Найти тему
Readovka.news

«От Екатерины Великой до Николая II»: как в России создавали национальный стиль

В прошлые времена мода в России создавалась правителями. Так, например, в период царствования императора Петра Великого русские стали носить немецкие кафтаны и французские парики. Князь Василий III, отец Ивана Грозного, чтобы понравиться супруге Елене Глинской, однажды сбрил бороду и начал носить польский костюм. В результате все придворные взяли с него пример. Во времена правления Алексея Михайловича польское платье было официально закреплено законом. Об этом на своем сайте написали авторы 24 Нового русского бренда.

Однако спустя определенное время русская элита пришла к выводу, что в стране нужно создать свой национальный стиль в моде. Начало данному процессу положила русская императрица Екатерина II. В своей политике она руководствовалась усовершенствованием существующих порядков, а также привнесением в Россию идей прогресса и свободы. При этом правительница считала, что в основе всех перемен должны лежать русские традиции. Екатерина Великая воспринимала свое правление как эпоху русского национального возрождения.

Императрица начала изучать традиции простонародной одежды. В результате обычный крестьянский сарафан, сшитый из дорогой ткани и украшенный золотым шитьем, вдруг оказался платьем. Во времена правления Екатерины II в обиход благородного сословия вернулись русские шубы и меховые шапки. Тем самым национальный стиль начал распространяться через верхушку общества. Постепенно русское платье стало восприниматься как одежда придворных дам. Итак, национальная гордость заставила аристократию одеваться в «русском стиле».

Император Николай I также внес значительный вклад в развитие русского стиля. Правитель старался бороться с галломанией и англоманией, которые были характерны в то время для элиты. В результате при императорском дворе все стали говорить исключительно на русском языке. Николай I приказал всем женщинам на коронационных торжествах быть в русском платье, что впоследствии в стране ввели на официальном уровне.

-2

На голове придворных дам можно было заметить роскошный высокий кокошник, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Верхнее платье напоминало сарафан, а нижнее, подобно крестьянской одежде, шили из белого атласа. Фрейлины стали носить длинные косы в русском стиле, забыв о французских прическах. Таким образом, крестьянская мода стала неотъемлемой частью высшей элиты Российской империи. Традиция, заложенная Николаем I, оказалась настолько сильна, что просуществовала вплоть до падения монархии в 1917 году.

Однако над русским стилем работали не только представители власти. Так, например, граждане страны, руководствовавшиеся настроениями патриотизма, сами предлагали национальный стиль. В 1830-е годы в России возникло движение славянофилов, в которое вошли философы и историки, убежденные в необходимости обращения к русским обычаям для обеспечения наилучшего общественного устройства.

Представители движения создали особую моду, взяв за основу традиции допетровского времени XVI-XVII веков. По их мнению, этот период был эпохой наивысшего расцвета русского национального характера. Элементы национальных костюмов славянофилы начали заимствовать у сербов, поляков и чехов.

-3

Один из славянофильских экспериментов, получивший большой успех, заключался в том, что они популяризировали старорусскую шапку-мурмолку, которая вскоре вошла в широкий обиход. В результате к концу XIX века головной убор стал одним из самых распространенных в России зимних мужских шапок, которую носят и в наши дни.

-4

Время правления Александра III ознаменовало расцвет русской моды. Правитель, будучи истинным патриотом, не любил все заграничное. Именно в период его царствования армия стала носить мундиры «русского кроя». При нем также получил наивысшее развитие русский стиль в архитектуре, подаривший множество шедевров, таких как храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге или здание Исторического музея в Москве.

-5

Традицию своего отца продолжил император Николай II. В этот период в России расцвела национальная живопись. Вершиной моды его царствования стал знаменитый Костюмированный бал 1903 года, на который гости явились к императорскому двору в одежде XVII века.

«Впечатление получилось сказочное – от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания», – вспоминал современник.
-6

Тем самым русский стиль вошел в моду по всему миру. Открытки с участниками бала создавались огромными тиражами. Был также издан роскошный альбом, все доходы от которого направлялись на благотворительность. Интересно, что известная в наши дни колода карт «Русский стиль» была создана немецкими художниками под впечатлением от события в Санкт-Петербурге.