Найти тему

Рок-тихоня! (обзор аниме)

Попытки одной девочки стать общительнее и популярнее, немного о сложностях становления группы, милая повседневность и местный юморок.

Здравствуй, дорогой читатель!

Казалось бы, не так давно смотрел «Кейон», но что-то опять потянуло на музыкальное аниме с девочками, собирающимися в группу. Именно о таком аниме сегодня и пойдёт речь. Аниме-адаптация манги «Bocchi the Rock!», вышедшая в декабре 2022 года, какой же она вышла? Какая часть лучше: комедийная или серьёзная? Насколько тяжко бывает хиккикомори вливаться в обычную жизнь и взаимодействовать с людьми в реальном мире, почему юмор на эту тему способен надоесть – об этом и не только, в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: CloverWorks. Год выхода: 2022. Средневзвешенная оценка: 8,95 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 152234); личная оценка – 7,05.

Рок-группа «Жгут!» в полном составе. СЛева направо Рё Ямада, Нидзика Итидзи, Икуё Кито и Хитори Гото. Источник: yande.re.
Рок-группа «Жгут!» в полном составе. СЛева направо Рё Ямада, Нидзика Итидзи, Икуё Кито и Хитори Гото. Источник: yande.re.

Школьница Хитори Гото испытывала серьёзные проблемы в общении и не могла ни толком друзьями обзавестись в школе, ни даже в магазин без подготовки и настроя соответствующего сходить. Однако мечта её – прославиться и стать известной музыкантшей – прямо скажем, требовала уметь и общаться, и на публике выступать, и группу собирать. Однако отучилась Хитори-тян в средней школе, а так никого и не собрала: только на гитаре научилась играть, да каверы в интернет выкладывать (и довольно успешно, к слову). Однако мечта о группе девочку не покинула; благо, возможность выступить с группой подвернулась, пусть и не в старшей школе, а в клубе, где жизнерадостной барабанщице Нидзике Итидзи и молчаливой басистке Рё Ямаде позарез оказалась нужна гитаристка. Худо-бедно отыграв партию прямо из коробки (и это не шутка), Хитори, тем не менее, согласилась на предложение Нидзики вступить к ним в группу «Жгут». Последней же участницей становится милая и обаятельная душа компании Икуё Кита, которую кое-как во второй раз затащили-таки в группу. Теперь девочкам предстоит отточить собственные умения, добиться слаженности и сыгранности, дабы можно было выступить хотя бы в клубе на пять полупьяных человек, а самой Хитори, прозванной девочками Тихоней – побороть нерешительность и замкнутость.

1.2 Повторяющиеся штуки.

Пример комедийной сценки в аниме, которая мне не зашла и на которую даже смотреть противно, если честно (в основном, из-за нарочито убогого чибика, притом, что так-то Хитори красавица). Источник: скриншот из аниме «Рок-тихоня!». ©CloverWorks.
Пример комедийной сценки в аниме, которая мне не зашла и на которую даже смотреть противно, если честно (в основном, из-за нарочито убогого чибика, притом, что так-то Хитори красавица). Источник: скриншот из аниме «Рок-тихоня!». ©CloverWorks.

В целом, комедийная часть аниме скорее неплоха, чем наоборот. Однако далеко не все шутки здесь мне понравились. Причин две: во-первых, значительная часть их вокруг одной и той же темы – социофобии героини. И тут не обошлось без пресловутых повторений навроде ступора, который тут комедии ради показан несколько раз и смеха по понятной причине становится меньше и меньше. Во-вторых, техническая реализация в виде чиби-вставок, переключений на реальные кадры и прочего. На это всё мне порой было просто больно смотреть. Но самое печально случается, когда ради очередной пошутеечки насчёт интроверта Тихони показывают то, что прямо не вписывается в проделанный героиней прогресс и частично его обнуляет в стиле «откуда начали, туда и пришли». Или что, я должен поверить, что девушка, которая работает, пусть и из под палки (ради оплаты квот на концерты), научилась выступать без отделяющей её от зрителей коробки (и слава Богу, а то испанский стыд тот ещё был наблюдать сие в первой серии), не может сама купить гитару, потому что... стесняется?

Помимо того, что реализм тут приносится в жертву комедий (и не всегда это было прям нужно делать, шуток и так хватает, порой даже неплохих), иногда это делает и для упрощения работы авторам. Мне действительно интересно, где это ведёт свой блог Тихоня, да так, что за три года выкладывания каверов не столкнулась ни с одним хейтером? В каком Интернете вообще возможно такое? Даже в блоге на сотню подписчиков порой сталкиваются с подобным (я правда должен вспоминать Котаро, чей оккультный блог, рассчитанный на полторы калеки, и то столкнулся с негативом?) Подобное расстраивает ещё и потому, что тут можно было придумать миленький и забавный сюжет, не выбивавшийся из основной истории и добавивший бы к аниме плюсик. Но зачем утруждаться, если так нормально. А могло бы быть отлично. Хотя и стоит сказатЬ, что в подобных повседневках (привет, всё тот же «Кейон») изначально и не особо задумываются, как бы разнообразить события.

