Сказочный мир всегда двояк. В механизме выживания люди обращались чаще к сказочным смыслам, нежели к прямому изложению своих практических достижений. Через символическое восприятие проще зафиксировать свое знание и предать его будущим поколениям. Поэтому все сказки содержат тайные «знаки-сообщения», очень важные для людей, которые указывают путь к добрым деяниям и нужным поступкам.
Выявление смысла всегда было главным в жизни человека, если он служил делу достижения практических целей в реальности. Человек смыслу уделяет особое внимание тогда, когда задумывается о смысле жизни. Дело добычи смысла во всем становится тогда актуальным для человека во всех сферах деятельности.
И если мы сейчас конструируем «логику смысла» сказки, то интересно было бы рассмотреть первичность тайного смысла слова по отношению к предмету сказочных событий.
Сюжет 14
Братья с женами на пиру смеются. Что ж ты без жены пришел, хоть бы в платочке принес. Где же ты такую красавицу выискал?
Тут страшный стук да грохот.
Иван-Царевич. Не бойтесь, честные гости. Это моя лягушонка в коробчонке приехала.
Входит в залу Василиса Прекрасная.
Василиса. Извини меня, что замешкалась.
Иван-Царевич. Кто ты?
Василиса. Я жена твоя - Василиса.
Братья. Вот это лягушка, зря мы над ней смеялись.
Царь. Пожалуй к столу, сношенька. Садись со мной рядом.
И начинается пир. Царевна во время еды выпивку, косточки перья в рукава складывает. А другие невестки за ней повторяют.
Иван-Царевич стал танцевать с Василисой, и она вовремя танца из косточек сделала звезды, перья превратила в месяц, а из воды сделала озеро с лебедями.
У других невесток, когда они начали танцевать волшебства не получалось.
Комментарии. Самые «недалекие» представители царской семьи кичатся своими женами и издеваются над младшим братом. Какая-то бытовая «дедовщина» получается. Однако услышав страшный стук и грохот, - испужалися. И тут молодец наш Ванюша. Попросил не пугаться только «честный гостей». Правильно оценил ситуацию и выполнил инструкции жены.
Приятно был поражен первой встречей с Василисой Премудрой в ее настоящем обличье. Ещё бы! Началась любовь с первого взгляда. Непонятно только – он стал умнеть и себя уважать от любви к красивой женщине или все же понял, что ему повезло и что он (судьба послала) приобрел гораздо больше, чем ожидал.
Молодец наш Царь (руководитель нашего Рода), быстро без удивления разобрался в происходящем, посадил Василису Премудрую рядом. Царское – к царскому! Да и как не приблизить к себе кудесницу, владеющую секретами Мироздания.
А Василиса без лягушачьей шкурки решила показать «товар лицом». Смотрины, так смотрины! Конкуренток провела, чудеса продемонстрировала, очаровала всех своим великолепием, да и как не могут очаровать истинные Знания!
А зря поспешила! Не привыкла она еще к людскому обществу, это ей не в лесу с белочками и птичками общаться. Люди-то уже оторвались от Природы, не понимают великолепия простой красоты, чего-то хотят более блестящего и более искусственного. Людское общество очень недоверчиво воспринимает Знания, даже если и идет речь о борьбе за престолонаследие, за Власть. Жди козней! Кащей-то был прав, даже суженый Иван, пока его судьба не накажет, будет глупым и недостойным Василисы Премудрой.
Сюжет 15
Пришел Иван-Царевич домой, увидел лягушачью шкурку и сжег её.
Василиса. Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал. Если б ты только три дня подождал, я бы вечно твоей была.
И превратилась Василиса в лебедицу белую.
Василиса Прекрасная. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве у Кащея Бессмертного, прощай!
Комментарии. Таким образом, пока еще «глупый и недостойный» Иван поторопился и сделал, как многие люди, - сначала сдурил, а потом подумал. Хотел как лучше, а получилось как всегда. Василиса, кажется, тоже начала догадываться о своем предназначении – носительницы и хранительницы утраченных людьми Знаний.
Интересно отметить, что в обличье лягушки она уже к этому моменту провела три года и три месяца, и ей тоже не хватило терпения и понимания, что всего-то надо было подождать еще три дня. Чего было на пиру так веселиться? Мужик ей достался неплохой, опять же царевич, потерпела бы лягушкой еще три дня пробыть и воспитывала бы его потом не торопясь всю жизнь.
Превратилась она в лебедицу. «Не стреляйте белых лебедей» - эта фраза уже давно стала символичной! Этих птиц у нас почитают, о лебединой верности слагают легенды и песни.
Лебедь - символ верности и любви в браке. Символика лебедя практически однозначна у большинства народов мира. С этим образом связываются чистота, изящество, поэзия. Образ славянского фольклора - Царевна-лебедь - вполне сопоставим с традиционной христианской символикой, где лебедь служит символом Девы Марии.
Чтобы сказки смысл понять, нужно знать учение тех лет. Времена, когда они создавались, хранили тайну мироздания. Например, созвездия, которые не как сейчас в разных частях неба располагаются, а одно внутри другого могло быть. Вся картина строения мира прямо над людьми ночью представала. Волшебство в сказке - это словесный приём, чтобы детям нарисовать всё строение Вселенной. Сказ сказывался, да и дело делалось! Дети это видели и запоминали, ведь через сказочный волшебный мир представить строение мира можно проще, да и так образнее выходит, и интереснее.
