Найти тему

Стальной Алхимик: обзор аниме 2009 года

Долгий, но увлекательный сказ об исправлении ошибок прошлого, борьбе за правое дело и немного о морали на войне. «Братство» как оно есть.

И целая россыпь персонажей, интересных и не очень.
И целая россыпь персонажей, интересных и не очень.

Здравствуй, дорогой читатель!

По манге Хирому Аракавы «Стальной Алхимик» небезызвестные «Bones», снимавшие также весьма добротную «Готику», выпустили целых два аниме: в 2003 и 2009 годах, и если версия 2003 года с середины пошла по собственному пути (манга на тот момент была далека от завершения), то версия 2009 года стала куда строже следовать первоисточнику. Об аниме 2009 года и пойдёт речь в обзоре, версию 2003 года не затрагивая (её разберём как-нибудь в следующий раз). Насколько удалось совместить сенён с идеей всеспасения и настоящей войны, осознать и искупить собственные личные и общественные грехи? Уместно ли затягивать финал на 16 серий и насколько вседовлеющим может оказаться закон равноценного обмена? Об этом и не только, в весьма продолжительной статье с минимумом спойлеров.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: Bones. Годы выхода: 2009-2010. Средневзвешенная оценка: 9,11 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 2 025 439); личная оценка – 8,5.

Братья Элрики во всей своей красе. Источник: Яндекс.Картинки.
Братья Элрики во всей своей красе. Источник: Яндекс.Картинки.

В государстве Аместрисе издавна существует алхимия, позволяющая преобразовывать материю и энергию, творя чуть ли не чудеса. Те, кто способен заниматься алхимией – собственно, алхимики – в своей деятельности должны соблюдать законы; в частности, государственным алхимикам, что служат власти, нельзя использовать алхимию для создания золота. Однако важнее всего не нарушать табу о преобразовании человека. Именно это преступление и совершили два брата, Альфонс и Эдвард Элрики, что в попытках вернуть к жизни погибшую в эпидемии мать (отец у них тоже есть, да пропадает вечно где-то на годы) изучили алхимию и преступили черту, распахнув Врата Истины. Расплата согласно незыблемому в сём мире закону равноценного обмена за открытие Врат была огромной: младший брат, Альфонс – всего тела, а старший брат, Эдвард, лишился руки и ноги (ловкая мастерица-подруга детства Уинри Рокбелл сделала взамен металлические протезы), хотя руку он отдал уже за то, чтобы прикрепить душу брата к доспеху и не позволить ей исчезнуть. В таком виде их и находит молодой и амбициозный полковник Рой Мустанг (вместе с неотступно сопровождающей его боевой подругой Лизой Хоукай), делающий Эдварду предложение, от которого невозможно отказаться, а именно поступить на госслужбу в качестве алхимика. Так братья (не пошёл же Эд один!) и начинают свой долгий путь по поиску способа вовзрата утраченных чкастей тела, попутно оказываясь втянутыми в планы и амбиции могущественных людей и существ, имеющих свои цели и планы касательно Аместриса в целом и братьев в частности.

1.2 Темпы повествования, прямота и наивность.

Красивая, конечно, но её пустоты в аниме 2009 года это не отменяет. Источник: скриншот из аниме «Стальной Алхимик: Братство». ©Bones.
Красивая, конечно, но её пустоты в аниме 2009 года это не отменяет. Источник: скриншот из аниме «Стальной Алхимик: Братство». ©Bones.

При всей своей культовости, Алхимик 2009 года не лишён условностей и допущений, вроде того, как гомункулы в самом начале говорят Элрикам, что они нужны им для жертвоприношения, отчего пока убивать не будут и мы сразу понимаем, кто до поры до времени до бессмертные. Порой есть и затянутость. Что интересно, сей грешок оказался у тайтла, где поначалу напротив, было весьма динамичное повествование: только появляется персонаж, как бац! – и с ним слёзная драма! Бац! А это всего лишь дождь. И хотя драма работает, притом отлично, стало интересно: а насколько её можно усилить, покрепче привязав зрителя к персонажам? Возможно, в версии 2003 года дадут ответ на сей вопрос. Конкретно же тут сёнен со всеми вытекающими. Так, не смотря на весьма динамичное начало, затем темпы становятся более размеренными, что с одной стороны, позволяет лучше раскрывать и развивать героев, а с другой – имеет откровенно растянутый, на мой взгляд, финал. Серьёзно, на день финального боя в аниме уделено 16 серий – почти четверть общего хронометража! Да, он разбит на несколько отдельных крупных боёв, но даже так при просмотре интерес падает и на одном уровне планку поддерживать невозможно.

