Найти в Дзене
Шкатулка древности

Тайные знаки и троекратные сообщения от Василисы Премудрой

Оглавление

Сказочный мир всегда двояк. В механизме выживания люди обращались чаще к сказочным смыслам, нежели к прямому изложению своих практических достижений. Через символическое восприятие проще зафиксировать свое знание и предать его будущим поколениям. Поэтому все сказки содержат тайные «знаки-сообщения», очень важные для людей, которые указывают путь к добрым деяниям и нужным поступкам.

Выявление смысла всегда было главным в жизни человека, если он служил делу достижения практических целей в реальности. Человек смыслу уделяет особое внимание тогда, когда задумывается о смысле жизни. Дело добычи смысла во всем становится тогда актуальным для человека во всех сферах деятельности.

И если мы сейчас конструируем «логику смысла» сказки, то интересно было бы рассмотреть первичность тайного смысла слова по отношению к предмету сказочных событий.

Сюжет 14

Братья с женами на пиру смеются. Что ж ты без жены пришел, хоть бы в платочке принес. Где же ты такую красавицу выискал?

Тут страшный стук да грохот.

Иван-Царевич. Не бойтесь, честные гости. Это моя лягушонка в коробчонке приехала.

Входит в залу Василиса Прекрасная.

Василиса. Извини меня, что замешкалась.

Иван-Царевич. Кто ты?

Василиса. Я жена твоя - Василиса.

Братья. Вот это лягушка, зря мы над ней смеялись.

Царь. Пожалуй к столу, сношенька. Садись со мной рядом.

И начинается пир. Царевна во время еды выпивку, косточки перья в рукава складывает. А другие невестки за ней повторяют.

Мудрый танец от Василисы - на пиру как на балу
Мудрый танец от Василисы - на пиру как на балу

Иван-Царевич стал танцевать с Василисой, и она вовремя танца из косточек сделала звезды, перья превратила в месяц, а из воды сделала озеро с лебедями.

У других невесток, когда они начали танцевать волшебства не получалось.

Комментарии. Самые «недалекие» представители царской семьи кичатся своими женами и издеваются над младшим братом. Какая-то бытовая «дедовщина» получается. Однако услышав страшный стук и грохот, - испужалися. И тут молодец наш Ванюша. Попросил не пугаться только «честный гостей». Правильно оценил ситуацию и выполнил инструкции жены.

Танец кудесницы. Не стреляйте белых лебедей - слово верное сказано
Танец кудесницы. Не стреляйте белых лебедей - слово верное сказано

Приятно был поражен первой встречей с Василисой Премудрой в ее настоящем обличье. Ещё бы! Началась любовь с первого взгляда. Непонятно только – он стал умнеть и себя уважать от любви к красивой женщине или все же понял, что ему повезло и что он (судьба послала) приобрел гораздо больше, чем ожидал.

Молодец наш Царь (руководитель нашего Рода), быстро без удивления разобрался в происходящем, посадил Василису Премудрую рядом. Царское – к царскому! Да и как не приблизить к себе кудесницу, владеющую секретами Мироздания.

Пир во весь мир. Палехская роспись по дереву. Фото Яндекс.Картинки
Пир во весь мир. Палехская роспись по дереву. Фото Яндекс.Картинки

А Василиса без лягушачьей шкурки решила показать «товар лицом». Смотрины, так смотрины! Конкуренток провела, чудеса продемонстрировала, очаровала всех своим великолепием, да и как не могут очаровать истинные Знания!

А зря поспешила! Не привыкла она еще к людскому обществу, это ей не в лесу с белочками и птичками общаться. Люди-то уже оторвались от Природы, не понимают великолепия простой красоты, чего-то хотят более блестящего и более искусственного. Людское общество очень недоверчиво воспринимает Знания, даже если и идет речь о борьбе за престолонаследие, за Власть. Жди козней! Кащей-то был прав, даже суженый Иван, пока его судьба не накажет, будет глупым и недостойным Василисы Премудрой.

Берёзы-сестрицы, звери да птицы - всё обустроено по законам природы
Берёзы-сестрицы, звери да птицы - всё обустроено по законам природы

Сюжет 15

Пришел Иван-Царевич домой, увидел лягушачью шкурку и сжег её.

Василиса. Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал. Если б ты только три дня подождал, я бы вечно твоей была.

И превратилась Василиса в лебедицу белую.

Василиса Прекрасная. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве у Кащея Бессмертного, прощай!

Комментарии. Таким образом, пока еще «глупый и недостойный» Иван поторопился и сделал, как многие люди, - сначала сдурил, а потом подумал. Хотел как лучше, а получилось как всегда. Василиса, кажется, тоже начала догадываться о своем предназначении – носительницы и хранительницы утраченных людьми Знаний.

Интересно отметить, что в обличье лягушки она уже к этому моменту провела три года и три месяца, и ей тоже не хватило терпения и понимания, что всего-то надо было подождать еще три дня. Чего было на пиру так веселиться? Мужик ей достался неплохой, опять же царевич, потерпела бы лягушкой еще три дня пробыть и воспитывала бы его потом не торопясь всю жизнь.

Узор на тарелке по мотивам сказки "Царевна-лягушка". Винтаж. Источник: https://cs5.livemaster.ru/storage/51/a5/1300c7654cbb995ea0b5e19376rg--vintazh-tarelka-tsarevna-lyagushka-farfor-paleh-rossiya.jpg
Узор на тарелке по мотивам сказки "Царевна-лягушка". Винтаж. Источник: https://cs5.livemaster.ru/storage/51/a5/1300c7654cbb995ea0b5e19376rg--vintazh-tarelka-tsarevna-lyagushka-farfor-paleh-rossiya.jpg

Превратилась она в лебедицу. «Не стреляйте белых лебедей» - эта фраза уже давно стала символичной! Этих птиц у нас почитают, о лебединой верности слагают легенды и песни.

Лебедь - символ верности и любви в браке. Символика лебедя практически однозначна у большинства народов мира. С этим образом связываются чистота, изящество, поэзия. Образ славянского фольклора - Царевна-лебедь - вполне сопоставим с традиционной христианской символикой, где лебедь служит символом Девы Марии.

Лебединая песня как символ верности и обретения нового понимания
Лебединая песня как символ верности и обретения нового понимания

Чтобы сказки смысл понять, нужно знать учение тех лет. Времена, когда они создавались, хранили тайну мироздания. Например, созвездия, которые не как сейчас в разных частях неба располагаются, а одно внутри другого могло быть. Вся картина строения мира прямо над людьми ночью представала. Волшебство в сказке - это словесный приём, чтобы детям нарисовать всё строение Вселенной. Сказ сказывался, да и дело делалось! Дети это видели и запоминали, ведь через сказочный волшебный мир представить строение мира можно проще, да и так образнее выходит, и интереснее.

Словесные знаки от Василисы

Молодец Василиса и в том, что указала Ивану путь-дорогу. Какую? Дорогу в сказочное царство, где царит слово, без которого даже математика не сильна. Указывание на загадочную волшебную сторону, откуда приходят тайные смыслы, говорит о том, что сопрягаются два мира - живых и мёртвых. Обратная сторона реальности - Небытие, куда следует тайным образом проникнуть Ивану-Царевичу, что добыть истину. Тайным словесным сообщением такой знак судьбы даётся ему от самой Василисы - "Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве у Кащея Бессмертного", то есть там, где можно жить, но пребывать в Небытии, в "мире мертвых", на обратной стороне Знаний.

Посчитали и не просчитались

Символически люди приобщаются к миру живых - истинным Знаниям, когда начинают в уме просчитывать, что сделано правильно, а что не соотносится с истинными ценностями жизни. Может ли человек преимущественно осознавать себя пребывающим в Небытии и в каких ситуациях такое с ним происходит? Чаще этот процесс начинается, когда приходит осознание, что не владеет он так нужными ему знаниями.

-8

Имя НеЗнанию как таковому - невежество. Когда человек "не ведает, что творит", то есть не знает как живёт, на каких основаниях творит свою жизнь, то и говорим, что он невежественен по определению. У царевича, Слава Богу, с этим всё в порядке. Он и выдвинулся в судьбоносное приключение, чтобы овладеть истинными знаниями, которые символически заключены в его невесте - Василисе. И поиск их означает для него преодоление себя и Незнания. А знаки, куда и как двигаться уже зашифрованы и выданы.

Во многих сказках часто употребляется словесная приговорка: Три-девять земель, три-десятое царство, три-девятое государство.

Магическое для славянской культуры число Три ("3") – это число сакральное, несущее заряд нужных Знаний. Оно обозначает целостность мировоззрения. Берем три раза цифры 9-10-9. Арифметически будет 9+10+9=28. Сакральный смысл этого числа открывается людям уже в реальном мире через астрономические наблюдения.

28 дней – в календарном времени это полный лунный цикл. То есть судьба Ивана - обойти всю землю, увидеть обратную сторону жизни, пройти полный курс обучения законам Природы, а уж потом только добраться до царства Кащея БеЗсмертного, - того самого, который «высоконравственный человек» с исковерканными могущественными знаниями.

Версии могут быть и без упрека

Версия существования Кащея. Среди лиц заинтересованных и исследователей по методу мифозрения встречаются интересные трактовки самого феномена беЗсмертия Кащея. У Безсмертного (существа) жизнь зависит от образа питания. Он употребляет в пищу продукты растительного и молочного происхождения. Он вегетарианец, или даже сыроед. За счёт этого он способен сколь угодно долго продлевать свою жизнь, поскольку правильное питание и высокодуховный образ жизни дают ему безконечно («без конца») крепкое здоровье.

Кащей на страже обретения Власти
Кащей на страже обретения Власти

Версия цивилизационного развития. В сказке также интересен сравнительный ряд: «земли–царство–государство». Да наша лягушонка и в нынешнем понимании – обществовед! Триада-единство слов-символов может трактоваться как понятия о трех этапах видоизменения общежития человека как такового. Василиса практически в теории поведала, где она живет сейчас, как там всё устроено, и главное, в какой процесс глобальных преобразований придется включиться людям. Предсказывает она людям: от формы «община» – «земля» (начальное состояние цивилизованности) перейдёте к построению «царства» - «государства» (последующий этап формирования цивилизованного общества). Другими словами, людям предстоит пройти путь от состояния «дикости» через «варварство» к «цивилизованности».

Немного обществоведения

В европейской философской мысли существует оправданная по своей сути теория Адама Фергюссона (1723-1816), историка и просветителя из Шотландии. Он разделил всю историю человеческого рода на три стадии сущностного развития. С точки зрения его "теории цивилизации" в основе периодизации истории лежат материалистические признаки - это развитие форм хозяйственной деятельности и собственности. В отношении только этих понятий рассматривается весь ход истории человечества.

  1. Дикость – это этап охотничьего хозяйства, для которого характерно отсутствие частной собственности.
  2. Варварство – скотоводческое хозяйство, при котором происходит появление частной собственности, ещё не закреплённое законом.
  3. Цивилизация – эпоха земледельческого хозяйства с господством частной собственности.

Человечество, пройдя все стадии своего развития, однозначно пройдёт полный курс знаний о мире. По принципу историзма завершит полный круг своего становления, когда достигнет заключительного этапа этой последовательной схемы по А. Фергюссону - дикость-варварство-цивилизация, и как очевидно, четвёртого не дано.

И вот что мы видим сейчас: достигли полного цивилизационного становления в 21 веке. Какими знаниями по сущности мы владеем? Живем ли в согласии с природой и родовыми знаниями? Выберем ли в дальнейшем свой путь по несогласию с Божественным Знанием? Зависит от нас.

Слова и знаки

Чудеса всякие в сказке есть суть метафоры. В сказке законы природы открываются через "знаки-сообщения". Вот так и звери, появляющиеся в сказке далее, есть суть символы Луны.

Об этом поговорим чуть позже, поскольку необходимо знать, о чем идёт речь в сказках. Смыслов в каждой правильной сказке может быть и до 12 различных.

За тридевять земель держит свой путь Иван-Царевич, к неведомому царству-государству
За тридевять земель держит свой путь Иван-Царевич, к неведомому царству-государству

Что же касается Ивана-Царевича, то расправившись с инородным состоянием Василисы (шкурой лягушки), обрек он себя на борьбу за Власть уже с Высшими потусторонними силами. Предстоит в дальнейшем разбор смыслов сказки по трудностям Ивана-Царевича. А сейчас отметим, что за праздным весельем легко упустить Знания, процесс их освоения должен быть непрерывным. Не удержав Знания на своей земле, среди своего Рода, придется их искать в иных землях и иных государствах. И приключения сулят Ивану-Царевичу много интересного: и зверей встретит, и превращения увидит, а может и сам в них поучаствует.

Начало

Продолжение сказки - в следующей статье.

Смотрите также подборку материалов "Трилогия одной сказки", где собираются воедино все смыслы.