Словесные знаки от Василисы
Молодец Василиса и в том, что указала Ивану путь-дорогу. Какую? Дорогу в сказочное царство, где царит слово, без которого даже математика не сильна. Указывание на загадочную волшебную сторону, откуда приходят тайные смыслы, говорит о том, что сопрягаются два мира - живых и мёртвых. Обратная сторона реальности - Небытие, куда следует тайным образом проникнуть Ивану-Царевичу, что добыть истину. Тайным словесным сообщением такой знак судьбы даётся ему от самой Василисы - "Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве у Кащея Бессмертного", то есть там, где можно жить, но пребывать в Небытии, в "мире мертвых", на обратной стороне Знаний.
Посчитали и не просчитались
Символически люди приобщаются к миру живых - истинным Знаниям, когда начинают в уме просчитывать, что сделано правильно, а что не соотносится с истинными ценностями жизни. Может ли человек преимущественно осознавать себя пребывающим в Небытии и в каких ситуациях такое с ним происходит? Чаще этот процесс начинается, когда приходит осознание, что не владеет он так нужными ему знаниями.
Имя НеЗнанию как таковому - невежество. Когда человек "не ведает, что творит", то есть не знает как живёт, на каких основаниях творит свою жизнь, то и говорим, что он невежественен по определению. У царевича, Слава Богу, с этим всё в порядке. Он и выдвинулся в судьбоносное приключение, чтобы овладеть истинными знаниями, которые символически заключены в его невесте - Василисе. И поиск их означает для него преодоление себя и Незнания. А знаки, куда и как двигаться уже зашифрованы и выданы.
Во многих сказках часто употребляется словесная приговорка: Три-девять земель, три-десятое царство, три-девятое государство.
Магическое для славянской культуры число Три ("3") – это число сакральное, несущее заряд нужных Знаний. Оно обозначает целостность мировоззрения. Берем три раза цифры 9-10-9. Арифметически будет 9+10+9=28. Сакральный смысл этого числа открывается людям уже в реальном мире через астрономические наблюдения.
28 дней – в календарном времени это полный лунный цикл. То есть судьба Ивана - обойти всю землю, увидеть обратную сторону жизни, пройти полный курс обучения законам Природы, а уж потом только добраться до царства Кащея БеЗсмертного, - того самого, который «высоконравственный человек» с исковерканными могущественными знаниями.
Версии могут быть и без упрека
Версия существования Кащея. Среди лиц заинтересованных и исследователей по методу мифозрения встречаются интересные трактовки самого феномена беЗсмертия Кащея. У Безсмертного (существа) жизнь зависит от образа питания. Он употребляет в пищу продукты растительного и молочного происхождения. Он вегетарианец, или даже сыроед. За счёт этого он способен сколь угодно долго продлевать свою жизнь, поскольку правильное питание и высокодуховный образ жизни дают ему безконечно («без конца») крепкое здоровье.
Версия цивилизационного развития. В сказке также интересен сравнительный ряд: «земли–царство–государство». Да наша лягушонка и в нынешнем понимании – обществовед! Триада-единство слов-символов может трактоваться как понятия о трех этапах видоизменения общежития человека как такового. Василиса практически в теории поведала, где она живет сейчас, как там всё устроено, и главное, в какой процесс глобальных преобразований придется включиться людям. Предсказывает она людям: от формы «община» – «земля» (начальное состояние цивилизованности) перейдёте к построению «царства» - «государства» (последующий этап формирования цивилизованного общества). Другими словами, людям предстоит пройти путь от состояния «дикости» через «варварство» к «цивилизованности».
Немного обществоведения
В европейской философской мысли существует оправданная по своей сути теория Адама Фергюссона (1723-1816), историка и просветителя из Шотландии. Он разделил всю историю человеческого рода на три стадии сущностного развития. С точки зрения его "теории цивилизации" в основе периодизации истории лежат материалистические признаки - это развитие форм хозяйственной деятельности и собственности. В отношении только этих понятий рассматривается весь ход истории человечества.
- Дикость – это этап охотничьего хозяйства, для которого характерно отсутствие частной собственности.
- Варварство – скотоводческое хозяйство, при котором происходит появление частной собственности, ещё не закреплённое законом.
- Цивилизация – эпоха земледельческого хозяйства с господством частной собственности.
Человечество, пройдя все стадии своего развития, однозначно пройдёт полный курс знаний о мире. По принципу историзма завершит полный круг своего становления, когда достигнет заключительного этапа этой последовательной схемы по А. Фергюссону - дикость-варварство-цивилизация, и как очевидно, четвёртого не дано.
И вот что мы видим сейчас: достигли полного цивилизационного становления в 21 веке. Какими знаниями по сущности мы владеем? Живем ли в согласии с природой и родовыми знаниями? Выберем ли в дальнейшем свой путь по несогласию с Божественным Знанием? Зависит от нас.
Слова и знаки
Чудеса всякие в сказке есть суть метафоры. В сказке законы природы открываются через "знаки-сообщения". Вот так и звери, появляющиеся в сказке далее, есть суть символы Луны.
Об этом поговорим чуть позже, поскольку необходимо знать, о чем идёт речь в сказках. Смыслов в каждой правильной сказке может быть и до 12 различных.
Что же касается Ивана-Царевича, то расправившись с инородным состоянием Василисы (шкурой лягушки), обрек он себя на борьбу за Власть уже с Высшими потусторонними силами. Предстоит в дальнейшем разбор смыслов сказки по трудностям Ивана-Царевича. А сейчас отметим, что за праздным весельем легко упустить Знания, процесс их освоения должен быть непрерывным. Не удержав Знания на своей земле, среди своего Рода, придется их искать в иных землях и иных государствах. И приключения сулят Ивану-Царевичу много интересного: и зверей встретит, и превращения увидит, а может и сам в них поучаствует.
Продолжение сказки - в следующей статье.
Смотрите также подборку материалов "Трилогия одной сказки", где собираются воедино все смыслы.