Также тут чёткое деление на хороших и плохих. Притом если часть героев, предстающих в негативном свете, меняется по ходу аниме и в лучшую сторону (что также достоинство Алхимика), то основные антагонисты, прямо скажем, не блещут в большинстве своём. Что главгад, что его подопечные гомункулы особого сопереживания не вызывают. Более того, хотя последние и олицетворяют семь смертных грехов, именно как грехи получились лишь Жадность и Зависть; остальные же либо раскрыты в другую сторону (Гнев, Гордыня), либо просто массовка, как Похоть, Обжорство, Лень (хотя с Ленью и можно придумать метаиронию, мол лень автору было его прописывать). И скажу честно, я б лучше понаблюдал за каким очеловечиванием этих антагонистов, чем за тем, как тот же Эдвард наносит последний удар издыхающему главгаду под улюлюкание толпы (как комедия смешно, но это ж финал аниме). Притом то же самое время потратить, например, на внятное завершение так по итогу и неразвитой любовной линии Лизы Хоукай и Роя Мустанга, авторы не захотели; хотя можно было парой кадров в последней серии сделать красиво, как в тех же «Познавших синеву небес», вместо этого нам показали семейной счастье двух собак. И вот в сумме такие мелочи и вещи чуть покрупнее отбирают у аниме его в общем-то заслуженную десятку.

1.3 Глобальность, осознание грехов и закон равноценного обмена.

Однако все минусы более чем перевешиваются плюсами, интересными вопросами и отличной реализацией сего поистине масштабного и цельного полотна, повествующего о времени, когда должна была решиться судьба всей страны. Пусть мотивы антагонистов прозаичны, но то, с каким размахом и сколько времени они методично свой план выстраивали, как убирали тех, кто хотя бы подозревал неладное раньше срока, а также старались держать под контролем тех, кто в том самом будущем понадобится. То же самое относится и к главным героям и всем, кто с ними на защите населения Аместриса ли, своих идеалов ли, родных и близких ли – или всё вместе. Разумеется, для большего интереса, всей правды о планах антагонистов изначально герои не ведают (даже степень гниения верхушки армии, охваченной идеей создать лояльных суперсолдат аки серийных Ев, вскрывается не сразу), а посему находятся заведомо в проигрышной ситуации, подобно игре с «туманом войны», который надобно развеять. Чем и скрупулезно занимаются Эдвард с Альфонсом, путешествуя по стране в поисках очередной зацепки, способной как пролить свет на подлинное положение дел Аместриса, от коего судьба всех зависит, так и возможно дать подсказку по личным проблемам (не вековать же Алу в доспехе, в котором даже покушать нельзя!).

Впрочем, не только за линией поисков и борьбы братьев нам предлагают наблюдать: по сему полотну движутся десятки судеб, и не токмо у братьев Элриков есть грехи и проступки прошлого. Конечно, прежде всего, речь об операции по зачистке Ишвара, где в результате жесточайших действий аместрийцев по подавлению всякого сопротивления было уничтожено большинство не только восставших, но и мирных граждан. Впрочем, всё как в жизни: как отличить повстанца от обычного гражданского? Только по наличию оружия? Так его и бросить могли, чтоб сдаться в плен. Про лояльность ишварцев к аместрийцам, кстати, говорить тоже не приходится: владычество последних и до зачистки сопровождалось дискриминацией и пренебрежительным отношениям к покорённому народу как к гражданам второго сорта; что и говорить о времени после подавления бунта?

Время зачистки. Источник: там же.
Время зачистки. Источник: там же.

