Найти в Дзене
УЛА керамика

Как Сушить изделия из Глины.

Приветствую вас! Сушка изделий из глины – очень и очень важный процесс в производстве керамики. Именно во время сушки может проявляться первый брак: отпадать мелкие детали, появляться трещины. Сейчас расскажу, как этого можно избежать и минимизировать брак на этапе сушки. Первое – это место. Сушить изделия необходимо в помещении без сквозняков. Там должно быть сухо, тепло, тихо и спокойно)) Никакого открытого окна, никаких гуляющих потоков воздуха. Подыщите вашим работам тёпленькое местечко без попадания прямых солнечных лучей, потому что в холодном, влажном помещении они будут сохнуть целую вечность. Поверхность для сушки должна быть способна впитывать влагу. В идеале – это стеллаж из необработанного дерева, либо плиты из гипсокартона, фанера, решётчатые полки. Второе – первые несколько дней изделия должны быть накрыты тканью, либо целлофаном. В зависимости от того, что это за изделие, закрывать нужно по-разному. Дальше разберём этот момент на примере наиболее популярных изделий, и я,
Оглавление

Приветствую вас! Сушка изделий из глины – очень и очень важный процесс в производстве керамики. Именно во время сушки может проявляться первый брак: отпадать мелкие детали, появляться трещины. Сейчас расскажу, как этого можно избежать и минимизировать брак на этапе сушки.

Художественные палитры из полуфарфора. Фото автора.
Художественные палитры из полуфарфора. Фото автора.

Первое – это место. Сушить изделия необходимо в помещении без сквозняков. Там должно быть сухо, тепло, тихо и спокойно)) Никакого открытого окна, никаких гуляющих потоков воздуха. Подыщите вашим работам тёпленькое местечко без попадания прямых солнечных лучей, потому что в холодном, влажном помещении они будут сохнуть целую вечность.

Поверхность для сушки должна быть способна впитывать влагу. В идеале – это стеллаж из необработанного дерева, либо плиты из гипсокартона, фанера, решётчатые полки.

Второе – первые несколько дней изделия должны быть накрыты тканью, либо целлофаном. В зависимости от того, что это за изделие, закрывать нужно по-разному. Дальше разберём этот момент на примере наиболее популярных изделий, и я, как обычно, поделюсь личным опытом.

Третье – ваше время и внимание. Нужно обеспечить равномерное высыхание изделия. Для этого регулярно проверяем, поворачиваем, укутываем, раскрываем его. Хотя бы 1 раз в день, а лучше 2 – утром и вечером – заглядывайте к вашим сохнущим работам, чтобы убедиться, что у них всё в порядке, и они сохнут в нужном режиме. Чем дольше - тем лучше. Изделие, которое сушилось долго - гарантированно качественно и равномерно просохло. В нём не создаётся лишнего напряжения, которое может проявиться обидной трещиной в обжиге.

Также замечу, что глины бывают совершенно разные. Не все требуют танцев с бубном. Есть массы, которые прекрасно сохнут безо всяких пакетов – поставил на полку, и забыл. А есть такие, над которыми вздохнуть нельзя – сразу трещина. Как выбрать массу для лепки, я писала здесь.

Переходим к конкретным примерам.

Как сушить чашку.

У чашек есть ручка. Она высыхает быстрее тела чашки, поэтому её дополнительно оборачиваем плёнкой. Наматываем кусочек целлофана вокруг ручки, убираем чашку в пакет целиком, и оставляем в таком виде на (примерно) 12 часов.

Ручка у чашки замотана в плёнку. Фото автора.
Ручка у чашки замотана в плёнку. Фото автора.

За это время влага в изделии распределится равномерно.

Затем можно приоткрыть пакет, выпустить влагу и запустить свежего воздуха, перевернуть чашку вверх дном, и оставить сохнуть дальше под пакетом. Теперь уже можно пакетом просто накрыть сверху, чтобы дно стояло не на целлофане, а на полке.

Дно обычно сохнет дольше, поэтому чашку необходимо иногда переворачивать вверх дном, и оставлять так, чтобы влажность выравнивалась. На второй день пакет можно убрать на несколько часов, ручка при этом остаётся завёрнутой. Задача – следить, чтобы влажность ручки и самой чашки была +/- одинаковой. Если нужно, ручку тоже иногда приоткрываем. Если в помещении тепло и сухо, то пакет обычно можно убирать уже на 3й день.

На верхней полке изделия уже высохли, на нижней пара работ в процессе сушки - под пакетом. Фото автора.
На верхней полке изделия уже высохли, на нижней пара работ в процессе сушки - под пакетом. Фото автора.

Как узнать, когда пора убирать пакет? Влажность всего изделия будет одинаковая, это видно по цвету. Если низ чашки темнее верха, значит верх подсыхает быстрее. Переворачиваем чашку – и в пакет.

Ещё сырые медальоны темнее по цвету, чем те, что уже высохли. Фото автора.
Ещё сырые медальоны темнее по цвету, чем те, что уже высохли. Фото автора.

Обычно перед тем, как полностью снять пакет, я некоторое время сушу изделие в открытом пакете. То есть, оно ещё стоит в целлофане, но не закупорено, и сверху или сбоку есть постоянный доступ воздуха.

Как сушить тарелку.

