Здравствуй, дорогой читатель!
В 2006 году Studio Deen сделали аниме-адаптацию первой арки известной визуальной новеллы «Fate/Stay night». В целом вышло явно лучше аниме-адаптации «Tsukihime» (которой, на самом деле, нет и не было), однако недочёты, издёвки над логикой, сюжетные повороты не туда и совсем-совсем-совсем-совсем ненужные спойлеры-таки присутствовали. В общем, хорошо, но не идеально и неточно (обзор первой части тут). Дальше Deen сделали ещё что-то, но в 2014-м всем на это стало пофиг, ибо Крым присоединили вышла (в двух сезонах) адаптация второй арки «Судьбы», на сей раз от Ufotable, именуемая «Unlimeted Blade Works» (в японской версии также; по-русски звучит как «Клинков бесконечный край»). Смогли ли они учесть ошибки предшественников и насколько выдержали понятно откуда взявшееся требование Type-Moon следовать первоисточнику и не лезть, куда не надо? Об этом, и не только, в обзоре (смотреть после ознакомления с обзором первой части и первыми двумя арками в новелльном или анимешном эквиваленте).
Итак, начали!
1. Сюжет, глобальный лор, отсылочки. Смысл.
Студия: Ufotable. Год выхода: осень 2014 (1 сезон), весна 2015 (2 сезон). Средневзвешенная оценка: 8,65 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 47605,5); личная оценка: 8,5.
Начинается аниме, как и должно, с пролога, немного вводящего в курс дела, а именно раскрывающего нам Тосаку Рин (девушку-мага, готовящуюся к призыву), призванного ею Слугу Арчера и, немного, объясняющего правила вселенной. Правда, этот пролог на 48 минут надо было сделать и смотреть перед первой аркой, но да ладно... Далее идёт первая серия (также на 48 минут), которая, по идее, должна раскрыть остальных персонажей (включая Эмию), но по причине существования первой арки выглядит затянуто и, в принципе, может быть отброшена за ненадобностью (за исключением эпичных схваток в конце), ибо повествует о том же: как простой рыжий повар-мастер по ремонту бытовой техники (маг-любитель по совместительству) Эмия Широ оказывается втянут в войну Святого Грааля. Однако на сей раз он меняет судьбу одним неловким (и по правде, не самым логичным) приказом: запрещает командным заклинанием свежеприобретённой слуге Сэйбер атаковать Арчера, так как не привык рубить с плеча и предпочитает вначале поговорить. Забегая вперёд – не лучшего он собеседника выбрал. Дальше же следует двухсезонная Пятая война Святого Грааля, в которой Эмия и Тосака вновь объединяются (да они созданы для альянса!) и решают вдарить по всем остальным Мастерам, в лучших традициях сёнэна – во имя добра и справедливости, чьим истинным воплощением, по мнение авторов, и является Широ.
В отличие от первой адаптации, в «Бесконечном крае клинков» количество отсылок и спойлеров к другим аркам (а именно к третьей) разительно уменьшилось, а оставшиеся либо служат крючками, по-новому раскрывающими мотивы персонажей в будущем (момент со спасением Эмии в первой серии), либо важны для понимания правил вселенной «Фейта» (рассказ Гильгамеша о Святом Граале). Хотя необязательные остались: про Илию, допустим, всей правды на данном этапе знать не надо было (с учётом того, что во второй части новеллы и особенно адаптации ей особого внимания не уделили). Сама вселенная в «UBW» раскрыта также лучше, в сравнении с первым аниме: несколько раз упоминается (!!!) Ассоциация Магов (вау! она существует-таки!), рассказывается о самом Святом Граале (не очень много, но хватает, чтобы узнать, например, об Истинном и Мнимом Граалях), процессе и процедуре призыва Слуг (и кто они вообще такие): даже Илию затронули. Однако это и пугает: в адаптации третьей арки опять могут подзабить на раскрытие мира, а это пугает. Из того, что не раскрыто, но важно: Святая Церковь как конкурирующая организация Ассоциации и умения её адептов (закос Котомине под Росомаху оценил, но нельзя просто взять и показать у священника такое оружие, не объяснив, откуда оно у него вообще); но тут ничего нового (в первой адаптации про неё тоже особо не глаголили). Ну и тот факт, что Котомине был опекуном Рин (в числе прочего, учил её магии, боевым искусствам чуток и просто бесил десять лет) тоже опустили.