И война тут проявляется в своём истинном, цельнометаллическом воплощении, заставляя принимать тяжелейшие решения навроде того, стоит ли омыть свои руки в крови расстрелянных пленных (возможно, даже не воевавших, но попавших под одну гребёнку) или же лучше даже дезертировать, поскольку с подобным смириться невозможно. А как быть тем, кто омыл-таки руки? Как они будут искупать свои грехи? Спишут ли на жестокую природу войны или постараются сделать что-то в будущем? Война здесь не просто преломляет характеры и судьбы героев, но и показывает, как их пути расходятся в разные стороны, ибо свою правду каждый выбирает сам. Есть и примеры со стороны выживших ишварцев как относиться к аместрийцам: возжелать ли отмщения, уничтожая всех алхимиков, особо рьяно «отличившихся» в ходе спецоперации, дабы затем взглянуть в глаза той, у кого он отобрал родных, ни в чём не повинных. И вообще, пожив вне войны, в обычной жизни, с обычными людьми, что остаются ими не смотря на тяготы жизни, даже жестокая и казалось бы сгоревшая в горниле мести душа способна нащупать путь для создания мира и созидания, а не уничтожения. И подобным трансформациям веришь, ведь они не сиюминутны, а тянутся чрез весь сериал, достигая кульминации в финале, где сходятся сюжетные линии всех выживших на тот момент героев. И каждый выйдет в конце уже совсем иным: отказавшись от мести, перестав убегать и встав на защиту того, за что веришь и т. д.

Говоря же более общо, неплоха передана истинная природа человечества сквозь призму желаний, выражаемых как правило через жадность. Неожиданно, но большая доля правды в этом есть: всеми нами движет в той или иной мире желание чем-то обладать: знаниями, властью, славой, богатством, любовью, или вообще всем и сразу, как одноимённый гомункул в Алхимике. По итогу оказавшийся самым человечным из гомункулов, хотя и с гипертрофированной чертой характера. Но разве им одним двигали желания? Нет, разные желания двигали всеми, будь то жажда мести, защитить дорогих, родных и друзей, чтобы всегда быть с ними, власти ли, исполнить собственные устремления. Именно желание чего-то сделать, достичь, получить и обладать чем-то двигает человека вперёд, именно чрез желание и возможно полное ощущение жизни.

Пред открытием Врат Истины. Источник: там же.
Пред открытием Врат Истины. Источник: там же.

И, что я особенно ценю в художественных (да и не только) произведениях, отчётливо показано, что всё имеет свою цену. В случае Алхимика, это довлеющий над всем магическим таинством закон равноценного обмена: если в плане межличностных взаимоотношений можно давать либо же получать больше (что вполне естественно, пока одна из сторон не превращается в банального потребителя), то в мире магии, что часть природы мира Алхимика, не так. Нельзя получить меньшее из большего, такова суть их, и не только их, мира, который в этом плане последователен и логичен. Это не столько о преобразованиях, сколько о накладываемых ограничениях: можно обладать способностями к преобразованию, но взять силы из ниоткуда, дабы стать сильнее, когда это срочно потребуется, невозможно. И даже пресловутый миф о философском камне оказывается (спойлер) пустышкой: сам-то камень существует и даже способен даровать почти бессмертие, но вот для его создания требуются человеческие души. Иными словами, нет никакого способа преодолеть существующие законы, усилиться бесплатно: платить придётся за всё. И посему героям приходится принимать тяжкое, но единственно верное, решение бороться со злом с помощью этих же философских камней. С точки зрения их морали это тоже смогли обосновать: ведь спасти надо тех, кто жив сейчас, дабы и предки с миром упокоились. Особенно те, кого при жизни спасти не удалось (а тут есть и такие, воспоминания о коих причиняют боль).

1.4 Об атмосфере.

