апреля по ноябрь.
11. Культурный ландшафт Гедео
В Южной Эфиопии проживает действительно уникальная народность гедео, которые, несмотря на колоссальное влияние современной цивилизации и неумолимого процесса глобализации, остаются верны многим своим культурным и хозяйственным традициям. Так, например, они создали и продолжают пользоваться уникальной системой многоуровневой агролесомелиорации, позволяющей эффективно использовать землю и защищать ее плодородный слой от эрозии уже многие века. Она заключается в том, что защитой зрелых диких деревьев выращиваются кусты кофе и эфиопского банана, а уже под их защитой произрастают бобовые и корнеплодные культуры, являющиеся основой рациона гедео. Гедео практически не ведут обработки почвы, часто дают земле «отдохнуть» после получения нескольких урожаев и тщательно (по религиозным соображениям) поддерживают экологическую устойчивость региона, оказывая по возможности минимум антропологического воздействия на нее.
Многие естественные леса в районе расселения гедео для их защиты от вырубки объявлены священными рощами. В них проводятся ритуалы местного религиозного культа, а вдоль горных хребтов, на окраинах священных рощ расположены плотные скопления мегалитических памятников. Они представляют собой каменные фаллические или антроморфные стелы высотой не более 8 метров и диаметром до 1 метра, почитающиеся гедео и поддерживающиеся в надлежащем состоянии старейшинами этой народности.
Долгая и устоявшаяся история гедео, их уникальные хозяйственные традиции и многовековая культура и верования, сохранившиеся и развивающиеся несмотря на огромное влияние экономически успешных и более влиятельных соседей, сделали культурный ландшафт Гедео объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возможно, вам будет интересно почитать: Племена Эфиопии
✓Открывайте мир вместе с нами и подписывайтесь на наш telegram - канал
А подобрать тур поможет BONAMAN