Ах да: ещё «UBW» просто напичкан отсылками к другим персонажам из Вселенной «Фейта» (а может, откуда-то ещё, я всех отсылок сам не признал)! Так, добавлены персонажи из «Аттараксии»: бесполезное и ненужное ни там, ни тут трио Макидэры (бракованный Tiger-II), Химуры (серость в очках) и Юкики (просто какой-то милый персонаж), Базетт Фрага МакРемитц, просто какие-то девки в 3-й серии 2 сезона (я не уверен, что это отсылка, но в «Фейте» любой персонаж не из основной истории может отсылать к другой – настолько там дофига персонажей.
Теперь же о самом главном – о посыле. Как и раньше, основной конфликт связан с идеалами Эмии Широ, в особенности, его идеей «спасти всех»: если в первой арке ему никто не мешал всех спасать (и убивать убийц, хех), то теперь нашёлся выразитель иного мнения: Слуга класса Арчер (его истинное имя спойлёрнет дофига, но вы ведь уже смотрели «UBW», да?), по горькому опыту ведающий, что никого ты не спасёшь, да и не нужно сие также никому. Этот конфликт, конфликт теории и практики, идеализма и реализма, действительно силён: особенно ярко это выражено в новелле, где прямым текстом сказано «в конце концов его <Арчера> предали его собственные идеалы» (отчего-то схожие с идеалами Эмии, хм). Именно это противоречие внутри самого себя и заставило Арчера встать на конфронтацию с Эмией, по желторотости своей не ведающему, куда ведут благие намерения. Любопытно, что авторы на стороне Эмии, хотя в то же самое время из новеллы (да и аниме, да и логики) видно, что как бы ни хороша были идея в вакууме, в реальности она целиком не осуществима. Идея как модель: упрощает действительность, иначе просто не сможет работать. Но и тогда нужно подумать: а точно ли она сработает, даже с ограничениями? Увы, но достойное восхищения упрямство Широ, граничащее с тупостью (мы же о сказочном Мастере говорим, что решения принимал зачастую импульсивно и нелогично), приносит успехи, что говорит о применимости такого подхода. От таких посылов лучше отказаться, а вместо этого подумать лишний раз: стоит ли?
Если вы спросите, как реализовали этот мощный конфликт в аниме, то скажу, что красиво, эпично, но более приземлённо и упрощённо, хотя Арчеру по-прежнему невозможно возразить, ибо он не оперировал ничем, кроме как фактами. Да и в целом идущие друг за другом события не особо позволяют задуматься об этом.
Также вопросы вызывает изменённая концовка (тут есть спойлеры, но только не говорите, что вы думали, будто победят не наши): почему вдруг Эмия отказался от обучения? Как это поможет стать ему героем? Новелла была хороша своей относительно открытой истинной концовкой: в ней Широ, решив стать героем, имел к этому тысячу и один путь. Но как ему поможет отход от Ассоциации, когда он там и пяти лет не пробыл? Зачем тогда вообще было вступать? Или он узнал всё нужное так быстро? Вопросы-вопросы, но вместо ответов будет только отсылка к Лювии Эдельфельт (?). Для желающих, кстати, есть и экранизация второй концовки из новеллы на 9 минут (<место для аплодисментов фанатов Сэйбер>).
2. Изменения в персонажах.
Здесь основной упор будет сделан на аниме, поскольку во второй арке многих персонажей «Судьбы», к сожалению, ещё сильнее упростили до простых «добрых» и «злых», а одну даму чуть ли не насильно превратили в шаблонную цундерку.