Мир Алхимика вымышленный и пусть даже почти всё внимание в нём концентрируется лишь на Аместрисе (выглядящим подозрительно кругло на карте, что неспроста) и лишь немного затрагивая империю Синь на востоке, живость мира чувствуется, в частности между столицей, городом автомехаников, руинами Ишвара, крепости в горах на северо-западе, пограничном городке на востоке и так далее. Каждое место даже географически чувствуется обособленным, не говоря уж про людей. Элементы стимпанка, как автоброня, позволяющая замещать утраченные конечные, а также взятые из немного более позднего периода военная техника (немецкие ПТ-пушки Pak-38 и даже танки PzKpfw-III, хотя башня там больше на КВ-85 или ИС-1 походила): смотрится сия каша из немного разных эпох (в аниме чётко сказано про 1914 год, хотя те же пушки появились только в 1940 году) отлично.

Да и в целом армия и военное дело тут не зациклено на только лишь алхимии, а вполне развивается по стандартным лекалам и может с них же быть анализировано. И тут кроме того, что элитные части армии, служившие на севере (ещё и танки с ручными противотанковыми гранатомётами только у них были!), оказались полностью неподконтрольны правительству в Центре и выступили против него, смяв сопротивление столичного гарнизона, особо придраться не к чему: планирование операций с применением тяж. техники, миномётов и пулемётов присутствует, ставка на быстрый переворот посредством мимолётного (в течение дня) захвата столицы, чтобы из округов не успели прийти подкрепления, вполне рабочая. Более того, в одной из финальных схваток какие-то статисты с миномётами своим обстрелом спасли главных героев! Где это видано, чтоб военные так активно влияли на ход действа? Всё это позволяет проникнуться атмосферой и поверить, что действо происходит на войне: не до конца, но настрой и серьёзность в серьёзные моменты чувствуются. При этом и комедийные вставки в целом уместны, ибо идут в те редкие моменты отдыха, что есть у героев.

2. Персонажи.

Эдвард Элрик – главный герой повествования, старший брад Альфонса. С детства проявлял незаурядные способности к алхимии, а после того самого неудачного эксперимента, хоть и потерял руку и ногу, стал способен к преобразованию без особого круга (который нужен почти всем алхимикам), что в бою даёт преимущество (не говоря уж о том, что сумел прикрепить душу брата к доспеху). Вспыльчивый и импульсивный юноша, который к тому же очень часто комплексует из-за своего низкого роста и ненавидит, когда ему об этом напоминают. Начитан и просвещён в вопросах аместрийской алхимии. В натянутых отношениях с полковником Мустангом, также тяжко с выражением искренних чувств при общении с Уинри. Отлично владеет рукопашным боем и большую часть преобразований он совершает для создания клинков ближнего боя. Слишком много берёт на себя, в частности, вину на произошедшие неудачи, если кого-то не удалось защитить...

Альфонс Элрик – также главный герой, младший брат Эдварда. В тот злосчастный день неудачного преобразования человека потерял тело и лишь благодаря брату, прикрепившему душу Ала к доспеху, сумел остаться в бренном мире. Куда более, в сравнении с братом, лояльный и терпимый к чужому мнению, более покладистый, склонный к поиску компромисса, а также более хладнокровный, что помогает ему сдерживать брата от излишней резкости. Поначалу несколько наивен, но впоследствии жестокая правда жизни делает его более суровым. Хотя протянуть руку помощи осознавшему свою неправоту противнику он всё также готов. В алхимии может немного послабее брата, но в рукопашном бою непобедим. Поскольку вечно ходит в доспехе, зачастую окружающим кажется, что именно он и есть тот самый стальной алхимик Как и брат, готов на всё ради защиты дорогих людей, а в чём-то даже пошёл дальше (как в том пресловутом вопросе с использованием философских камней для победы над злом).

Уинри Рокбелл – подруга детства Эда и Ала. Как и они, рано осиротела (родителей призвали на ишварский фронт лекарями, там и...) и живёт с чиби-бабушкой Пинако и псом Деном, коему сделала ногу из автоброни. Просто обожает работу с механизмами и автобронёй: именно она постоянный механик Эдварда и частенько швыряется в него гаечными ключами, когда он, наглец такой, опять покрошил в крошку плоды её кропотливых трудов. При этом влюблена в Эда и по ходу дела осознаёт это (у них даже что-то получается!). Человек добрый и отзывчивый, также со временем становится и более терпимой.

