729 подписчиков

Провожающая в последний путь Фрирен (обзор аниме)

Странствия тысячелетней эльфийки-волшебницы, её ученицы и мечника. Размеренное путешествие в начале, турнир в конце. Красивейшее однообразие.

Команда далеко не в последнем путешествии.
Команда далеко не в последнем путешествии.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт об изрядно нашумевшем аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» от студии Madhouse, умудрившееся сместить с первого места «Стального Алхимика» на агрегаторе аниме-оценок MAL и на дату публикации обзора эту позицию удерживавшее. Каким же по итогу оказалось это передознувшееся популярностью аниме? Насколько хорошо переданы мысли о долгой, почти вечной жизни, и скоропостижной смерти? Почему решение превращать демонов в злое зло спорное и как батл-сёнен удачно мимикрировал под повседневное роад-муви? Об этом и не только, в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.

Студия: Madhouse. Год выхода: 2023-2024. Средневзвешенная оценка: 9,35 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 427 572); личная оценка – 7,35.

Наконец-то свершилось! Спустя годы упорной борьбы доселе неизвестный отряд героя Химмеля одолел не абы кого, а самого Повелителя Тьмы! По такому случаю было решено устроено пир на весь мир, дабы почти героев. После чего группа распалась и все разбрелись кто куда. Особое внимание заслуживает главная героиня, эльфийка-маг Фрирен, для которой последующие 60 лет как один миг промелькнули: бац! – и она уже на похоронах Химмеля, но не может проронить не слезинки (потом всё же смогла). В поисках ответа на появившийся вопрос о ценности чужой жизни в собственных глазах (и соответственно наоборот) она, вместе с юной магичкой Ферн (быстро выросшей) и присоединившимся позднее мечником-плаксой Старком начинает новое путешествие, о коем и повествует аниме, попутно сражаясь с демонами и на турнирах.

1.2 Плоскость, однообразие и напрашивавшийся поворот не туда.

Львиная доля аниме про борьбу людей и демонов очеловечивает последних, наделяя их людскими качествами по типу симпатии, сострадания, любви и ненависти и т.д. Во Фрирен от этого отошли в пользу представления акума как знающих слово, но не разумеющих его, то есть начисто лишённых эмпатии и человечности говорящих нехристей. И это могло бы показаться оригинальным (ведь истари демоны и представлялись именно так), но нет: и до сих пор хватает обычных орков, гоблинов и големов с той лишь разницей, что они и не разговаривают. А в случае с Фрирен мы получаем толпу исконного зла, которого и раскрывать не надо, достаточно и этой характеристики. На хоть сколько-нибудь интересный конфликт рассчитывать не приходится, кроме ставшей мемом фразы «Аура, убей себя» (хотя такие приказы и раньше отдавали как бы). Притом не сказать, что остальные персонажи прописаны и раскрыты на прям отличном уровне, скорее просто хорошем.

Касаемо пресловутого роад-муви, которое идёт первую половину аниме (даже меньше, ведь схватки с Аурой, Линией и демоном с сейю Арчера заняли больше серии): не смотря на всю внешнюю красоту видов, о коей ниже, мир Фрирен один из самых пустых, что никак не позволяет считаться даже отличным представителем жанра. Мне не особо-то зашла Элейна, но даже спустя 2,5 года после просмотра я помню, что ведьмочка путешествовала реально по разным местам, с разными особенностями (проклятое цветочное поле, великая берлинская стена) и хотя её отношение к этому было безучастное, покуда не касалось её, чувствовалась перемена мест. Здесь же, хотя герои тоже постоянно куда-то бродят, не покидает ощущение, что они всё это делают в пределах одной немецкой земли: одни и те же внешне города, лесы, горы, поля, степи, вновь города... Кроме зимовки в лачуге эльфа (с сейю Тоги Кирю, каст тут вообще неплохой), даже смена времён года не чувствуется. Да, это в какой-то мере иллюстрирует быстрое течение времени для эльфов, но запомнится в поездке не столь уж многое. Куда уж там до «Волчицы и пряностей», где всякий раз Хоро и Лоуренс попадали в передрягу, из которой приходилось выбираться с помощью познаний в экономике и составления разных планов. Тут проблемами для героев, вплоть до турнира, выступают преимущественно демоны, которых Фрирен, а потом и Ферн со Старком, спокойно побеждают в прямом бою.

Именно поэтому поворот в сторону прямого сёнена с турнирами, повышениями рангов и исследованием подземелий оказывается в какой-то мере даже полезным, поскольку вводит хоть кого-то ещё, кроме главного трио и постоянно мелькающего во флешбеках Фрирен Химмеля, кого можно запомнить. Другое дело, что во-первых, оказалась слабая подводка к оному: теперь в земли Севера пропускают только квалицированных магов, а то видите ли дохнут как мухи; в то, что Фрирен уже тыщу лет живёт эти бюрократы не поверили, ведь паспорт она не предъявила, а сходство с эльфийкой с памятников и легенд о победе над королём демонов всего лишь сходство. Во-вторых, сам турнир хотя и раскрыл получше некоторых новых героев (которые не факт, что появятся потом, хотя по идее и должны), тоже ничего особо уникального собой не представляет: битвы в замкнутом пространстве не новы, а уж зачистка подземелий тем более. В-третьих, как оказалось, всё это вообще не имело смысла, ибо могучая эльфийка Зерие могла на глазок сказать, кто достоин, а кто нет, но решилась это сделать лишь после того, как узнала, что в турнире участвует её заклятая подруга-эльф.

1.3 Вечность и здравый эгоизм, связи между людьми, примат пути над целью.

А теперь можно упомянуть и о хорошем, интересном, необычном. Как минимум, с завязки, которая начинается с победы над могущественнейшим противником в лице повелителя демонов и празднования по этому поводу: необычное чувство, словно начинаешь историю с эпилога. Причём в ходе дальнейшего сюжета оказывается, что даже это и не принесло окончательную победу над демонами: последние как плодились, так и продолжают это делать. И нет никаких признаков, что это вообще когда-нибудь прекратится, ибо у людей до сих пор нет сил, чтобы прекратить это, а эльфов с большими запасами маны осталось не так уж много, да и не все из них хотят помогать в таких целях, ограничиваясь, как сама Фрирен, уничтожением лишь тех, что мешают непосредственно им самим. И сложно кого-то из них, в особенности ту же Фрирен (как-никак ранее приняла активнейшее участие в устранении сильнейшего из демонов) винить: здравый эгоизм не обязывает помогать всем, просто потому что ты на это способен. Естественно, зачастую помогать таки приходится, под давлением той же Ферн, но опять же не из-за искреннего желания всех спасти, а как самого простого способа избежать двухчасовых ворчливых нотаций от своей ученицы, что способна построить любого.

Также есть не столь частая проблематика: хотя раса долгоживущих эльфов уже давным-давно облюбовала жанр фентези, в самом феномене долгожительства и того, что эльфами время может восприниматься в корне отлично от нашего, не особо то много копали. Уже за счёт этого, оригинальность аниме обеспечена. Более того, через феномен долгожительства даётся ещё одно объяснение тому, почему для эльфов людские проблемы кажутся не столь значимыми: они со всеми ими сталкивались, притом не раз, в связи с чем могут оценить людскую историю и заметить, по какому кругу та шла. И конечно, чувство времени иное: для той же Фрирен десять лет, проведённых в отряде Химмеля долгое время значились в памяти как «всего так мало». Хотя даже так, как оказалось впоследствии, когда она начала новое путешествие на север по землям, где была ранее, она с удивлением для самой себя обнаруживает, что очень многое ей напоминает о тех самых временах с Химмелем, Айзен и Хайтером. А значит, всё, что произошло с ней тогда, не просто так, оно суть неотъемлемая часть её жизни! И начиная ценить эти воспоминания, она больше ценит и происходящее здесь и сейчас: неспроста 60 лет жизни Фрирен проходят через таймскип, десять лет с Ферн за пару серий, а новое полноценное путешествие занимают всё остальное время сериала.

Ну и о том, что заметно подкупает в первой половине сериала, хотя и является по сути прогревом к дальнейшему развитию типичного для сёнена сюжета – о медитативной атмосфере путешествия, в котором дорога важнее пути. И хотя цель у Фрирен есть, но по факту о ней особо не вспоминают, да и не рвутся вперёд что есть мочи. Вместо этого они в своём темпе идут вперёд, выполняя просьбы местных жителей по убийству демонов и не только (прям РПГ какое-то), притираются к друг дружке, укрепляя отношения с помощью подарков и проходя сквозь вечные ссоры и примирения, встречают и прощаются со временными спутниками. И каждое событие здесь, пусть даже малозначимое по типу простого похода в харчевню наесться может вызвать неожиданный флешбек из прошлого, о том какое мясо было раньше, и возникнут смешанные чувства. Те самые мелочи, что отпечатаются в памяти. Впрочем, последующие события в лице турнирной арки хотя и имеют иной настрой, для р⁷азвития сюжета нужны, поскольку вводят и относительно раскрывают (хотя по персонажам аниме и близко не Алхимик, которого по рейтингу сместила Фрирен) героев, которые появятся в дальнейшем (как только продолжение выйдет, естественно), добавляя хоть кого-то к основной обойме, кто чем-то запомнится: парочка неразлучных девах, ещё не отгремевший своё дед, жестокая и вечно ухмыляющаяся Убель и т. д.

2. Персонажи.

Фрирен – главная героиня, эльфийка, прожившая более тысячи лет, из которых большую часть времени провела в лесах, изучая травы да различную магию и лишь трижды в жизни (с учительницей Флемме, отрядом Химмеля и юной Ферн) отправлялась в далёкие путешествия. Вечно флегматичная и спокойная, хотя острит частенько. Ранее не вполне осознавала, насколько ценны воспоминания. Любит мясо, поспать подольше, ленивая и не сведущая в бытовых делах. Коллекционирует гримуары и часто попадается в ловушки к сундукам-мимикам, что стало мемом. Обладательница огромнейшего запаса маны, однако использует в большинстве случаев простые виды атакующей и защитной магии.

Ферн – ученица Фрирен, путешествующая с ней с тех самых пор, как её прежний опекун Хайтер (тот самый хиллер и хмельной святоша из прошлой команды Фрирен) завещал эльфийке позаботиться о ней. Со временем выросла и на неё плечи легла тяжкая ноша ответственности за уборку, готовку и дисциплину в отряде: постоянно упрекает Фрирен и затем Старка в лености, безалаберности. Очень часто дуется и обижается, когда что-то идёт не по ней, но её легко можно задобрить сладостями.

Старк – молодой рыжий паренёк-мечник, ученик Айзена (дварфа из отряда Химмеля), присоединившийся к Фрирен и Ферн с целью стать сильнее, применяя на практике имеющиеся навыки. Беззаботен, труслив и плаксив, однако в решающие моменты способен найти мужество для защиты товарищей, притом даже не отключаясь как Зеницу из «Клинка». Постепенно сближается с Ферн, вернее подпадает под её каблук.

Химмель – герой и лидер ставшего легендарным отряда, что сумел победить короля демонов (хотя сам Химмель даже меч из камня не смог достать) Дружелюбный и общительный, он легко найдёт подход к любому: даже Фрирен убедил принять участие в борьбе с демонами. Из минусов: излишне самолюбив. Возможно, был неравнодушен к Фрирен.

Зайн – священник-лекарь из маленькой деревушки, временно присоединившийся ко второй пати Фрирен дабы найти ушедшего давным-давно из деревни товарища. Обладает большим опытом в делах житейских, на основе которого давал ценные советы Ферн и Старку, когда у тех возникали проблемы. Любитель женщин постарше и посочнее.

Зерие – эльфийка, наставница Флемме, обладающая обширнейшими познаниями в магии и заклинаниях. Чем, впрочем, не пользуется, предпочитая не вмешиваться в бренные людские дела. Хотя и очень редко берёт учеников, хорошо помнит каждого из них, вплоть до любимой магии. Не ладит с Фрирен.

Денкен – один из участников экзамена на мага первого ранга. Хотя и стар, своё ещё не отвоевал, да и цель благая: срочно надо на северные земли по действительно неотложному делу. Таскает с собой юную Лауфен, к которой относится как к внучке.

Вирбель – ещё один участник турнира, у которого помимо беспощадности к противникам есть желание изучить новую магию, чтоб активнее защищать родные края. Обладатель весьма интересной способности, обездвиживающей противника.

Канне и Лавине – две неразлучные подружки, что вечно подкалывают друг дружку, но на самом деле ближе некуда (даже спят вместе). В бою также действуют синхронно, поскольку Канне управляет водой, а Лавине может её замораживать. Естественно, отличны по характерам: первая генки, вторая вечно её осекает и лупит.

Убель – ещё одна загадочная участница турнира, с лица которой почти не сходит ухмылка. Способна разрезать всё, что может только вообразить (один из принципов работы магии таков), а также красть чужие способности, стоит ей только полностью понять человека. В связи с этим настойчиво пытается понять паренька Ланда с удобнейшей способностью создавать и посылать вместо себя клонов, отчего постоянно липнет к нему. Жестокая, способна легко убить человека, стоит тому зазеваться. Её сейю озвучила Икуё Киту в «Рок-тихоне!».

3. Анимация, саундтрек.

Анимация – вот то, за что можно любить и любоваться Фрирен и почему ей можно ставить высокие (но не высшие!) оценки, как поставил и я по итогу. Если сам дизайн персонажей просто хороший, то качество прорисовки его заметно улучшает. И разумеется, фоны: хотя и не несущие в себе каких-то скрытых смыслов, сделаны они красиво и приятны глазу. Именно в них и заключается значительная ценность Фрирен как аниме (хотя виды европейских городов как таковые не редкость, и в той же Волчице выглядят тоже красиво). Боёв тут немного и внимания им стараются уделять по минимуму, однако в целом и противники смотрятся лучше, чем из какого-нибудь третьего сезона Оверлорда той же студии. Вот что бывает, если давать денег на экранизацию.

Про саундтрек сказать особо ничего: хотя на первый опенинг пригласили Yasobi, исполнивших ранее песню в нашумевшем «Ребёнке идола» (на который мне до сих пор лень делать обзор), не сказать, что мне он запомнился. Равно как и эндинг. Да и фоновая музыка. В общем, если что и обращало на себя внимание в технической части аниме, то это визуал.

4. По итогу.

Аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» – действительно в некотором роде феномен. Но к сожалению, не в плане прорывных мыслей, идей и их реализации (со вторым могли сделать что-то интересное, но вышло скорее обычное), а в том, что средне-хорошее по всем, кроме рисовки (опять же, новаторств тут нет, просто добротная картинка), параметрам аниме смогло навести столько шумихи.

И хотя аниме мне в целом понравилось, его высокие рейтинги и инфошум вокруг него считаю незаслуженным. Как философская притча о неумолимом потоке времени: всё слишком поверхностно и подаётся в лоб. Как роад-муви аниме хорошо ровно наполовину (притом всё равно заметно уступит другим представителям жанра), притом что на вторую свою половину это вполне обычный баттл-сёнен.

Однако в целом аниме всё же хорошее. Пусть и прямо, в лоб, но идея ценить жизнь здесь и сейчас лишней не будет. Равно как и время может и будет восприниматься по-разному в зависимости от того, насколько оно ценно и сколько его свободного в запасе есть. Есть и вполне добротная атмосфера путешествия в первой половине и очередной задел на нечто большее далее. Так или иначе, смотрелось с интересом.

Заканчивая обзор, скажу, что как по мне это аниме оказалось крайне переоценённом. Кроме визуала в нём нет ничего, что качественно выделяло бы его среди похожих.
Тем не менее, к просмотру его рекомендовать вполне можно. Это вполне себе хорошее и приятное в просмотре аниме, которое не будет чем-то нагружать или раздражать. Оно вообще довольно стерильное.
Выделяться можно по-разному: за счёт оригинальности идей, их реализации, хорошим внешним исполнением. И если лучше всего выходит последнее, то это скорее минус, чем в плюс. Ведь вся соль в первых двух, притом необязательно быть оригинальным, при грамотной работе над шаблоном можно добиться отличнейших результатов. Но увы, чаще всего избирают самые простые пути и что заметно печалит, этот подход только ширится. Но даже так зёрна новых идеей рано или поздно пробьются. Ведь время приносит с собой изменения и необходимость развития, чтобы двигаться дальше.
Красивые виды наше всё.
Красивые виды наше всё.

Спасибо, что прочитали статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!