Эмию Широ и менять не надо: всё также фанатично относится к своим идеалам. На самом деле, его упрямство, конечно, порой положительно влияет на сюжет (спасение Тосаки в церкви, к примеру), но эталоном поведения считаться не может. Сэйбер, кстати, тоже не изменилась (а вот Мастера у неё меняться будут часто).
Рин Тосака – более всех походившая на роль истинной тянки (как бы мне эта фраза не нравилась) и, видимо по этой причине, превращённая почти в шаблонную цундере с присущими шаблону импульсивностью, карикатурной реакцией не то, что на слова симпатии, а на любую похвалу без издёвки. И это серьёзный минус, поскольку любая шаблонность упрощает персонажа (поведение Рин стало шаблоннее не только по отношению к новелле, но и к первой аниме-адаптации, а в поведение рассудительного мага чрезмерное добавление цундере также не привнесло ничего хорошего). Также вместо сцены любви с ней, показали какую-то очередную муть (спасибо хоть, что без драконов).
Арчер – выступает в роли бойца, красавца и даже резонёра, в чьи уста вложили не одну неоспоримую истину. Раскрыт почти на уровне новеллы, а визуальная составляющая даже выше. В отличие от того же Широ, умеет признавать собственные ошибки. Является вершиной идеалов последнего, чтобы это ни значило.
Лансер не претерпел существенных изменений в образе: на сей раз, кроме его стремления жить и поступать по чести добавили симпатию к Рин. Что ж, пусть так.
А вот со злыми персонажами поступили некрасиво, снизив к большинству из них градус сопереживания настолько, насколько было можно: Кастер предстаёт перед нами чуть ли не полуманьячкой (плюс я смотрел переведённое с озвучкой аниме и актриса дубляжа вообще не попала в персонажа), которой, не смотря на историю, сопереживать крайне сложно (даже в первом аниме к ней испытываешь куда больше симпатии), Кузуки-сенсея попытались раскрыть, а наделе вышел неясный сблёв (серьёзно, прочли бы «Аттараксию» или оставили как есть, раз читать было влом) да и Ассасина как-то пару раз показали и всё. Котомине, как и в новелле, тут слили по-быстрому, так что претензий нет.
Гильгамеш и Синдзи – скажу честно, я чуток боялся, что их очеловечат. Слава Богу, нет: это такие же выродки не вызывающие симпатии персонажи, но при этом один из них выживает (единственный раз за все три арки, притом максимально незаслуженно, только потому, что Рин се... сердечно помочь захотела Сакуре, братика спасти непутёвого). Забавно, что вторая попытка изнасилования Синдзи не прокатит, а презрение Гильгамеша ко всем, кроме себя (и Сэйбер), сослужит ему плохую службу. Ничему людей плохие концовки не учат...
А вот на долю Илии не выпало ничего, кроме фансервисной сцены и жестокой, растянутой на серию, с... неважно. Ну и рассказали заодно, кем она является: ох чую я, это дабы в третьей арке на неё подзабить! Грустная история из второй арки новеллы, кстати, почти выпала (в том числе, в угоду раскрытия истинной сущности Илии).
Про остальных персонажей и говорить нечего: их раскрывать особо и не пытались, кроме Фудзимуры Тайги, которой добавили-таки одно проявление адекватности (и это невероятно).
В целом, налицо деление персонажей на главных и второстепенных, а также на добрых и злых (в плане раскрытия и сопереживания в основном всё попадает на долю первых и третьих). Ах да, и Райдер нет, ибо её слили быстрее, чем Котомине... (Что до Сакуры, то ей будет посвящена целая статья соответствующего обзора).
3. Рисовка, техника.
В плане рисовки студия, уже работавшая с Type-Moon («Fate/Zero», 2011) просто не могла подкачать: хотя мне и попривычнее была новелла, новая отрисовка персонажей и фонов действительно радует глаз.