Рой Мустанг – государственный алхимик и полковник центральной армии Аместриса, дислоцированной в столице, непосредственный начальник Эдварда. Его алхимия позволяет управлять огнём и сжигать даже гомункулов, из-за чего он по праву считается одним из сильнейших. Хитроумный карьерист и интриган, желающий стать фюрером, ради чего и служит. Но не просто так, а дабы положить конец бессмысленным и жестоким войнам, подобно ишварской, которая многое изменила в нём. Горой за своих подчинённых, как и они за него, а посему утрату их в прошлом или настоящем воспринимает крайне болезненно (и даже собирался отомстить со всей жестокостью, благо одумался). Отличнейше понимает Лизу, как в жизни, так и в бою. Его сейю, Мики Синъитиро, озвучил Кайки в «Цикле историй», Урахару в «Бличе» и др.

Лиза Хоукай – лейтенант и верный соратник Роя, понимающая его с полуслова. Хладнокровная и строгая, в душе она также добрая и в целом настроенная миролюбиво, но по приказу Мустанга убьёт не задумываясь. При этом по-своему поступать также может, когда надо. Отличный снайпер, одна из лучших во всём Аместрисе. Также пережила тяжкую войну в Ишваре, не без помощи всё того же Роя, что помог смириться с тяжкими грехами. В неплохих отношениях с Уинри.

Маэс Хьюз – давний товарищ Роя, ещё с учебки, прошедший с ним ад Ишвара. Весёлый и несколько шумный офицер, служащий в департаменте разведки. Алхимией не владеет, но в метании ножей очень даже преуспел. Очень привязан к жене и дочери, ради которых и хотел вернуться живым с войны. Удивительно проницателен, ибо оказался способен нарыть много чего интересного про верхушку армии. Как оказалось, сильно он с этим поспешил...

Алекс Луис Армстронг – офицер аместрийской армии, высоченный качок, вопреки всем стереотипам, весьма ранимый и сентиментальный. Добрейший души человек, что как-то сильно вышло боком: за дезертирство во время ишварской зачистки получил репутацию труса. Конечно, незаслуженную, ибо на защиту друзей и родных встаёт грудью и применяет не токмо свою горы мышц, но и умение дробить даже камень и преобразовывать его.

Отец – таинственное существо, обитающее где-то рядом с канализацией Аместриса в помещении, где сходятся неизвестные пути. Именно он повелевает гомункулами. Похож на отца Элрика и Альфонса. Остальное суть спойлер.

Ван Хоэнхайм – отец братьев Элриков, несколько рассеянный учёный, бросивший детей официально ради «научных изысканий», реальные же причины как водится, куда сложнее, ибо жену свою Тришу он искренне любил. Считает, что слишком уж много живёт на сём мире и берёт на себя очень многое, желая нести крест в одиночку, хотя стоило бы попытаться объяснить свою правду тому же Эду. Благо, в аниме это происходит, и пусть не стал Хоэнхайм отцом года, немало и достойных поступков он совершил, особенно в финале.

Фюрер Кинг Бредли – глава Аместриса, уже немолодой мужчина, носящий на глазу повязку. В работе своей весьма жёсткий и требовательный человек, не терпящий происков против его и его планов, в личной жизни образцовый семьянин, искренне любящий свою жену (и сына Селима). С удовольствием смахнётся с противником и оценит его подлинную силу, если признаёт её в нём. Довольно неплохая иллюстрация несвободы лидера, повязанного как явными обязательствами, так и дополнительными ограничениями, наложенными сюжетом.

Похоть – гомункул, выглядящий крайне вызывающе. Холодная и расчётливая женщина, старающаяся добиваться поставленных целей как может и умеет. Обладает лезвиями, рассекающими что угодно («абсолютный клинок»). Абсолютно нераскрытый персонаж.

Обжорство – гомункул, по всей видимости страдающий слабоумием. Ладно хоть аппетитом Отец не обделил, так что жрёт всё, что скажут. Обладатель ложных Врат, созданных Отцом, затягивающих всё в себя по принципу чёрной дыры (в которой побывает Эд и совсем уж неожиданный субъект). По-видимому, особенно привязан к Похоти, в остальном такой же статист, как и она.

