Личная стратегия – это не ровная дорога, устланная розами без шипов. Сегодня наш рассказ о Роберто Баджо, человеке, который «умер стоя» и совершил самый главный промах в истории футбола.
Он был пятым в очереди на удар с 11-метровой отметки – на него могла рассчитывать вся сборная, он тащил ее весь турнир.
В 1/8 еле-еле получилось обыграть сборную Нигерии: Баджо сравнял счет на 88-й минуте встречи и затем забил пенальти в дополнительное время.
В четвертьфинале попалась сборная Испании. Матч снова вытащил Баджо, забив победный гол на той же 88-й минуте.
Полуфинал – встреча со сборной Болгарии во главе с лучшим болгарским футболистом всех времен Христо Стоичковым. Баджо стал героем встречи, забив быстрый дубль.
И вот – финал с бразильцами. Основное и дополнительное время закончились без голов. Пришло время бить пенальти, и тут случилось главное разочарование в жизни Роберто Баджо. Он пробил намного выше ворот. Момент, к которому он шел всю жизнь, обернулся фатальной неудачей. Впрочем, дадим слово самому Роберто Баджо.
«Я три раза участвовал в чемпионатах мира и все три раза мы проигрывали по пенальти. Но, конечно, финал–1994 стоит особняком. Это воспоминание будет со мной до гробовой доски. Я не забуду тот удар никогда. В детстве я мечтал: вот выиграю Кубок мира, а в финале мы будем играть против бразильцев… Это была мечта моей жизни, самая большая мечта. Конечно, я не думал, как все будет на самом деле, как эта мечта обернется. А обернулась она самой печальной концовкой, которую только можно представить. Я до сих пор плохо сплю из-за той ошибки. Да лучше было проиграть тот матч 0:3, чем по пенальти! Это моя самая большая трагедия в жизни, так горько… Если вы проигрываете матч по игре – что ж тут поделать, проиграл так проиграл. Но тут проигрываешь из-за какой-то досадной случайности. Где я ошибся? А? Промахнулся на самую малость, мяч пролетел на десяток сантиметров выше, чем надо было… Это останется во мне на всю жизнь. И не только во мне. Каждый раз, когда я смотрю какую-нибудь серию пенальти, невольно ставлю себя на место того, кто сейчас запорет удар. Вот такое чувство. Всю жизнь. Это несправедливо и жестоко, особенно если происходит на чемпионатах мира. Четыре года сборов, карантина, тренировок, переездов, матчей – и все перечеркивается за какие-то три минуты серии! Я никогда не забуду тот момент, но уже привык к этой занозе. Стараюсь так не переживать. Но каждый раз, когда думаю об этом или, когда мне напоминают, горечь возвращается. Помогает моя жизненная философия – надо смотреть вперед и поменьше оглядываться в прошлое. Но как это отбросить? Это такая рана, которая в любой момент может заныть. Вот вы мне об этом напомнили, и рана снова открылась…»
Все началось в 1970 году. На чемпионате мира в Мексике Италия вышла в финал, но проиграла с треском звездной команде Бразилии во главе с самим Пеле. Однако звездная сборная Бразилии в финале оказалась лучше итальянцев. Финальный счет 4:1 и безумное разочарование для всей Италии. Говорят, что после того финала трехлетний Роберто пообещал своему отцу, что он обыграет Бразилию в финале чемпионата мира.
Баджо был гениальным футболистом, но всю карьеру его преследовали травмы. В 18 лет, за несколько дней до перехода в «Фиорентину», он получил разрыв связок колена. Некоторые врачи считали, что играть ему больше не стоит, но он восстановился и играл.
После одной из травм пришлось наложить 220 швов, чтобы восстановить колено. По слухам, у Роберто аллергия на болеутоляющие, а это значит, что он всегда играл через боль. Он довел свою сборную и дошел сам почти до победы – и промахнулся.
Баджо — лучший игрок мира и Европы 1993 года, победитель Кубка УЕФА 1992/93, единственный итальянский футболист, забивавший мячи на трех чемпионатах мира, не забил главный пенальти в своей жизни. Он не сдержал обещание, данное отцу. После этого промаха в Италии появилось выражение: «Сократ умер от яда, Ницше умер, сойдя с ума, а Баджо умер стоя».
Как сложилась его жизнь после футбола?
Он так и не стал большим тренером, хотя и получил необходимую лицензию УЕФА. Он предпочитает покой и единение с природой.
«Я хочу находиться в единении с природой, – говорит он. – Мне так лучше. Я люблю быть один, а нет лучшего места для одиночества, чем лес или берег ручья. Почти исчезают звуки – и ты наедине с миром. Я провожу так много времени. Раздумываю о трудностях, с которыми сталкивался, и о совершенных ошибках».
Баджо принял буддизм, и строит буддистские храмы. Он потратил почти 15 миллионов евро на буддистский центр в Милане, в котором футболисты могут получить психологическую помощь после травм. Он принимает себя и главную ошибку всей своей жизни. В этом его личная стратегия.
Об авторе статьи
Я Антон Буланов — ведущий эксперт по стратегиям, брендингу и идеологиям, психолог.
Консультирую первых лиц, работаю с крупными и средними компаниями, индивидуально с теми людьми, кто выстраивает свою личную стратегию и стремится управлять своим будущим.