Очень хорошо ушли в эффекты: каждый бой (даже банальный тренинг магии проецирования Широ) снабжён эффектами и выглядит круто. Это же повлекло за собой мощный сдвиг в сторону эпика, в том числе и сменой локаций боёв: зачем бой в особняке лачужке Эмии с Кастер, когда можно сделать максимально красочное и эпичное побоище в мнимом пространстве над мостом (вау!). В погоне за зрелищностью и эпичностью, кстати, возможно, и подсократили время на раскрытие персонажей: лучше же им сопереживать, ибо они ведут красочные бои? (эм, не совсем)
Однако стоит признать, что хотя этот уклон в зрелищность и несколько отводит в сторону от раздумий (а «Фейт» всё-таки новелла, о которой надо поразмышлять), рисовка и анимация боёв выполнены превосходно (почти не заметны 3D-модельки школьников). Единственно: всякий раз проверял устройство, когда в бою начиналось затемнение (на свой ноутбук грешил из-за этих ваших эффектов!).
4. Саундтрек, опенинги/эндинги.
Здесь хочу отметить, прежде всего, отменный кавер темы Эмии из новеллы (используется во втором сезоне, в битве Арчера и Эмии): он вышел даже лучше оригинала! Действительно цепляющая тема, усилившая весь пафос и всю значимость схватки (сама схватка, кстати, также, бесспорно, одна из лучших, что я видел, а в адаптациях «Фейта» пока и вовсе лучшая). Также можно похвалить кадры из эндингов: как и в другом «Клинке» (что демонов сечёт) вставки работали на атмосферу и работали исправно.
Но вот в остальном... Не скажу, что музыка плохая, нет: она просто одноразовая. Может, в аниме так и должно быть, но я предпочитаю пополнять плейлист за счёт особо понравившихся мелодий, песен из опенингов/эндингов. Кроме упомянутого кавера, ни одна мелодия меня не зацепила (мог сказаться и дефект озвучки, заглушавший оригинальную музыку; хотя отменную работу сэйю Уэды Каны я отметил даже так). Да и сами опенинги лично для меня особо ничем не запомнились (а в «шикимори» опенинг к одному из сезонов попал в число наиболее ожидаемых...); забавно на этом фоне вспоминать первую адаптацию, но даже там опенинг (особенно песня) мне запомнился дольше (прошло больше 3 недель), а просмотренные менее двух недель назад опенинги «UBW» уже почти совсем забылись. Вкусовщина, она такая...
5. По итогу.
«Ufotable» в очередной раз доказали, что не зря едят свой хлеб: было создано действительно зрелищное аниме, сюжетно в целом повторяющее новеллу. Атмосфера была передана, бесспорно, лучше первой адаптации, бюджеты были, а посему эффекты и хореография боёв также улучшились в разы. Но всё имеет свою цену: эффектность и зрелищность, как правило, оттеняют на второй план смыслы и посыл, а в арке Рин-Эмии-Арчера понимаются довольно-таки интересные вопросы (прежде всего, о цене следования своим идеалам и пути, куда они могут завести), ответы на которые тоже бы не худо вынести из аниме. В конце концов, «Фейт» не только о боях, это ещё и о Судьбе (да!): например, истинная концовка Рин просто постулирует то, что судьба есть (например, судьба Эмии Широ – стать героем) и изменить её нельзя. Поэтому мой совет: перед ознакомлением с данным аниме прочитать-таки арку Рин, ибо даже 27 серии (3 из которых по 48 минут) не вместят в себя все смыслы, особливо, когда на первый план выходят эпичные и хорошо сделанные бои.
Да, вот и подошёл к концу очередной обзор... Это аниме, на самом деле, всё же больше для глаз, а посему не стоит чрезмерно судить авторов за упрощения. Главным будет, насколько хорошо передали костяк сюжета и раскрыли основных персонажей, а тут вышло на уровне (за исключением сильного упрощения некоторых персонажей). В любом случае, адаптация от Ufotable вышла более чем хорошей, посему я могу смотреть с оптимизмом на их же экранизацию последней арки новеллы. А у меня впереди нелёгкие дела с «Тотоно» и «Летними днями»...
Спасибо, что дочитали обзор! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!
#визуальная новелла #искусство #анимация