Зависть – гомункул, что вечно насмехается над людьми и подчёркнуто разглагольствует об их слабости. Разумеется, из самого имени понятно, что истинный двигатель его речей и поступков это зависть ко всему, что есть у них, но нет у него. Один из немногих, кто получил раскрытие и даже сопереживание (немного). Способен превращаться из простого паренька (или это просто груди нет?) в монстрятину и сморчка.

Лень – гомункул, за которого всё говорит его имя. И притом именно его припахали к постройке туннелей, очень нужных Отцу зачем-то. И хотя ему лень, опасаясь наказания, продолжает рыть. С такой же ленцой сражается (притом стремясь закончить побыстрее, как раз не ленится). Не обретя даже ленивой мотивации, погибает.

Гордыня – гомункул, обретающийся в сети туннелей под Аместрисом (и не только). Крайне силён и опасен, однако особого раскрытия также не получает. Более того, способен на поступки, которые по-настоящему гордое существо себе бы не позволило (ибо поглощать каких-то унтерменшей это фе). Жалости в общем-то особо и к нему нет.

Жадность – гомункул, коим движет желание обладать всем миром и всем, что тот может ему предложить, обладатель абсолютного щита (алмазного панциря). В кои-то веки не просто деньги, власть и женщины, но и друзья, крепкие узы, чувство плеча также вошли в перечень, расширив круг привычных желаний. Неудивительно, что именно такой гомункул и предал Отца, ибо не захотел делиться с таким как он. Был наказан и даже погиб, но сумел сбежать (хотя казалось бы) и вселиться в тело Линга. Притом по ходу действа действительно начинает дорожить тем, что имеет (жалко терять собственные связи, как-никак!), отчего и совершает геройство в финале. Из всех гомункулов именно он мне понравился больше остальных.

Линг Яо – глава одного из множества враждующих между собой кланов, что в попытке укрепить своё влияние на Императора готовы даже философский камень, дарующий бессмертие, заполучить. Именно ради этого с охраной (дедком Фу и девушкой Лан Фан) и прибыл инкогнито в Аместрис. Властолюбивый и стремится править всей империей (что роднит его с Жадностью, иначе бы он и не подселился), однако понимает, что ответствен перед своими поданными. Обожает поесть нахаляву. Алхимией не владеет.

Мэй Чан – милая китайская энергичная девчушка, что путешествует с малюткой пандой, но не просто так, а дабы выведать секреты филофского камня. Изначально мечтала встретиться с Эдвардом, в коего была заочно влюблена, но не прельстившись истеричным коротышкой (*раздражённый крик Эдварда), стала куда больше общаться с Альфонсом, ибо тому с детьми куда легче общий язык находить. Хотя её алхимия в основном лечебная, с поставленными задачами по поддержке команды она вполне справляется. Изначально не планировала участвовать в событиях аместрийских, но обзаведясь друзьями, пошла с ними до конца.

Шрам – ишварит, что пережив кошмарную зачистку, поклялся отомстить клятым аместрийцам и методично истреблявший алхимиков, в первую очередь, участвовавших в бойне. Изначально крайне жестокий человек с крайне специфичным чувством сострадания (ведь убить, чтоб не мучилось – это не сострадание) и несущий лишь смерть и разрушение, в том числе и своей алхимией, унаследованной от погибшего брата. Впоследствии, повидав самых разных людей, в т. ч. и других ишваритов, находит внутри себя и созидательные стимулы и даже применяет алхимию воссоздания, когда нужна. В финале он уже тот, кто готов восстанавливать Ишвар, дабы привести его к миру с остальным Аместрисом.

Изуми Кёртис – сильная и волевая женщина, учитель алхимии братьев Элриков. Порой выдаёт крайне специфичные задания навроде пожить месяц на дикой природе без алхимии, дабы суть этой самой алхимии понять, но дело своё знает. Ненавидит военных, участвовавших в ишварской резне (в т.ч. бездействовавших) и посему вступление Эдварда в государственные алхимики не одобряет. Себя всегда величает обычной домохозяйкой. Имеет свою жуткую тайну из прошлого.