1.3 Трудности в социализации и вновь складывание коллектива.

Но если брать в общем, то не смотря на наличие определённого числа неинтересных и непонятных деталей и шуток, аниме считаю достойным. Часть тех же шуточек, когда не затягивается на пять-семь минут (как это было со ступорами Тихони) вызывает улыбку, а порой и смех, что для аниме с комедией в жанрах есть хорошо. И помимо улыбки, все неловкие ситуации и сложности, позволяют задуматься: а как в самом деле таким как Тихоня людям даётся простое взаимодействие с людьми? Сколько сил им приходится прилагать, к примеру, чтобы просто поздороваться с незнакомым человеком, спросить его заказ и сделать его? А чтобы выступить публично, пусть даже не нужно петь, а только играть на гитаре, под взглядом всего 5-10 человек, которые будут смотреть вас во многом от нечего делать? Но Хитори-тян действительно старается и как ни крути, меняется: в отличие от той же Сёко Коми, за всё те же 12 серий куда заметнее продвинулась Тихоня по общению с людьми. Так, она научилась публичным выступлениям, игре в группе, а не только в соло, обслуживать клиентов за стойкой в клубе и даже завела троих подружек! И что важно, далеко не все эти изменения обнулились в угоду шуточкам и гэгам.

При этом всём не Хитори едины – у остальных девушек также есть свои собственные причины играть в группе: кто-то хочет помочь сестре с ведением дел в клубе (Нидзика), кто-то хочет играть от души и для себя (Рё), а кто-то поддавшись уговорам (Икуё). И всем им как-то надо вместе играть! Посему неудивительно, что первый их концерт вышел совсем уж кое-как, а впоследствии, они с таким трудом добиваются успеха у каких-то 10-15 человек, пришедших в дождь и вообще на ребят, которые после «Жгута» выступают. И ради такого мизерного признания девочки провели ни одну и ни две репетиции, постоянно работая над взаимопониманием, стараясь сыгрываться, ибо поначалу играли невпопад друг дружке. То есть и тут вполне серьёзно показано, что для создания мало-мальски сыгранной группу мало прийти и после чайка порепетировать (и то раз в неделю, хотя чаёк каждый день): нужно и трудиться, дабы в поте лица заслужить первые немногочисленные аплодисменты. Впрочем, дальше будет уже проще и даже получиться блеснуть в школе уже человек на сто. Но это справедливо: тяжкий труд должно вознаграждать соответствующе.

Да и в целом атмосфера у аниме приятная, располагающая к себе: во всей этой комедийной повседневной суматохе живут не роботы, у которых одни «репы» на уме. Нет, они тоже не прочь собраться вместе девочками и съездить к морю (даже если не сезон; у моря всегда приятно!), погулять вместе и наделать совместных фото или просто нагрянуть гурьбой к Тихоне (кроме Ямады, единоличницы такой) домой и подурачиться. Что любопытно, в отличие от того же «Кейона», тут девочки учатся в разных школах и показ каждодневной рутины свёлся не к будням в одном из школьных кабинетов, а в клубе с живыми выступлениями. Причём можно и какие-то интересные вещи увидеть навроде того, как приходится оплачивать квоты на выступления (и штрафы, если не удастся продать минимум билетов), при этом чтобы выступить, надо пройти прослушивание. То есть даже на самых начальных ступенях есть где споткнуться и упасть. Радует, что героини тут работают над ошибками.

2. Персонажи.

Хитори Гото – главная героиня, жуткая завторница и социофобка, которой очень сложно идти на контакт с людьми. Горит желанием создать музыкальную группу, дабы прославиться и стать известной. Ради этого сама научилась на гитаре играть, но поскольку собирать коллектив явно не её сильная сторона, присоединилась к «Жгуту». Выкладывает каверы на песни в своём блоге в местной пародии на ютуб и довольно популярна (имеет около 35 тысяч подписчиков). Немного мечтательная и порой может уйти в себя. При сильных стрессах впадает в ступор и с моментами, основанным на нём, в аниме как по мне перебрали. Изначально не умевшая играть вне коробки и сыгранно с другими, в конечном итоге выступает сама, дерзко и притом слаженно с коллективом. Ценит своих новоприобретённых подруг. Автор песен группы, отдающих меланхолией и тленом.