Тарелка – изделие с широким дном и бортами. Борта высыхают сильно быстрее центральной части, поэтому их дополнительно оборачиваем в плёнку или ткань. Ткань должна быть едва-влажной, чтобы она не напитывала глину водой, а просто не давала ей слишком быстро высыхать, поэтому периодически меняйте на сухую. Чтобы дно сохло быстрее, как вариант, поставить тарелку на решётку - так мы обеспечим дополнительный приток воздуха снизу. В остальном принцип такой же, как и с чашкой: убираем в пакет на 12 часов, периодически приоткрываем, переворачиваем вверх дном, и следим, чтобы тарелка сохла равномерно. Чтобы тарелка осталась ровной, при условии, что на этапе изготовления вы сделали всё для того, чтобы её не повело, можно внутрь насыпать крупу или положить мокрый песок в пакете. Утяжелитель не даст дну выгнуться в процессе сушки. Да, тарелку может выгнуть на этапе обжига, именно поэтому важно уделить особое внимание процессу изготовления. Но это тема для другой статьи.

Распространённая ошибка при сушке тарелок/пиал - оставлять их на форме. Если это пуансон из МДФ (чтооо???), то ничего страшного. А если это стеклянная или пластиковая тарелка - беда. Глина имеет свойство давать усадку при высыхании, то есть, уменьшаться в размере.

Если она прилипнет к форме, на которой сушится, эта форма не даст глине уменьшаться, и трещины неизбежны. Проложите салфетку (можно бумажную или тонкую тканевую/нетканую) между формой и глиной. И лучше, если глина будет находиться в форме, а не лежать на ней сверху.

Как сушить плоские изделия.

Имеется в виду, совсем плоские. Плитка, например. На деревянное основание (или гипсокартон) кладём ткань/бумажную салфетку в несколько слоёв – изделие – снова ткань/салфетку – накрываем листом фанеры. Таким образом, мы фиксируем плоскую форму. Тяжёлая фанера не даст глине изогнуться в процессе высыхания. Если изделие крупное, может быть эффект того, что края будут сохнуть быстрее центра. Тогда делаем как с тарелкой – оборачиваем края дополнительно, чтобы они не отдавали влагу слишком быстро. Периодически – 1 или 2 раза в сутки – проверяем изделие, меняем ткань/салфетку на сухую. Если явно видно, что изделие сохнет неравномерно, воспользуйтесь целлофаном. Оберните работу целиком и оставьте на сутки, чтобы выровнять влажность.

Как сушить сложное изделие со множеством мелких деталей.

Все выступающие части отдельно оборачиваем плёнкой. Не позволяйте им высыхать быстрее основы. Возможно, особенно мелкие части даже придётся дополнительно увлажнять из пульверизатора. Всё изделие целиком тоже накрываем тканью/плёнкой. Периодически, 1-2 раза в день, проверяем. Через 2-3 дня можно открывать выступающие части, начиная с крупных, однако всё изделие целиком всё равно пока в пакете, можно уже с продухами. Мелочёвку держим укутанной до последнего. Мелкие, тонкие детали способны высохнуть за полчаса в то время, как крупной основе требуется на это несколько дней.

Помните, что, если что-то пошло не так, вы всегда, в любой момент, можете целиком укутать вашу работу в целлофан, и оставить так на сутки, чтобы влажность стала одинаковой.

Если у вашей работы есть сильно выступающие части, которые в сыром виде не держатся на основе и стремятся «упасть» на стол, то под них хорошо подкладывать мягкие губки, свёрнутые полотенца, салфетки. Они поддержат, пока изделие не высохнет и деталь не обретёт способность держаться самостоятельно.

Кстати, на мягких губках я сушу также изделия, у которых не должно быть плоского дна, например, ложки. Пока ложки сырые, если их положить на ровную поверхность, есть вероятность, что появится небольшая площадка. Чтобы этого избежать, кладу на мягкую губку, способную немного прогнуться под тяжестью глины, и принять форму ложки. Так низ ложки остаётся полукруглым, как надо.

Ложки сушу на поролоне для сохранения первоначальной формы. Фото автора.
Ложки сушу на поролоне для сохранения первоначальной формы. Фото автора.

Чем крупнее работа, тем больше времени требуется на сушку. Убирать пакет полностью можно через 5-7 дней, когда вы увидите, что вся работа светлеет равномерно. Светлеет = сохнет.

Я описала идеальный вариант сушки. Если у вас есть проблемы с браком на этом этапе, сверьтесь, что вы делаете не так. Всё это кажется очень замороченным, когда читаешь. На деле, вы без конца будете бегать к своим изделиям, чтобы посмотреть, как они там поживают без вас 😊 Конечно, если они сушатся у вас дома или в мастерской, а не в коворкинге, куда вы попадёте только на следующей неделе))

Прежде, чем везти на обжиг, убедитесь, что изделие полностью высохло. Если внутри изделия сохранилось хоть немного влаги, в печи оно сделает «бах»: разогретый пар просто порвёт работу. Это тот случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть 👍

Если о чём-то не упомянула, напишите в комментариях. Дополню статью, если это знание имеется в моём арсенале 😊

Равномерного высыхания вашим изделиям! Юля УЛА керамика.

С чего начать свой путь в керамику

Что купить для первого раза

Можно ли обжечь глину в духовке?

Хобби
3,2 млн интересуются