Оливия Мира Армстронг – командующая войсками Аместриса на севере, в крепости Бриггс, также сестра Армстронга. Волевая и хладнокровная женщина, пользующаяся уважением и полной лояльностью подчинённых, о коих заботится и распоряжается ими свободно. Нетерпима к малодушию, проявлению трусости и слабости (точнее, того, что к ним по её мнению относится), отчего презирает своего брата, ведь тот по всем бумагам дезертир. И в целом умение понимать чужие точки зрения не про неё. Хотя собственную отстаивает мечом и железной волей.

Разумеется, были и многие другие персонажи: генерал Грумман, подчинённые Мустанга Жан Хавок и Мария Росс, целая группа перебежчиков-химер, Барри-мясник, киллер Зольф Кимбли и другие, что также поучаствовали во всём сюжете или его конкретной части.

3. Анимация, саундтрек.

Анимация у аниме в целом довольно приличная (с учётом того, что прям дорогим в расчёте на одну серию его не назовёшь). Локаций у аниме более чем хватает: от заснеженных крепостей на севере до жарких ближневосточных деревень на юго-востоке. Не обошли и столицу с её атмосферой Берлина начала 1910-20-х, и периферию. Боёвка в целом на приличном уровне (да, одно из воплощений Зависти сделано в 3D, но не самом плохом, надо сказать). Местами есть комедийные вставки с сильно упрощённой рисовкой, но и они особо впечатления не портят.

Саундтрек у аниме вышел также добротный, особенно в эпичной части: главная тема более чем удалась, способна пробрать и переслушивать её (и не только её) можно с удовольствием. Также у аниме аж пять опенингов и столько же эндингов, причём чем дальше, тем больше они меняются по настроению: от начала путешествия к его захватывающей кульминации и драматичному окончанию. Из опенингов мне, впрочем, больше остальных понравился первый, в исполнении Aimer, а из эндингов тот, что про Уинри (правда, только видеоряд, саму песню я предпочту забыть). Словом, и здесь можно найти что-то для себя.

4. «Священная звезда Милоса»: о чём фильм?
Студия: Bones. Год выхода: 2011. Средняя оценка: 7,29 (взят сайт MAl; всего голосов 93 957); личная оценка: 5,75.

Братья Элрики ещё только в самом начале своего пути и ищут философский камень, как тут их снаряжают в помочь аместрийской армии, борющейся с повстанцами народа Милоса – крохотной деревеньки, расположенной прямо на дне изрытого оврага вокруг города, что раньше был независим, потом захвачен Кретой, потом Аместрисом (земли вокруг остались за первыми). И тут братья оказываются втянуты в национально-освободительное движение, возглавляемое юной Джулией Крайтон, нацеленной дать народу Милоса независимость, используя силу Алхимии, а также силу Земли (как ни странно, речь не про огурчики). Но и военные обеих стран не дремлют и даже с братом (или тем, кто так себя называет) не всё так просто... О том, во что это всё вылилось, и повествует свои довольно долгие два часа фильм.

У фильма сего лишь две проблемы, жаль крайне серьёзные: тупость и вторичность. И обойти их, к сожалению, нельзя: почти всё тут на них и зиждется. Начать стоит с политики: серьёзно, здесь всё до безобразия наивно, будто и не было ишварской зачистки (может и не было, ежели тут альтернативная вселенная, но вроде нет), и тут восстание милосцев по итогу увенчается успехом, хотя я искренне не понял, как какие-то ополченцы и базу Креты (не проходной двор, а военную, блин, базу) захватили и вроде как даже аместрийцев выгнали? Неужто ни у первых, ни у вторых не найдётся пары десятков алхимиков, способных тупо числом подавить одного, пусть и с камнями философскими?

Однако увы, этим дело не ограничилось и (далее спойлеры) была загублена и драма фильма, ведь опять всё просто свели к самому важному – семье. Вот только в показанных самим же фильмом реалиях этот посыл не работает. Вообще. И я сейчас даже не про череду вотэтаповоротов с тем, что брат Джулии не брат ей, морда Кретская, а истинный брат Джулии это полковник Кретский. Проблема в том, что и поддельный и кровный братья главной героини использовали её для того, чтобы самим камни заполучить и власть с ними. Но при этом спасла она родственника по крови, ведь тот да, пытался убить её, но заколку из прошлого оставил, а значит молодец. И вот ради этого куска нечистот она ногой пожертвовала... Никакого самоуважения.