Нидзика Итидзи – лидер группы «Жгут», весёлая и жизнерадостная барабанщица, позвавшая Тихоню выступить с ними и убедившая её остаться. Вместе со старшей сестрой работает в клубе Starry (позднее и остальные девочки из группы туда устраиваются). Сравнительно собрана. Ради того, чтобы прославить свой клуб, она и создала группу.

Рё Ямада – молчаливая басистка в группе «Жгут», перешедшая туда из другой группы, ибо хотела играть для себя и от души, а не ради поднятия популярности. Пишет музыку к песням. Любит покушать. постоянно на мели, занимает деньги и не отдаёт, но вообще она человек хороший (хотя казалось бы). Очень много знает по истории музыки, чем при первой возможности охотно делится.

Икуё Кита – дружелюбная и очень общительная девушка, у которой и до «Жгута». Изначально сбежала из группы, ибо играть не умела, но спасибо Тихоне, вернулась и стала гитаристкой (опять Хитори помогла, научив азам) и впридачу ещё и солисткой. Просто без ума от Рё, считая её идеалом, но сильно беспокоится и за остальных новых подружек, особенно за Тихоню. Активно ведёт соц.сети, в том числе аккаунт их группы.

Кикури Хирои – местная пьянчужка и по совместительству душа рока, случайно повстречавшая Тихоню в парке. Обожает пить пивко, без коего и дня не проводит, а также бацать настоящий рок: вплоть до того, что наступает ногами на лица фанатов, спит в обплёванной подворотне и вытворяет прочие прелести. Играет при этом она отлично, вкладывая душу. Обладая немалым житейским опытом, способна дать Хитори дельный совет.

Сейка Итидзи – управляющая клуба «Starry», в котором работают и выступают девочки из «Жгута». Исполнительна, серьёзна и несколько строга, однако о девочках действительно печётся, помогая им стать лучше, чего конечно же, в лицо не скажет, ведь нельзя расхолаживаться! Её сейю, Мая Утида, единственная знакомая мне здесь.

3. Анимация, саундтрек.

К технической же части у меня больше всего личных нареканий. Хотя начну с весьма милого дизайна девочек: на крупных планах прорисованы они большей частью здорово (хотя у многих ногтей на руках нет). Также интересным было решение заставить 2D-анимацию двигаться как 3D-модельки о время музыкальных выступлений. Остальное же... дешёвенькие фоны, которые в последней серии заменили на реальные фотографии (вспоминаю «Хоримию» и «Фарфоровую куклу» от этих же Кловеров с таким же не особо приятным штрихом), ну и вставки с пластилиновой Тихоней, слепленной в реальности, равно как и просто вставки реальных фото и видео во время аниме – лично для меня как правило не говорят о чём-то кроме желания дёшево выделиться.

Говоря про музыку, особо хвалить, либо же ругать её не за что. Тут есть композиции, которые девушки поют, но они не особо цепляют, не западают в душу, что лично я считаю для музыкального аниме неудачей. То же самое относится и к опенингу с эндингом: они неплохие, но и желания сохранить их себе не возникает.

4. По итогу.

Для аниме с милыми девочками и музыкой надо всего ничего: сколотить из этих девочек группу и показывать как они, превозмогая все трудности, постигают азы этой самой музыки и заодно лучше узнают друг дружку.

Но реализуют это каждый по-своему. У «Рок-тихони» самой слабой оказалась именно техническая часть в лице рисовки и музыки; если для обычного аниме средняя вокальная часть не критично, но для музыкального требования к оной всё же выше. Впридачу часть комедии сериала строится на обыгрывании одной и той же темы, что не могло быть сделано идеально во всех случаях.

Однако смыслы аниме про важность труда для достижения своих целей, преодоления собственных страхов и довольно серьёзных внутренних барьеров, всё ещё верны и поданы отлично. Благодаря этому следить за жизнью и приключениями Хитори-тян и её подруг очень интересно и аниме смотрится довольно бодро.

Подводя итог, хочу сказать, что аниме всё же весьма приятное и для размеренного просмотра вполне подойдет. Его я спокойно рекомендую к просмотру, если хочется спокойной, но с юморком, повседневности. Быть может, вам сей юмор зайдёт больше, чем мне, на все сто чтобы.
К моему собственному удивлению, аниме «Рок-тихоня», хотя и неплохое как комедия, мной лично лучше всего воспринималась как зарисовка о жизни девушки с проблемами в общении. Притом о проблемах не просто декларируется, но они показаны и порой весьма реалистично, а также – далеко не самая пассивная главная героиня, проблемы свои по мере сил и возможностей решающая. А старания, как известно, не должны пропадать даром.
Последние аккорды сей статьи.
Последние аккорды сей статьи.

В качестве послесловия: отличный обзор на Рок-тихоню от товарища Хронотолка.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!