Настоящее имя и фамилия : Вивиан Мэри Хартли. Родилась 5.11.1913 года в Дарджилинге ( Индия ) . Умерла 8.7.1967 года в Лондоне .
Дочь английского чиновника ,она получила образование в нескольких закрытых пансионах разных стран Европы , после чего в 1932 году поступила в Королевскую академию драматического искусства . Дебют в кино -1934 год , на сцене -1935 г. Если первые киноработы не оставили большого следа , то появление молодой красивой актрисы в лондонском театре " Амбассадор" сразу было замечено , и режиссер А. Корда тут же заключил с ней контракт на работу в его компании "Лондон фильмз". Там во время съемок фильма " Пламя над Англией "(1936) одна из романтических легенд кинематографа , связавшая вместе имена Вивьен Ли и Лоуренса Оливье. Актриса к тому времени была замужем за адвокатом Гербертом Ли Холменом (его имя стало ее сценической фамилией ) , а Оливье женат на актрисе Джин Эсмонд. Роман двух премьеров английской сцены и экрана мучительно разворачивался до 1940 года, когда они смогли наконец соединить свои судьбы.
Именно в эти годы сформировался экранный образ героинь Вивьен Ли : хрупких красавиц , нещадно преследуемых превратностями жизни , безропотно и с достоинством сносящих ее удары. Образ этот сложился не сразу . В первой из снятых в Англии американских картин " Янки в Оксфорде" (1938) она сыграла легкомысленную характерную героиню , а в совместной с Ч. Лоутоном работе " Переулок Св. Мартина (1938) - юную беспризорницу , жестоко оставляющую своего старого покровителя , уличного певца , ради блестящей артистической карьеры. Онако уже здесь актриса сумела внести дополнительный драматизм в трактовку своих персонажей.
Звездой международного класса сделала ее роль Скарлетт О. Хары в " Унесенных ветром "(1939) , эпохальном фильме американского кино , долгое время ( до начала 70-х годов) бывшего чемпионом проката . Молодая южанка , переживающая в ходе суровых испытаний гражданской войны , выпавших на долю ее земляков , личный крах , но не сдавшаяся и устоявшая , пусть даже ценой огрубления души , стала одним из любимейших персонажей голливудской мифологии. Вивьен Ли получила " Оскар " за исполнение главной женской роли . Ее Скарлетт далеко не одномерна , напротив , актриса сумела передать сосуществование противоположных начал в душе своей героини: порывистости и расчета , благородства и цинизма, искренности и рассудочности.
Совместные с Оливье выступления на сцене лишь в 1941 году перешли в кино . А . Корда , долгие годы бывший их сердечным поверенным , занял обоих в мелодраме " Эта женщина Гамильтон " ( в нашем прокате -Леди Гамильтон" ,1941) , снимавшийся в США. Любовная история адмирала Нельсона и Эммы Гамильтон , дала возможность обоим актерам очень по -личному воспроизвести ситуацию. Суровый флотоводец , раздираемый между страстью к Эмме и чувством долга ,Эмма Гамильтон , безоглядно, жертвенно преданная своему избраннику , - оба они обрисованы так психологически убедительно ,что не столь уж значительная по совей режиссуре картина стала близкой самой широкой аудитории зрителей ,в том числе и в СССР, куда ее в качестве дара привез в 1942 году У. Черчилль.
В дальнейшем Вивьен Ли больше внимания уделяла театру , часто выступая в ролях классического репертуара вместе с Л. Оливье. Тем не менее многим запомнилась ее Анна Каренина во всех остальных отношениях неудачного одноименного фильма Ж. Дювивье (1948) , а роль Бланш Дюбуа из " Трамвая "Желание" (1951) Э. Казана принесла актрисе еще одного "Оскара". Южанка , как и Скарлетт , Бланш тем не менее принадлежит к породе проигрывающих.Ее судьба утрачена из-за невыплаты ипотечных процентов , дух ее сломлен ,и исполнительница строит роль целиком на обыгрывании разного рода защитных приспособлений , вроде любви к рюмке , к возвышенным рассуждениям , женскому кокетству , которые должны заслонить от нее сознание собственного поражения и ущербности .Партнер ее - Марлон Брандо , - наоборот , откровенно выражает эту самую естественность , которая не желает прятаться за что бы то ни было , доходя до откровенной грубости и хамства. Т. Уильямс, автор пьесы , лежащей в основе фильма , почувствовал в этом противостоянии один из главных конфликтов времени. В этот конфликт в каком-то смысле попала , как актриса , и сама Ли. Отточенной технике стали предпочитать необработанную многозначную фактурность и бесхитростную спонтанность. К этому времени относится и личный кризис актрисы, во многом связанный с ее неустойчивой психикой и участившимися вспышками душевной болезни. Сильнейшим ударом для нее оказался развод с Оливье в 1960 году. Она еще два раза выступила в кино в ролях таких же ,как Бланш , проигравших жизненной схватке женщин(" Римская весна миссис Стоун"1961) и "Корабль дураков "(1965). В 967 году умерла от туберкулеза , мучившего ее почти четверть века.
Автор : Александр Дорошевич.
Фильмография : "Дела идут на лад", 1935 ; "Деревенский сквайр",1935; "Джентльменское соглашение " , 1935; " Взгляни и засмейся ", 1935; "Мрачное путешествие ", 1937; " Буря в стакане воды" , 1937; " Первые и последние " , 1937; " Мост Ватерлоо", 1940; " Цезарь и Клеопатра" , 1946 ; " Глубокое синее море " , 1956 .