Первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол" (головной корабль проекта 627 "Кит") вполне могла уйти в утиль, а к моменту превращения ее в музейный экспонат до 70 % ее внутреннего оборудования было утрачено. Но ее все-таки она попала в музей Военно-морской Славы в Кронштадте, правда внутри, как во многих подводных лодках, для удобства посетителей были вырезаны большие проходы, срезана переборка для удобства обозрения посетителями каюты командира, а вместо нее установлено прозрачное стекло. Везде расставлены "интерактивности", а вообще экскурсия "заточена" на "конвеерный" проход от торпедного (носового) отсека в кормовой отсек. Конвеерный - потому, что быстрый, ведь экскурсии каждые 15 мин. Пока первая группа в середине подводной лодки, в торпедном отсеке уже следующая группа. Служившие на подводном флоте, наверно, плюются, но народ валом валит и купить билет на выходных не возможно, хотя цена "кусачая".
Дата посещения: апрель 2024 г.
Место: г. Кронштадт, Цитадельское ш. 18, музей Военно-морской Славы.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Создание первой советской АПЛ началось согласно с Постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1952 г. "О проектировании и строительстве объекта № 627". В проектировании первой советской атомной подводной лодки принимали участие 135 предприятий и организация СССР, 35 научно-исследовательских институтов, 20 конструкторских бюро и 80 заводов. Научный руководитель проекта - академик А. П. Александров, главный конструктор атомной энергетической установки - академик Н. А. Доллежаль, начальник бюро и главный конструктор АПЛ в целом - В. Н. Перегудов.
Научное руководство в целом осуществлял Курчатовский институт, а проектированием подводной лодки в целом - СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит"). 18 февраля 1953 г. Владимир Николаевич Перегудов был назначен начальником КБ и главным конструктором АПЛ проекта 627, а уже в марте 1953 г. СКБ-143 начало разрабатывать эскизный проект "крейсерской торпедной атомной подводной лодки". К концу октября 1953 г. эскизный проект со сверхмощной парогазовой торпедой Т-15, оснащенной ядерной боевой частью, был выполнен. Правда, потом торпеда Т-15 была отвергнута, а вместо нее решили применять обычные торпеды калибром 533 мм. Восемь торпедных аппаратов разместили в носовой части с общим боекомплектом 20 торпед. Предельная глубина стрельбы 100 метров была применена впервые в нашей стране.
Перед подлодкой установили разрезной макет К-3 "Ленинский Комсомол", который наглядно показывает внутреннее устройство. Разрез 1/4 сделан только по уровню верхней палубы.
Носовой торпедный отсек (1-й отсек)
Рабочие чертежи изготовлялись в период март 1954 г. - июль 1955 г. Уже 24 сентября 1955 г. АПЛ заложили в г. Молотовске (Северодвинск) на заводе № 402. Строительство велось круглосуточно и завершилось за три года. 9 августа 1957 г. произошел спуск АПЛ К-3 на воду. Таким образом, за 6 лет удалось спроектировать и построить первую советскую атомную подлодку. В сентябре 1957 г. произошел фактический пуск реакторов, а 3 июля 1958 г. начались ходовые испытания.
Подготовка первых специалистов по эксплуатации главной энергетической установки началось на Обнинской АЭС. На ее территории был построен прототип корабельной ядерной установки, который стал тренажером. На нем же обучались члены первого экипажа АПЛ. Командиром стал участник ВОВ Леонид Осипенко.
Жилой, аккумуляторный отсек (2-й отсек)
18 декабря 1959 г. АПЛ К-3 была принята в эксплуатацию. После этого часть офицеров первого экипажа отправили в учебный центр как преподавателей в Обнинске, который был организован 3 июля 1956 г. В 1960 г. командир АПЛ К-3 Герой Советского Союза капитан 1-го ранга Леонид Осипенко был назначен начальником Учебного центра ВМФ. В этом центре проходила подготовка специалистов корабельных атомных энергетических установок.
В 1958-1987 гг. АПЛ "Ленинский комсомол" входила в состав Северного флота ВМФ, причем до 1965 г. в опытной эксплуатации (из-за спешки было большое количество недоделок, из-за чего ее приходилось регулярно ремонтировать). В 1962 г. стала первой советской подводной лодкой, достигшей Северного полюса. После этого руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру подводной лодки капитану 2-го ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2-го ранга инженеру Р. А. Тимофееву были присвоены звания Героев Советского Союза, а весь личный состав получил ордена и медали Совершила 6 боевых походов и 4 дальних похода. В сентябре 1967 г. на ней возник пожар, погибло 39 человек (экипаж 104 человека).