Что до другого посыла, об использовании философских камней во благо народа – идея-то рабочая, да вот только в самом Братстве мы как раз её и наблюдали. И смотреть за этим ещё раз, только чтобы вспомнить, что вначале Эд ни за что бы не пошёл на такое, а Ал только призадумался? Спасибо, лучше бы вы намёк на романтическую линию персонажей сделали, а то только один арт на эту тему есть, и то фанатский.

Хоть как-то ситуацию спасают сами братья Элрики, за которыми уже как-то привычно наблюдать. Особенно Альфонс, что в свойственной ему манере пробует договориться с Джулией, понять её (забывая про вторичность, у её позиции использовать камни во благо есть какая-то основа), да ещё и активно помогает девушке по ходу фильма (так что введи какой нормальный намёк на романтику тут, кроме обещания Альфонса ещё встретиться с Джулией, чего не будет). Порадовали пусть и появившиеся только в конце, но повлиявшие на сюжет Рой, Лиза и Уинри.

5. По итогу.

Аниме Стальной Алхимик 2009 года по праву заслуживает называться культовым. Чётко следуя лекалам жанра, аниме обладает в целом логичным и последовательным сюжетом, довольно чётким мироустройством со своими правилами, а также, без чего совершенно никак нельзя обойтись – россыпью персонажей, за которыми следить интересно, помимо главных героев (собственно, мне из Алхимика больше всего понравились Уинри, Рой, Лиза да Жадность).

Конечно, не обошлось без недостатков, навроде не самых интересных антагонистов, местами и не раскрытых толком. Есть свои условности, удачнейшие встречи и совпадения, а также подзатянутые моменты. Впрочем, по сравнению с откровенно слабым фильмом, также являющимся частью франшизы (а если что-то из франшизы мне очень нравится, то я рано или поздно смотрю по ней всё), эти недостатки меркнут.

Помимо прочего, у аниме есть и главная идея, которую оно вполне выдерживает. И как обычно, всё просто: не стоит замыкаться в себе, позволять прошлому властвовать над собой. Всегда надо искать новые пути в жизни и желательно, не в одиночку, а с теми, кому можно доверить своё плечо. И слова-то простые, но вот воплотить их в жизнь, отказаться от столь притягательной мести, найти в себе решимость, всё это крайне сложно. И то, как сложно это бывает, в аниме тоже передано отлично.

Подводя итоги, ещё раз скажу, что Стальной Алхимик в версии 2009 года действительно объемлющее аниме, позволяющее оценить переплетение множества людских судеб в довольно интересной, пусть порой и наивной, глобальной истории.
Разумеется, я рекомендую его к просмотру (хотя такое-то аниме явно уже очень многими просмотрено) и говоря по правде, жалею, что не посмотрел сие аниме раньше. К сожалению, рекомендации посмотреть фильм-вбоквел я не могу по причине его затянутости и вторичности: чего-то принципиально нового он не привнёс даже в плане интересных персонажей.
Всегда стоит помнить о светлом и лучшем начале в человеке. Ибо путь ненависти и отторжении человека и человечности ни к чему не приведёт, кроме пустоты. Так что всегда надо верить в лучшее. Разумеется, готовясь и предполагая возможным и худшее, ибо порой добру приходится быть с кулаками, иначе просто и не выходит. Умение отстоять свою точку зрения и верно донести её также никто не отменял. Впрочем, тут уже разные подходы: от физического давления до кропотливой совместной работы, осознания принадлежности к чему-то единому. Путей много, и мы вольны отправляться в собственные путешествия по жизни. Кто знает, куда они приведут?
Праздник давно прошёл, но иногда так и хочется праздничного настроения и веселья. Источник: Яндекс.Картинки.
Праздник давно прошёл, но иногда так и хочется праздничного настроения и веселья. Источник: Яндекс.Картинки.

Спасибо, что прочли сей весьма длинный обзор до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц