Найти тему
Друг Народа

Истребитель И-16 дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова

В 2018 г. удалось очень удачно посетить в Санкт-Петербурге музей ВМФ после его переезда в здание Крюковских (морских) казарм в 2014 г. Большая удача - часть экспозиции еще оформлялась и мне удалось подобраться вплотную "в хвост" к легендарному истребителю И-16 тип 28 № 2821395 летчика дважды героя Б. Ф. Сафонова, который не был огорожен. Удалось потрогал "детскую пеленку авиации" - т. н. перкаль, пропитанную лаком ткань повышенной прочности. Сейчас эта оплошность устранена - самолет огорожен.

И-16 летчика дважды героя Б. Ф. Сафонова. Авторское фото
И-16 летчика дважды героя Б. Ф. Сафонова. Авторское фото

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются

Сафонов Борис Феоктистович (1915-1942 гг.) в годы Великой Отечественной войны летал на двух истребителях И-16. Первый И-16 тип 24 старший лейтенант Сафонов получил в апреле 1941 г. и начал на нем войну. Второй самолет И-16 тип 28 № 2821395 Сафонов получил уже 10 июля 1941 г. Этот самолет был выпущен в 1940 г. Авиационным заводом № 21 в г. Горьком. Именно на этом самолете Сафоновым было одержано большинство побед в составе 2-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота. На этом истребителе Борис Феоктистович стал Героем Советского Союза (16 сентября 1941 г.) и получил Орден "Красное Знамя" (14 июля 1941 г.). Самолет использовался Сафоновым до 3 октября 1941 г., после чего он пересел на ленд-лизовский "Харрикейн". На обоих самолетах И-16 Сафонов официально сбил 14 самолетов противника.

И-16 летчика дважды героя Б. Ф. Сафонова. Авторское фото
И-16 летчика дважды героя Б. Ф. Сафонова. Авторское фото

30 мая 1942 г. Б. В. Сафонов погиб в звании подполковника, летая на уже истребителе "Киттихаук". Второе звание Героя Советского Союза он получил уже посмертно, став первым дважды Героем СССР за сбитие в своем последнем полете сразу трех "Юнкерс-88" (!). Всего на истребителях всех типов Борис Феоктистович совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 самолетов противника и еще 5 в группе. Получается, что на советских "ишачках" Сафонов сбил самолетов больше, чем на иностранной техники.

И-16 летчика дважды героя Б. Ф. Сафонова. Авторское фото
И-16 летчика дважды героя Б. Ф. Сафонова. Авторское фото

После Сафонова И-16 тип 28 № 2821395 был передан другому летчику. 24 января 1943 г. самолет во время вынужденной посадки был поврежден. Приказом Наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова от 11 марта 1943 г. в Москве была организована выставка "Военно-морской флот в Отечественной войне". Было принято решение отправить на выставку сафоновский И-16.

Полуразобранный двигатель М-63 № 632926. Авторское фото
Полуразобранный двигатель М-63 № 632926. Авторское фото

В мастерских ВВС Северного флота поврежденный самолет был частично восстановлен, но часть оборудования с самолета была уже снята. Поэтому вместо "родного" двигателя был установлен макет двигателя М-63 (№ 632926, выпуск завода № 19 г. Молотов - ныне г. Пермь), макеты пулеметов ШКАС, пушек ШВАК, а также непригодные к эксплуатации приборы. У мотора не хватает цилиндра, клапанных крышек, видимо, это был учебный макет. Получается, что музейный экспонат не полностью сафоновский истребитель, поэтому в табличке указано: "Данный самолет является модификацией И-16 (тип 28) с ... элементами конструкции от типа 17".

Двигатель М-63 № 632926 (макет) с другой стороны. Авторское фото
Двигатель М-63 № 632926 (макет) с другой стороны. Авторское фото

После выставки истребитель перевезли в разобранном виде в г. Ленинград в Центральный военно-морской музей, который находился в здании бывшей фондовой Биржи. Самолет был собран в 1946 г., а в 1948 г. этот И-16 был без макета мотора подвешен на тросах в 6-м зале. При переезде музея ВМФ в новое здание Крюковских казарм сафоновский самолет перекрасили, нарисовали звезды и номер "51" и поставили на пол.

И-16 в старом здании бывшей фондовой Биржи. Фото из открытых источников
И-16 в старом здании бывшей фондовой Биржи. Фото из открытых источников

Истребитель И-16 Сафонова даже без "родного" мотора и с некоторыми не оригинальными приборами уникален. В нашей стране сохранился еще только один тоже частично комплектный истребитель И-16 тип 5 выпуска 1937 г. Он находится в г. Чкаловск в музее В. П. Чкалова. Этот самолет был передан в 1949 г. в музей из Горьковского завода им. Фрунзе. На самолете при заводе испытывали авиационное оборудование, но после войны он был списан за ненадобностью. Кроме этих двух И-16 все остальные истребители И-16 в нашей стране или реплики, или восстановленные образцы из обломков.

Дата посещения: февраль 2018 г.
г. Санкт-Петербург, площадь Труда, 5, Центральный военно-морской музей
Расположение музея с Яндекс-карты
Расположение музея с Яндекс-карты

Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

Другие статьи канала - Фильм "Им покоряется небо" (1963 г.), для которого восстановили МиГ-9

Историческая авиация в кино

Американский самолет в фильме "Следы на снегу" (1955 г.)

Фильм «Генерал дьявола» (1955 г.) и шведские «Юнкерсы» Ju-86К-13