Центральный пост (3-й отсек)
В 1988 г. "Ленинский комсомол" был выведен из состава боевого флота и стоял на приколе в Гремихе. Выведен из состава флота в 1991 г. В 2002 г. он был переведен в Полярный для утилизации, а в 2003 г. с АПЛ было выгружено ядерное топливо, после чего в 2006-2019 гг. АПЛ была переведена на судоремонтный завод "Нерпа". В 2008 г. было принято решение превратить первую советскую АПЛ К-3 "Ленинский Комсомол" в музейный экспонат. Но затем было решено из-за отсутствия финансирования ее все-таки утилизировать (!) до 2013 г. Причем не хватало всего-то 50 млн. рублей. В конце концов решили ее законсервировать и спустить на воду в ожидании финансирования.
Центральный пост включая посты управления вертикальным и горизонтальным рулями, погружения, всплытия, штурманскую рубку, рубку связи, рубку гидроакустики и радиолокации.
Дизель-генераторный отсек (4-й отсек)
В дизель-генераторном отсеке располагались два дизель-генератора ДГ-460, которые использовались в качестве резервного источника электропитания. Они могли питать вспомогательные гребные электродвигатели, с помощью которых К-3 могла в надводном положении развивать скорость 8 узлов или заряжать две группы аккумуляторных батарей. В этом же отсеке расположена опреснительная установка с испарителем ИКВ-5, а также пост первой медицинской помощи.
Реакторный отсек (5-й отсек)
Силовая установка атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора ВМ-А. Мощность на валу 2 х 17500 л. с. К 2013 г. реакторный отсек был вырезан и заменен турбинным отсеком (не реакторным!) с другой аналогичной АПЛ К-181. Очевидно, оригинальный реакторный отсек "фонил". Оригинальный реакторный отсек установлен в пункт долговременного хранения в Сайда-губе.
Турбинный отсек (6-й отсек)
Паротурбинная установка - тепловой агрегат, используемый для преобразования энергии сжатого и нагретого пара в кинетическую энергию путем вращения ротора турбин. Отработавший в турбине пар поступает в конденсатор. С помощью электрических насосов получившаяся вода закачивается обратно в парогенератор, расположенный в пятом отсеке.
Электромеханический отсек (7-й отсек)
Как было указано вначале, после проведения обследования отсеков К-3 было выявлено, что около 70 % внутреннего оборудования было утрачено или пострадало от времени настолько, что восстановлению не подлежало. Поэтому часть элементов было установлено с других более современных подводных лодок. На фото выше - манометр на торпедном аппарате уже российского производства. Также было заменено 80 % покрытий легкого корпуса, была произведена замена некоторых надстроек корпусных элементов легкого корпуса.
Жилой отсек (8-й отсек)
До 2021 г. АПЛ К-3 хранилась в г. Снежногорске Мурманской области на судоремонтном заводе "Нерпа". В третьем квартале 2021 г. она была передислоцирована в Кронштадт с помощью транспортно-погрузочного дока "Свияга". Переход был произведен через Баренцево и Белое моря, Беломорканал, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву, акваторию Финского залива.
С декабрь 2021 г. по июнь 2022 г. АПЛ К-3 на Кронштадском морском заводе проходила этап подготовительных работ - корпус был окрашен, некоторые дефектные части были заменены. В августе 2022 г. началась транспортировка К-3 в здание Музея военно-морской славы. На погружной барже "Атлант" подлодка была транспортирована в порт "Моби Дик" напротив Кронштадта, а оттуда К-3 была транспортирована по суше. Причем она была разделена на две части по линии отсека-донора. Первоначально привезли кормовую часть, затем носовая. Расстояние 4,5 км было преодолено за две ночи.
Кормовой отсек (9-й отсек)
В итоге от Снежногорска до Музея военно-морской славы АПЛ К-3 преодолела 2000 км. Более 100 инженеров и технических специалистов участвовало в транспортировке. Для наземной перевозки было демонтировано 70 дорожных конструкций и более 800 метров бордюров.
Кто знает, что нибудь интересное про АПЛ К-3 "Ленинский Комсомол" - пишите
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Новый музей Военно-морской Славы в Кронштадте - рай для морских моделистов
Уникальные экспонаты нового Музея Военно-морской Славы в Кронштадте
Истребитель И-16 дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова
#Кронштадт #МузейВМФ #МузейВоенноМорскойСлавы #АПЗК3 #Ленинскийкомсомол #Подлодкиссср #Проект627 #Перваясоветскаяапл